Финансовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является освещение вопросов, касающихся понятия финансовой отчетности в целом.
Задачи контрольной работы состоят в следующем:
1. Сущность и значение финансовой отчетности
2. Состав и содержание финансовой отчетности
3. Порядок анализа финансовой отчетности на примере предприятия

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Сущность и назначение финансовой отчетности …………………………….4
1.1 Назначение финансовой отчетности ………………………………………..6
1.2 Состав и содержание финансовой отчетности…………………………….. 8
1.3 Порядок анализа финансовой отчетности …………………………………11
2.Практический пример ………………………………………………………...14
2.1 Анализ состава, структуры и динамики актива баланс …………………..14
2.2 Анализ состава, структуры и динамики пассивов баланса ………………16
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

финансовая отчетность.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Данные  по числовым показателям в отчетности приводятся минимум за два года – отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год). Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленными нормативными актами.

     Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации.

     Содержание  финансовой отчетности:

     Баланс  — это финансовый отчет, отражающий состояние средств, обязательств и капитала на определенный момент времени в денежном выражении. Баланс состоит из двух частей — актива и пассива. Актив показывает экономические ресурсы предприятия, которые должны принести прибыль в результате хозяйственной деятельности. Пассив баланса отражает право собственности на эти экономические ресурсы и состоит из капитала и обязательств, которые предприятие имеет перед кредиторами.

     Баланс  может строиться по двум признакам  — по степени увеличения или уменьшения ликвидности активов. В России используется первый признак, в западных странах - формат размещения основных статей баланса не играет решающей роли, более важной представляется правильная интерпретация содержания каждой статьи и умение на основе количественных значений статей баланс сделать правильные выводы. В основе построения баланса заложен принцип двойственности, который может отражаться одной их четырех формул:

     Активы = Обязательства + Капитал,

     Активы = Капитал + Обязательства 

     Активы  — Обязательства = Капитал

     Капитал + Обязательства =Активы

     В западных странах существуют два  способа составления бухгалтерского баланса:

     горизонтальный (или двусторонний) формат – это  наиболее старый способ составления  баланса и в настоящее время используется редко (в основном в акционерных обществах). Обратите внимание на то, что используемая при горизонтальном формате старая британская привычка указывать пассив слева, а активы справа, больше нигде не допускается. Капитал и обязательства должны быть указаны справа;

     вертикальный  формат. В настоящее время это  наиболее используемая форма баланса во всем мире.

     Для оценки и прогнозирования финансового  состояния предприятия необходимо уметь читать баланс и хорошо владеть методикой его анализа. Уметь читать баланс - значит понимать содержание каждой его статьи, способы ее оценки и взаимосвязь с другими статьями баланса, характер возможных изменений по каждой статье и их влияние на финансовое положение предприятия, его платежеспособность. 
 

1.3 Порядок анализа финансовой отчетности 

    Цель  финансового анализа - получение информации, необходимой для принятия управленческих решений:

  • внутренними пользователями информации (администрация фирмы) - о корректировке финансовой политики предприятия,
  • внешними пользователями - о реализации конкретных планов в отношении к данному предприятию (приобретение, инвестирование, заключение контрактов и др.).

    Основные  задачи, решаемые при проведении финансового  анализа:

  • определение ("фиксация") финансового состояния предприятия на момент исследования;
  • выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;
  • определение "узких" мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;
  • выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

    Основные  направления анализа:

  • анализ структуры Баланса и чистого оборотного капитала,
  • анализ ликвидности и финансовой устойчивости,
  • анализ прибыльности и структуры затрат,
  • анализ оборачиваемости,
  • анализ рентабельности,
  • анализ эффективности труда.

    В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень  детализации по отдельным направлениям, но в кратком виде необходимо проводить  анализ по всем направлениям. Это объясняется  взаимосвязанностью показателей: изменение одних показателей может быть следствием изменения других. Например, снижение рентабельности часто связано с ухудшением оборачиваемости активов.

