Финансовый контроль и его особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использование фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение

1. Необходимость и содержание финансового контроля

2. Виды, формы и методы финансового контроля

3. Органы, осуществляющие финансовый контроль

Заключение

Работа содержит 1 файл

аудит.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 2).

 

Таблица 2. Основные формы финансового контроля

Признак классификации

Формы финансового контроля

Время проведения контроля

Предварительный, текущий, последующий

Направление воздействия субъекта на объект контроля

Внешний, внутренний

Место проведения контроля

Камеральный, выездной

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Сплошной, выборочный

Характер источников контроля

Документальный, фактический

Периодичность проведения контроля

Систематический, периодический, единовременный

Полнота охвата проверяемых вопросов

Комплексный, тематический, встречный

Повторяемость изучения источников контроля

Первичный, повторный

 

Основными методами финансового контроля являются:

                   проверки;

                   обследования;

                   надзор;

                   анализ финансового состояния;

                   наблюдение (мониторинг);

                   ревизии.

Основными методами финансового контроля являются:

                   проверки;

                   обследования;

                   надзор;

                   анализ финансового состояния;

                   наблюдение (мониторинг);

                   ревизии.

 

3. Органы, осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в России, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата также осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений.

Федеральные службы, осуществляющие финансовый контроль, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации - органы исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями:

1.                  Федеральная налоговая служба (ФНС) осуществляет контроль и надзор за:

­                     соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

­                     проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

­                     полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

­                     проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей и др.

ФНС России и ее территориальные органы — управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов;

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);

2.                  Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля;

3.                  Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;

4.                  Федеральное казначейство осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральная таможенная служба (ФТС) находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Банк России:

­                     осуществляет функции по государственной регистрации и лицензированию кредитных организаций;

­                     осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

­                     организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

­                     устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

 


Заключение

 

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

2. Система организации финансового контроля состоит из двух основных звеньев: государственного финансового контроля и негосударственного контроля. При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

3. Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

По мимо государственного финансового контроля немаловажную роль играют и другие виды финансового контроля, в том числе и аудиторский, роль которого в последние годы многократно возросла. Это обусловлено всё более широким развитием в стране рыночных отношений.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля.

 

17

 



Информация о работе Финансовый контроль и его особенности в России