Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:04, реферат

Описание работы

Стабильные субсидии малому бизнесу являются необходимым фактором для его успешного развития. Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем грамотного формирования экономики в стране. Никто не станет спорить с утверждением о том, что любая вновь созданная компания нуждается в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная материальная база.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 26.38 Кб (Скачать)



Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Стабильные  субсидии малому бизнесу являются необходимым  фактором для его успешного развития. Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем  грамотного формирования экономики  в стране. Никто не станет спорить  с утверждением о том, что любая  вновь созданная компания нуждается  в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная  материальная база. К сожалению, не все компании, появляющиеся в нашей  стране, имеют собственную базу средств, благодаря которой развитие бизнеса  налаживается практически сразу  же. Большинство из них выходит  «в плавание» практически нулевыми и требует поддержки для нормального  функционирования.

На сегодняшний  день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной  из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредствам едино разового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.

Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса  способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может  и должна привести к оформлению устойчивого  делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.

Программы поддержки малого и среднего бизнеса

Основным стимулом развития любой компании выступает  комплекс мер, направленный на поддержание  среднего и малого бизнеса в устойчивом состоянии, и организованный местными властями в каждом отдельно взятом регионе. На сегодняшний день субсидии малому бизнесу могут быть самыми разными. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются на возмещение затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.

В большинстве  случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлены на новичков, переживающих период старт-апа. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов.

Реализация  программ государственной  поддержки

Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным  Законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы  субъектов России и органов местного самоуправления.

Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное  – четкие направления действий поддержки  бизнеса. К примеру, с помощью  государственных программ поддержки  бизнеса можно получить некоторую  сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять  участие в тематической выставке.

Инфраструктура  программ поддержки  среднего и малого бизнеса

Структура поддержки  малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некомерческие  организации созданные в качестве подрядчиков и размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд.

Кроме того, в  инфраструктуре присутствуют и фонды  поддержки предпринимательства, фонды  поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес - инкубаторы, научные парки и прочие организации. Рассмотрим подробнее каждый в отдельности.

Общественные  организации предлагают возможность  принятие участия в формировании инициатив Законодательства, помогают налаживать контакты с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту.

Муниципальные и государственные фонды в  настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель - проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.

Содействие в  кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое  можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.

Бизнес - инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация  пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес - инкубаторов. Они  могут выступать самостоятельно или же в составе техно - центров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).

За повышение  квалификации руководителей и непосредственно  персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес - школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров.

Более 30 городов  страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной  администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения  инвестиций малыми предприятиями, и  обучение персонала.

Венчурные фонды  на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют  средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение  и прочие субстанции, связанные с  научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством  экономики и развития, местной  и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует  порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.

При центрах  занятости действуют социально-деловые  центры, создающие новые рабочие  места посредством развития малых  предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное  предприятие, единственным учредителем  которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких  центров.

Существующая  система микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Порядок и особенности  предоставления отчетности СМП.

Малые и средние  предприятия чаще всего совершают  и незначительное количество хозяйственных  операций, как правило, не более нескольких десятков в месяц. Мало какие предприятия  ведут деятельность по производству продукции или выполнению работ  и оказанию услуг, связанную с  большими затратами материально-производственных ресурсов. Именно это и отличает такие предприятия.

Естественно и  система бухгалтерского учета будет  отличаться для малых и средних  предприятий своей относительной  простотой. Порядок организации  бухгалтерского учета на малых и  средних предприятиях регламентируется Типовыми рекомендациями по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства, утвержденными  Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.1 2.98 г. № 64н.

Эти Типовые  рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» и предназначены  для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, естественно, за исключением кредитных организаций.

При всем при  этом в соответствии с п.2 Типовых  рекомендаций малые предприятия  ведут бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими  основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» и прочими нормативно-законодательными актами.

Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением таких стандартных систем регистров бухгалтерского учета как:

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
  • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1 960 г. № 1 76;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.98 г. N5 64н.

Малое предприятие (МП) самостоятельно выбирает форму  бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности, как например товаров, материально-производственных запасов, финансовых активов и т.п., из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

Упрощенная форма  бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по:

  • простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
  • форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Так, предприятия, у которых в течение месяца было совершено до сотни хозяйственных операций, могут вести их учет путем регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1), утвержденной Приказом Минфина России от 21.12.1998 г. № 64н.

Эта Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить объем имеющегося у предприятия  имущества и денежных средств, а  также количество их источников у  малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую  отчетность.

Исходя из требований Типовых рекомендаций малым и  средним предприятиям необходимо наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками и  по налогу на доходы физических лиц  с бюджетом вести также ведомости  учета заработной платы по форме  № В-8, утвержденной также Приказом Минфина России от 21.12.1998 г. № 64н.

Книгу можно  вести в виде ведомости, которая  может открываться на месяц и  использовать при необходимости  вкладные листы для учета операций по счетам, или в форме журнала, в котором учет операций ведется  весь отчетный год. В этом случае Книга  должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а  также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается  записями сумм остатков на начало отчетного  периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они  имеются.

По окончании  месяца подсчитываются итоговые обороты  по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу  средств, показанному по графе 4 Книги.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц  выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Свою специфику  имеет и форма бухгалтерского учета с использованием регистров  бухгалтерского учета имущества  малого предприятия.

Кроме того, МП осуществляющие производственную деятельность могут применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 г. N3 64н:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений, - форма № В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;
  • ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4:
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;
  • ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата):
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка):
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7:
  • ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для  учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Порядок ведения  учета с использованием перечисленных  ведомостей совпадает методологически  с методом двойной записи при  использовании стандартной схемы  бухгалтерского учета: сумма по любой  операции записывается одновременно в  двух ведомостях. В одной ведомости - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет». другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Соответственно  и все остальные требования вытекают из стандартной системы бухгалтерского учета, т.е. остатки средств в отдельных  ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены  записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности МП, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме  № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Данная оборотная  ведомость является основанием для  составления бухгалтерского баланса  МП.

Во всех применяемых  ведомостях указывается месяц, в  котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся  к прошлым периодам, отражается в  регистрах бухгалтерского учета  отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной пастой). 
 
 

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего бизнеса