Финансовая политика Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики, сущность, цели и задачи
1.2. Налоговая политика как важнейший элемент финансовой политики
1.3. Бюджетная политика и её основные принципы
2. Финансовая политика РФ
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

    Для решения задач, предусмотренных  финансовой политикой, необходимо:

    обеспечение принятия решений по большинству  мероприятий финансовой политики на уровне министерств и ведомств в соответствии с их компетенцией;

    определение ответственных исполнителей по основным мероприятиям финансовой политики за конкретным министерством или ведомством, разрабатывающим календарный план по их реализации и перечень необходимых правовых актов, а также несущим ответственность за исполнение этих мероприятий;

    обеспечение публичности процесса выработки  предложений по решению определенных финансовой политикой задач с участием общественности, научных и экспертных кругов;

    разработка  предложений о принятии дополнительных мер по реализации нормативных правовых актов;

    создание  рабочих групп по разработке нормативных  документов с включением в них  независимых экспертов, представителей бизнеса и общественности.

Предполагаемые  результаты

 

    Ожидаемые результаты реализации финансовой политики включают:

    повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы;

    повышение конкурентоспособности российской экономики;

    снижение  макроэкономических рисков;

    формирование  модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.

    Оценка  темпов экономического роста в результате осуществления финансовой политики основана на:

    ожидаемой активизации инвестиционной деятельности за счет собственных и привлеченных средств с учетом снижения связанных  с инвестициями административных и  налоговых издержек;

    предполагаемом  повышении эффективности использования  факторов производства, в частности росте производительности труда;

    преодолении кризисных тенденций в мировой  экономике.

    Главным дополнительным источником инвестиций будет служить сокращение оттока российского капитала благодаря  мерам по улучшению инвестиционного  климата – оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономике сохранится высокая норма валовых сбережений – 28-30 процентов валового внутреннего продукта. Следует ожидать, что выполнение программы повысит норму валовых накоплений с 21 процента валового внутреннего продукта в 2002 году до 23 процентов в 2005 году. Это обеспечит опережающий рост инвестиций в основной капитал в размере не менее 8 процентов в год.

    Инвестиционные  ресурсы предприятий будут увеличиваться как за счет собственных средств в результате роста доходов от экономической деятельности и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностей привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем располагаемой прибыли по прогнозу увеличится в номинальном выражении за 2003-2005 годы в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с 54,7 до 58,6 процента и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до 65,5 процента собственные средства, используемые на инвестиции, возрастут в 1,61-1,73 раза.

    Примерно  такими же темпами будут возрастать и объемы средств, привлекаемых за счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, в том числе иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств. Опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет способствовать повышению конкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а развитие финансового сектора – эффективному использованию для инвестирования в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.

    В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрастет за 2003-2005 годы в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса роста цен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.

    Стимулирование  инновационной активности, повышение  качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволят обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.

    В результате темпы экономического роста  составят 5-6 процентов в 2006 году и 15-18 процентов за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом (в зависимости  от внешнеэкономических условий). Это  позволит рассчитывать на ускорение  экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.

    Обеспечение высоких темпов экономического роста  создаст необходимые условия  для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в  социальной сфере. Реальные располагаемые  доходы населения в 2005 году увеличатся по сравнению с 2002 годом на 24-28 процентов. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата возрастет на 30-34 процента.

    Будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе как воспроизводственных, так и  миграционных компонентов, преодоления  деформаций в структуре распределения  доходов населения. Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-ориентированному экономическому росту.

    Новые механизмы финансирования пенсий и  формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.

    Удельный  вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25 процентов  в 2002 году до 19-20 процентов в 2005 году.

    Прогнозируемое  повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг будет проявляться, прежде всего, в снижении прироста импорта потребительских товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и в росте доли несырьевого экспорта в его совокупном объеме. Объем импорта товаров инвестиционного назначения будет расти более высокими темпами.

    Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационной активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров возрастет к 2005 году до 9,7 процента и до 11 процентов в 2008 году против 9,3 процента в 2002 году (в сопоставимых условиях 2002 года).

    Обеспечение макроэкономической стабильности будет  основой устойчивости экономического развития в целом.

    Прохождение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 годах, обусловленное сохранением бюджетного профицита при относительно высоких  ценах на нефть, позволит добиться дальнейшего снижения долговой нагрузки, что облегчит решение задач социально-экономического развития в последующие годы. В частности, соотношение государственного долга и валового внутреннего продукта уменьшится до 24-25 процентов к началу 2006 года, а платежи по обслуживанию снижения долга не будут превышать с 2006 года 31 процента доходов федерального бюджета.

    Сохранение  благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения чистого  оттока капитала, роста не сырьевого экспорта и активизации импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банка Российской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму шестимесячного импорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк Российской Федерации будет в состоянии стабилизировать ситуацию на валютном рынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции и недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного баланса. Согласно оценкам, реальный эффективный обменный курс возрастет за три года примерно на 20-23 процента, оставаясь ниже показателей 1998 года. При этом паритет покупательной способности в 2005 году будет составлять около 40 процентов от значений номинального обменного курса.

    Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с последующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.

    Этот  процесс будет происходить на фоне повышения привлекательности  рублевых активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает возможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005-2006 годах, что приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и позволит повысить устойчивость экономического роста.

    Реализация  финансовой политики позволит запустить новый механизм устойчивого роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений.

    Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость валового внутреннего продукта снизится в 2003-2005 годах на 9-10 процентов.

    Примерно  половина указанной величины снижения энергоемкости валового внутреннего  продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой структуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей и производств, около 30 процентов – за счет технологических направлений энергосбережения, а 20 процентов – благодаря организационно-техническим мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования энергоресурсов.

    Повышение энергоэффективности станет одним  из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода  от сырьевой специализации. Производство первичных энергоресурсов в 2005 году возрастет до 1575-1625 млн. т в условном эквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 раза ниже прироста валового внутреннего продукта. Прирост производства электроэнергии составит за тот же период всего 6-8 процентов.

    В экономике произойдет структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве составляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в 2005 году это соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процента соответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроении и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатом опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом, увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на рынках товаров длительного пользования для населения.

    Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового внутреннего  продукта, прежде всего за счет развития малого предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма, профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышения конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта и связи).

Заключение

 

    В заключении можно в общем охарактеризовать цели финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в России в условиях кризиса.

    Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

    Коренные  изменения, внесенные в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Информация о работе Финансовая политика Российской федерации