Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:43, дипломная работа
Цель дипломной работы – провести анализ и разработать рекомендации по совершенствованию формирования и использования денежных средств Пенсионным фондом РФ.
Задачи:
1. Описать процесс возникновения и развития системы пенсионного обеспечения в РФ.
2. Рассмотреть правовые основы функционирования Пенсионного фонда РФ.
3. Выделить цели, задачи и описать полномочия Пенсионного фонда РФ.
4. Описать особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ на 2011 г. и плановые 2012 и 2013 гг..
5. Провести анализ процедуры исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование.
6. Описать особенности персонифицированного учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 24
1.3 Пенсионный фонд России, его функции и роль в реализации социальной политики государства 28
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СТРАХОВАНИЯ В РОССИИФ
2.2.Формирование бюджета ПФР на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов 41
2.2 Исчисление и уплата страховых взносов в пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование 52
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 59
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ НА ПРИМЕРЕ ГУ УПРАВЛЕНИЯ ПФР В КОЛЬСКОМ РАЙОНЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 63
3.1. Организационная структура ГУ Управления ПФР в Кольском районе Мурманской области 63
3.2 Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работодателями 67
3.3 Предложения по совершенствованию контроля за уплатой страховых взносов с использованием камеральных и выездных проверок 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………103
государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;
обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;
негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.
Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемого работодателем, предусматривает две составляющие:
страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;
накопительную часть, выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ. [19]
Можно говорить о том, что нормативная база деятельности Пенсионного фонда России разработана на достаточно высоком уровне и не содержит принципиальных противоречий.
Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом, т. е. фондом денежных средств, образуемым вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенным для материального обеспечения граждан при наступлении социальных рисков утраты трудового или другого постоянного дохода вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности, потере кормильца, достижении установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.[20]
Средства государственного внебюджетного пенсионного фонда находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Функцию управления внебюджетным пенсионным фондом призвана выполнять специально созданная в 1990 г. организация – Пенсионный фонд РФ (ПФР).[21]
Управляя обособленным, автономным денежным фондом, ПФР лишен возможности существенно влиять на величину мобилизуемых доходов, не имеет права корректировать расходную часть, так как согласно ст. 147 Бюджетного кодекса РФ[22] уровень обязательных платежей устанавливается законодательством, а расходование средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, в соответствии с бюджетом ПФР, ежегодно утверждаемым федеральным законом. Таким образом, ПФР ответственен за организацию и управление процессами аккумулирования и использования финансовых ресурсов в размерах и на цели, регламентированные государством, т. е. самостоятельность ПФР касается реализации функций оперативного управления пенсионным денежным фондом.[23]
В соответствии с п. 1 Положения о ПФР Фонд является по своему статусу самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Полномочия, предоставленные ПФР данным Положением, можно подразделить на несколько групп:
полномочия в области сбора и аккумулирования страховых взносов;
полномочия в области расходования средств страхового фонда;
полномочия в области получения и расходования бюджетных средств;
полномочия в области гражданско-правовых отношений, связанных с осуществлением капитальных вложений (т. е. финансовым и материально-техническим обеспечением текущей деятельности органов ПФР), привлечением банковских кредитов, размещением временно свободных денежных средств, осуществлением операций, предусмотренных банковским законодательством;
полномочия в области взаимоотношений с государственными органами исполнительной власти (Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Федеральной налоговой службой РФ, органами управления другими государственными внебюджетными фондами, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и подведомственными ему Федеральной службой по труду и занятости и Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, Федеральным агентством связи, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).[24]
Закон об обязательном пенсионном страховании, вступивший в силу с 01 января 2002 года, определил статус Пенсионного фонда РФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию как государственного учреждения, составляющего вместе со своими территориальными органами, являющимися юридическими лицами, единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.[25] Согласно ст. 5 указанного Закона государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.[26]
Закон об обязательном пенсионном страховании развивает соответствующие положения Федерального закона от 16 июля 1999 г № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», согласно которому страховщик трактуется как некоммерческая организация, которая создается в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев (ст. 6).[27] В соответствии с п. 4 ст. 13 данного Закона организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования (в рассматриваемом контексте организационно-правовая форма Пенсионного фонда РФ определена Законом об обязательном пенсионном страховании как государственное учреждение).[28]
Согласно ст. 5 Закона об обязательном пенсионном страховании Пенсионный фонд РФ[29] должен действовать на основании федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации». Проектом федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации», предусмотрено преобразование ПФР из финансово-кредитного учреждения в некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией для государственного пенсионного обеспечения (страхования) граждан. Согласно проекту закона Фонд может быть реорганизован или ликвидирован на основании соответствующего федерального закона, определяющего порядок реорганизации (ликвидации) Фонда и использования его имущества.[30]
ПФР наделяется Российской Федерацией имуществом, используемым в целях финансового и материально-технического обеспечения текущей деятельности Фонда и его территориальных органов. Это имущество закрепляется за Фондом на праве оперативного управления и учитывается отдельно от средств государственного пенсионного обеспечения (страхования). Сделки с ним совершаются Фондом самостоятельно и от собственного имени.