    В зависимости от поставленных целей  финансовый анализ состояния предприятия  может быть дополнен другими исследованиями (маркетинговыми, технологическими).

    Источником  информации для проведения финансового  анализа являются стандартные формы  бухгалтерской отчетности:

  • Баланс (форма № 1)
  • Отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2).

    Последовательность  проведения анализа финансового состояния организации:

    Эффективное управление предполагает две составляющие - точную оценку сложившейся ситуации и выбор возможных и наиболее эффективных комбинаций управленческих решений. Подобная работа предполагает прохождение трех этапов:

    1. Оценка текущего состояния компании  и его изменения по сравнению  с предыдущим периодом. Собственные ощущения и наблюдения руководителя (например, дефицит денежных средств ощутим без коэффициентов) дополняются расчетом финансовых коэффициентов. Снижение коэффициентов может сигнализировать, что положение предприятия ослабевает, рост - что положение становится более устойчивым.

    Задачей этого этапа является не только анализ динамики показателей, но и определение  допустимого уровня снижения коэффициентов (методы расчетов рассмотрены в этом издании).

    В некоторых случаях осознанно  допускается временное снижение показателей. Например, проводя масштабную инвестиционную программу - стремясь в  рекордно короткие сроки построить  и оснастить производство - предприятие  может осуществлять вложения, превышающие  его текущие финансовые возможности. То есть на финансирование капитальных затрат помимо заработанной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов (если получится их привлечь) могут использоваться краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность, что может привести к снижению показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Такие действия могут быть оправданы - короткие сроки строительства позволят "не упустить" сложившуюся рыночную ситуацию. Осуществляя капитальные вложения "дозированно" в течение длительного периода, предприятие может прийти к ситуации: производство будет готово к запуску нового продукта, но рынок к тому моменту изменится и продукт уже не будет актуален. Таким образом, во имя будущего прироста прибыли (капитальные затраты должны иметь целью именно получение дополнительной прибыли) и, следовательно, будущего упрочения финансового положения временно может допускаться снижение основных финансовых показателей. Задача управленца - найти ту грань, переступать которую нельзя - ниже которой финансовая ситуация станет критической.

    2. Определение причин, которые привели  к изменению финансового положения  предприятия. Необходимо установить не только причины проблем, но и причины успехов. При этом важно определить, в какой области лежат эти причины - результаты деятельности или использование результатов; какие действия нашего предприятия или изменения внешней среды привели к сложившемуся положению (неграмотное планирование объемов производства и работа на склад; повышение цен поставщиками).

    3. Разработка программы действий на будущее. Комбинации решений могут быт весьма разнообразны и изменяться из периода к периоду. В периоды спада прибыльности (например, сезонного падения спроса) особенно значимым становится контроль управления оборотным капиталом - объемов закупаемых запасов, своевременность поставок комплектующих, точность планируемых объемов производства и отсутствие затоваривания склада - и определение допустимой величины капитальных вложений.  
 

2.Практический  пример

2.1 Анализ состава, структуры и динамики актива баланс

     Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, то есть о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, об остатках свободной денежной наличности и т.п. Исследовать структуру актива баланса можно с помощью таблицы 1

