Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:10, курсовая работа
В данной работе нами будет дано понятие бухгалтерской отчетности, рассмотрены основные нормативные документы по данному вопросу, выделены содержание отчетности и требования, предъявляемые к ней. Целью данной работы является не детальное изучение отдельных составляющих бухгалтерской отчетности, а определение основных принципов ее составления, порядок и условия публикации, анализ отчетности; однако некоторые моменты (бухгалтерский баланс, пояснительная записка) будут выделены.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………………………………………………………..3
1.1. Понятие и требования бухгалтерской отчетности…………………….3
1.2. Нормативные документы о бухгалтерской отчетности……………….7
2. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………8
2.1. Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности………………..8
2.2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности…12
3. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………15
3.1. Состав бухгалтерской отчетности……………………………………..15
3.2. Бухгалтерский баланс…………………………………………………..17
3.2.1. СОСТАВ АКТИВА БАЛАНСА……………………………………...18
3.2.2. Бухгалтерский баланс: содержание пассива………………………..21
3.3. Пояснительная записка…………………………………………………27
3.4. Другие составляющие отчетности……………………………………..28
3.5. Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность…………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………33
Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;
Положение
о бухгалтерском учете и
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/94) “Учетная политика предприятия” (приказ Минфина России от 28 июля 1994 г. № 100);
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 2/94) “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” (приказ Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167);
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 3/95) “Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте” (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 50);
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/96) “Бухгалтерская отчетность организации” (приказ Минфина России от 8 февраля 1996 г. № 10).
Кроме того, организация должна руководствоваться:
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. №56 с изм.);
нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);
другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).
Составлению
отчетности должна предшествовать значительная
подготовительная работа, осуществляемая
по заранее составленному специальному
графику. Важным этапом подготовительной
работы составления отчетности является
закрытие в конце отчетного периода всех
операционных счетов: калькуляционных,
собирательно-
Приступая
к закрытию счетов, следует иметь
в виду, что современные предприятия
являются сложными объектами учета и калькулирования
себестоимости продукции. Их продукция
используется по различным направлениям.
Взаимные услуги оказывают друг другу
и основному производству вспомогательные
производства. При взаимном использовании
продукции и услуг невозможно во всех
случаях отнести на все объекты калькуляции
фактические затраты. Какую-то часть затрат
по некоторым объектам калькуляции предприятия
вынуждены отражать в плановой оценке.
В этих условиях важное значение имеет
обоснование последовательности закрытия
счетов1.
Итак, разберем этот вопрос несколько подробнее на примере составления годового отчета. Этому процессу предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:
1. Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:
равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;
равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.
2.
Инвентаризация имущества и
Инвентаризация – это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей.2
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает организация, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Соответствующие статьи бухгалтерского баланса должны подтверждаться данными инвентаризации имущества, расчетов и обязательств, проводимой в порядке, установленном приказом Минфина России “Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” от 13 июня 1995 г. № 49, с учетом требований и норм Федерального закона “О бухгалтерском учете”, который подтвердил ранее установленный Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации порядок отражения в бухгалтерском учете расхождений, выявленных во время инвентаризации.
3. Исправления в бухгалтерском учете по выявленным в ходе подготовки к отчету ошибкам.
В п. 13 Указа Президента Российской Федерации “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” от 8 мая 1996 г. № 685 установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.
Порядок исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года определен в подпункте 1.8 Инструкции "О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности", утвержденной приказом Минфина России №97 от 12 ноября 1996 г.:
В случае установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения доходов или финансовых результатов в силу отнесения на издержки производства не связанных с ним затрат исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения.
В тех случаях, когда в затраты на производство продукции включены расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим законодательством на прибыль, остающуюся в распоряжении организации, либо другие источники или излишне начислены амортизационные отчисления, исправления осуществляются путем уменьшения соответствующего источника на сумму указанных расходов (отчислений) в корреспонденции с кредитом счета “Прибыли и убытки”.
При
проверке учетных записей порой
могут быть вскрыты и ошибки, допущенные
в исчислении налогов. При этом надо
помнить, что в связи с разделением
в настоящее время
4. Расчет и начисление налогов, причитающихся в бюджет.
5.
Закрытие счетов по учету
Таким образом, учет балансовой прибыли и ее использования в течение года организация осуществляет на разных балансовых счетах: учет прибыли — на счете 80 “Прибыли и убытки”; учет использования прибыли — на счете 81 “Использование прибыли”.
При составлении годового бухгалтерского баланса заключительными проводками декабря счета 80 и 81 закрываются. Сальдо по этим счетам по состоянию на начало каждого нового года должны равняться нулю, поэтому необходимо полностью списать остатки с данных счетов.
Эта операция, называемая реформацией бухгалтерского баланса1, производится каждой организацией один раз в год.
6.
Обеспечение сопоставимости
Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами.
Каждая
корректировка должна быть раскрыта
в пояснениях к бухгалтерскому балансу
и отчету о финансовых результатах вместе
с указанием ее причин (переоценка основных
средств, изменение рыночной стоимости
акций, изменение учетной политики в части
учета реализации и др.).
Подводя итог данному разделу, разберем некоторые рекомендации, которые даются специалистами на основе накопленного опыта.
Закрытие счетов начинают со счетов отраслей и производства, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат.
В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности:
Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Минфином РФ.
Министерства
и ведомства РФ, республик, входящих
в состав РФ, дополнительно к типовым
формам могут устанавливать
Организация составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов и представительств, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.
В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином РФ.
Централизованная бухгалтерия, обслуживающая организации, составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются состав имущества этих организаций и источники его формирования.
Министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по организациям, по которым на них возложены координация и регулирование деятельности.
Объединения юридических лиц, созданные на добровольных началах организациями (союзы, ассоциации), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном в учредительных документах этих объединений.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.