Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 14:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков в современных условиях и разработка мер по их развитию и совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
* определение роли финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства;
* определение понятия финансовых рынков и рассмотрение их классификации;
* рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по контролю и развитию финансовых рынков;
* расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков;
* рассмотрение влияния мирового финансового кризиса на функционирование национальных рынков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
1.1.Роль финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства……………………………………………………………………...…5
1.2.Определение понятия финансовых рынков и их классификация…………………………………………………………………….8
1.3.Федеральная служба по финансовым рынкам: структура и основные направления деятельности………………………………………………………20
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.1.Расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков в 2004-2008……………………………………………………………...25
2.2.Влияние мирового финансового кризиса на функционирование финансовых рынков в России………………………………………………..…33
2.3.Пути совершенствования финансовых рынков ………………........42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...51
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….53
Включение того или иного звена финансового рынка авторами зависит в основном от того выполняется ли с помощью этого звена главная функциональная задача финансового рынка, которой является перераспределение временно свободных денежных средств.
По периоду обращения финансовых инструментов выделяют:
- рынок денежных средств;
- рынок капитала.
В практике развитых стран считается, что если срок обращения финансового инструмента составляет менее года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше пяти лет) относятся к рынку капитала, то есть имеется «пограничная область» от одного года до пяти лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала. В России разделение на кратко- и долгосрочные финансовые инструменты несколько иное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.
Таким образом, граница между краткосрочными и долгосрочными финансовыми инструментами, равно как и граница между денежными рынками и рынком капитала, не всегда может быть четко проведена.
К рынку денежных средств относят рынок краткосрочных финансовых инструментов. Этот рынок обладает высокой ликвидностью, вложения в эти активы имеют невысокий уровень финансового риска; система ценообразования на них относительно проста [5, с.126-137].
Е.Г. Чернова [10, c. 23-24] выделяет следующие виды денежных рынков:
1) дисконтные рынки – рынки, на которых продаются и покупаются векселя. Их значение заключается в обеспечении равномерного притока денег в экономику;
2)
рынок межбанковских кредитов, на
котором коммерческие банки
3)
рынок евровалют –
4)
рынок депозитных сертификатов.
Депозитные сертификаты
На рынке капитала продаются и покупаются финансовые инструменты и услуги со сроком обращения свыше одного года. Финансовые активы, продающиеся на рынке капиталов, менее ликвидны, обладают более высоким риском и должны обеспечивать более высокий уровень доходности. Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Такое деление выражает характер отношений между покупателями товаров (финансовых инструментов), продаваемых на этом рынке, и эмитентами финансовых инструментов. Если в качестве финансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения [5, с.130-131].
Следует отметить, что это классическое деление финансовых рынков по срокам обращения финансовых инструментов является в современных условиях несколько условным, так как в настоящее время рыночные технологии и условия эмиссии предусматривают преобразование отдельных видов финансовых инструментов из краткосрочных в долгосрочные и наоборот.
По срочности реализации сделок, заключенных на финансовом рынке, выделяют рынки:
1) с немедленной реализацией условий сделок (рынок «спот» или «кэш»)- представляет собой рынок финансовых инструментов, на котором заключенные сделки осуществляются в строго обусловленный короткий период времени;
2) рынки с реализацией условий сделок в будущем (срочный рынок или рынок «сделок на срок») – предметом обращения на этом рынке являются фондовые, валютные и товарные деривативы, то есть ценные бумаги, стоимость которых является производной от стоимости и характеристик другой ценной бумаги или товарного базового актива.
По территориальному признаку выделяют следующие виды финансовых рынков:
А.М. Ковалева [5, с.130-131] утверждает, что деление финансовых рынков по территориальному признаку позволяет оценить потенциальные возможности по привлечению свободных инвестиционных ресурсов и в зависимости от масштабов реализуемого проекта сконструировать эмиссию финансового инструмента, сориентировав его на масштаб и конкретные условия финансового рынка.
Представленная выше классификация финансовых рынков позволяет увидеть картину в целом – все финансовые рынки являются частью единой системы, которая базируется на совокупном предложении временно свободных денежных средств. Процесс функционирования финансовых рынков сопровождается постоянным перетеканием капитала из одних секторов в другие, причем это происходит под воздействием рыночных факторов: доходности, риска, ликвидности и наличия развитой инфраструктуры. При выборе направления вложения средств инвесторы анализируют показатели, характеризующие отдельные секторы финансового рынка. Такие показатели взаимосвязаны: когда один из секторов теряет свою привлекательность, происходит увеличение объема финансовых ресурсов, перетекающих в другой сектор.
Для
обеспечения развития финансового
рынка необходимо проведение государственной
политики в области финансовых рынков
и обеспечение эффективного надзора и
контроля – в Российской Федерации эту
деятельность осуществляет Федеральная
служба по финансовым рынкам, которая
будет рассмотрена подробнее в следующем
параграфе.
1.3.Федеральная
служба по финансовым рынкам: структура
и основные направления деятельности.
Контроль и надзор в сфере финансовых рынков в России осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, которая заменила собой ранее существовавшую Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Согласно Указу Президента России В.В. Путина №314 от 9 марта 2004 года ФКЦБ России была упразднена и создана Федеральная служба по финансовым рынкам.
Федеральная
служба по финансовым рынкам (ФСФР России)
является федеральным органом
Структура ФСФР России включает в себя десять управлений:
Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: 1)отдел государственной службы и кадров; 2)первый отдел; 3)отдел мобилизационной подготовки.
ФСФР
России осуществляет свою деятельность
непосредственно и через
Цели и задачи ФСФР России на 2007-2009 годы вытекают из стратегических целей Российской Федерации по обеспечению:
- повышения материального уровня и качества жизни населения;
-
высоких темпов устойчивого
-
создания потенциала для
Миссия ФСФР России заключается в обеспечении становления и развития эффективного финансового рынка, который должен стать одним из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, а также средств пенсионных резервов и средств обязательных накопительных систем (обязательное и профессиональное пенсионное страхование). Выполнение этой миссии реализуется через проведение государственной политики в области финансовых рынков, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля в этих сферах деятельности. Особое внимание при этом будет уделено контролю инвестирования пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования и размещения пенсионных резервов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Показателями, характеризующими выполнение этой миссии, являются:
2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г.
(прогноз) | |
Объем
исполняемых расходных |
232748,5 | 785135,0 | 826874,0 | 895078,0 | 959687,0 |
Объем
поступлений в бюджетную |
- | - | 289000,0 | 356100,0 | 381600,0 |
Подробный перечень исполняемых Федеральной службой по финансовым рынкам расходных обязательств и поступлений в бюджетную систему представлен в Приложении №1 и №2.
Эффективная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без обеспечения защиты прав собственности на приобретенные ценные бумаги и прав на получение достоверной информации, как об объектах инвестирования, так и о посредниках финансового рынка. Стимулирование инвестиций через обеспечение действенных механизмов предоставления инвесторам надежной системы учета их прав на ценные бумаги, системы раскрытия достоверной информации на фондовом рынке, а также эффективно функционирующей системы обеспечения исполнения обязательств является одной из основных задач ФСФР России.
Информация о работе Финансовые рынки: понятие, сущность, виды