Смета расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов утверждается ежегодно федеральным законом в составе бюджета государственного пенсионного обеспечения (страхования) на очередной финансовый год.
По обязательствам, вытекающим из отношений по государственному пенсионному обеспечению (страхованию), не может быть обращено взыскание на имущество Фонда, используемое в целях финансового и материально-технического обеспечения его текущей деятельности. По обязательствам Фонда, не вытекающим из отношений по государственному пенсионному обеспечению (страхованию), не может быть обращено взыскание на средства государственного пенсионного обеспечения (страхования).
Фонд и его территориальные органы не могут являться учредителями (участниками) коммерческих организаций любой организационно-правовой формы. [31]
Задачами ПФР являются:
назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий, включая организацию их доставки и пересылки, а также методическое обеспечение указанной деятельности;
организация и ведение единого федерального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах;
организация и ведение единого государственного банка данных, содержащего сведения о плательщиках, уплачивающих обязательные платежи на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в соответствии с законодательством Российской Федерации (обязательные платежи);
организация учета обязательных платежей;
регистрация плательщиков обязательных платежей;
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования;
капитализация средств государственного пенсионного обеспечения (страхования);
участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
осуществление экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;
ведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;
изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, разработка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства в области государственного пенсионного обеспечения (страхования);
проведение научно-исследовательских работ и подготовка специалистов в области государственного пенсионного обеспечения (страхования);
осуществление международного сотрудничества от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Российской Федерации по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.[32]
Для выполнения возложенных на ПФР функций сформирована трехуровневая структура управления пенсионным денежным фондом, отражающая особенности России как федеративного государства:
федеральный уровень, представленный центральным аппаратом, управление на котором обеспечивается Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией, а также Управлениями в федеральных округах;
региональный уровень, представленный региональными отделениями в каждом из 83 субъектов Российской Федерации (РОПФР);
местный уровень, представленный районными управлениями и отделами.[33]
Региональные отделения ПФР, а также управления и отделы пенсионного страхования в районах и городах являются юридическими лицами, имеющими в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках. При этом региональные отделения в своей деятельности подчиняются Исполнительной дирекции ПФР, руководствуясь решениями Правления ПФР; управления и отделы – непосредственно региональному отделению.[34]
Таким образом, представленная структура характеризуется вертикальной интегрированностью входящих в нее элементов с высокой степенью централизации, подчиненной общей цели – обеспечению единых стандартов пенсионного обеспечения на всей территории страны.
В этой системе каждый объект получает управляющие воздействия от соответствующего объекта вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня. Основные процедуры переработки информации и принятия решений выполняются в подразделениях центрального аппарата ПФР и в региональных отделениях.
К многочисленным процедурам управления центрального аппарата ПФР относятся формирование и уточнение бюджета ПФР, анализ и прогнозирование движения денежных средств, бухгалтерский учет и отчетность, перераспределение финансовых ресурсов между территориями.
Таким образом, организационное единство ПФР призвано гарантировать как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.
Кроме того, в рамках проведения реформы вертикали власти в целях обеспечения взаимодействия органов ПФР с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и согласования структуры органов ПФР со схемой их размещения постановлением Правления ПФР от 09 октября 2000 г № 118 было принято решение о создании управлений ПФР в федеральных округах. К числу основных задач, возложенных на Управление, относятся: участие в подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе и отчетов об их исполнении, взаимодействие с органами Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета ПФР.[35]