Таблица 1 - Горизонтальный и вертикальный анализ актива баланса

Наименование  источников финансовых ресурсов предприятия Код строки (форма №1) 2008 2009 Изменения:
абсолют-ные  величины удельный вес, % абсолют-ные величины удельный вес, % в абсолют-ных  величинах в структуре, % темпы прироста, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Необоротные активы
1. Нематериальные  активы 110 2,00 0,00 2,00 0,00 0,00 0,00 0,00
2. Незавершенное строительство 120 2962,00 3,15 6160,00 5,29 3198,00 2,14 107,97
3. Основные средства 130 12164,00 12,93 14320,00 12,29 2156,00 -0,64 17,72
4. Долгосрочные  финансовые отношения 040 + 045 441,00 0,47 3612,00 3,10 3171,00 2,63 719,05
5. Долгосрочная  дебиторская задолжность 150 3854,00 4,10 5658,00 4,86 1804,00 0,76 46,81
6. Отсроченные налоговые  активы 160 15,00 0,02 19,00 0,02 4,00 0,00 0,00
7. Другие необоротные  активы 170 0,00 0,00 2000,00 1,72 2000,00 1,72 0,00
Итого (необоротные активы) 190 19438,00 20,67 31771,00 27,28 12333,00 6,61 63,45
2. Оборотные активы
8. Запасы 100 + 110 + 120 + 130 + 140 36970,00 39,31 34146,00 29,31 -2824,00 -10,00 -7,64
9 Векселя полученные 150 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0!
10 Дебиторская задолженность  за товары, работы, услуги 160 30842,00 32,80 43534,00 37,37 12692,00 4,58 41,15
11 Дебиторская задолженность  по расчетам 170 + 180 + 190 + 200 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0
12 Другая текущая  дебиторская задолженность 210 0,00 0,00 1440,00 1,24 1440,00 1,24 0
13 налог на добавленную  стоимость 220 5015,00 5,33 5589,00 4,80 574,00 -0,53 11,45
14 Денежные средства и их эквиваленты 230 + 240 1350,00 1,44   0,00 -1350,00 -1,44 -100,00
15 Другие оборотные  активы 250 391,00 0,42 0,00 0,00 -391,00 -0,42 -100,00
16 Расходы будущих  периодов 270 34,00 0,04 0,00 0,00 -34,00 -0,04 -100,00
Итого (оборотные активы)   74602,00 79,33 84709,00 72,72 10107,00 -6,61 13,55
Итого 300 94040,00 100,00 116480,00 100,00 22440,00 0,00 23,86

     Проанализировав направления использования финансовых ресурсов предприятия можно сказать следующее:

  • Имущество предприятия увеличилось на 23,86 % или на 22440 тыс. руб. и наконец 2009 года составило 116480 тыс. руб.
  • На увеличение активов предприятия повлиял как рост необоротных так и оборотных активов.
  • Необоротные активы на конец 2009 года составили 31771,0 тыс. руб., что больше показателя на начало 2009 года на 19438 тыс. руб. или на 6,61.
  • На увеличение необоротных активов в большей степени повлиял рост: долгосрочной дебиторской задолженности (на 46,81 % или на 1804 тыс. руб.
  • Оборотные активы на конец 2009 года составили 84709 тыс. руб., что на 10107 тыс. руб. или на 13,55% больше показателя на начало 2009года.
  • Положительно на увеличение оборотных активов повлияли статьи: рост дебиторской задолженности за товары, работы, услуги.
  • В общей структуре источников финансовых ресурсов предприятия преобладают основные средства, которые составили 12,93% и 12,29% на начало и на конец 2009 года соответственно и другая текущая дебиторская задолженность (13,72 и 23,42 %).
  • Наименьший удельный вес занимают: нематериальные активы; долгосрочная дебиторская задолженность; другие необоротные активы; расходы будущих периодов.
  • В общей структуре источников финансовых ресурсов необоротные активы составляют 20,67 % на начало и 27,28% на конец года; оборотные – 79,33 % и 72,72% соответственно.
 
 

2.2 Анализ состава, структуры и динамики пассивов баланса 

     Сведения, которые приводятся в пассиве  баланса, позволяют определить, какие  изменения произошли в структуре  собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных средств, то есть пассив показывает, откуда взялись средства, направленные на формирование имущества предприятия. Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. Необходимость в собственном капитале (раздел 1 пассива) обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Уставный капитал – основа самостоятельности и независимости предприятия. Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него. Следует иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала. В то же время, если средства предприятия в основном созданы за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и на привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капиталов, во многом зависит финансовое положение предприятия. Выработка правильной финансовой стратегии является одним из основных условий эффективной деятельности предприятия. При анализе источников формирования имущества предприятия должны быть рассмотрены абсолютные и относительные изменения в собственных и заемных средствах предприятия.

Информация о работе Финансовая отчетность