Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:54, курсовая работа
Эффективное функционирование финансово-кредитной системы России определяется степенью ее соответствия внутренним потребностям воспроизводственных циклов отечественного капитала, формируемых расширенным кругооборотом капиталов предприятий - основы стабильного экономического роста. Инструменты стимулирования экономического роста содержат как меры по созданию развитого внутреннего рынка, так и государственные шаги по концентрации финансовых ресурсов на стратегических направлениях развития.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Функции финансовой системы. 4
Инструменты финансово-кредитной политики 6
Государственный бюджет. Доходная и расходная части государственного
бюджета. 11
1.4. Кредитование. Виды кредитов. Проценты но кредитам и влияющие на
него факторы. 12
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
2.1.Деятельность банков в РФ. 14
2.2.Банк России, его правовое положение и функции 15
2.3 Двухуровневая банковская система и ее функционирование, 18
Свобода экономической инициативы как гарантия правового
государства. 20
Политика валютного курса. 21
Инфляция 23
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗБИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ФИНАНСОВО
кредитной сферы
3.1.Основных тенденций, показателей и параметров реализации денежно-
кредитной политики 27
Основные цели и задачи государственной денежно-кредитной политики в
2004 г. 29
Перспективы расширения возможностей кредитования реальной
экономики с учетом развития инструментария денежно-кредитной
политики. 33
Развития финансовых рынков, совершенствования платежной
системы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
ЛИТЕРАТУРА. 45
1
Экономика и статистика(журнал).№6/2002г.
29
Финансово-кредитное регулирование направлено на достижение равновесия между денежным предложением и спросом на деньги. Однако перспективная оценка последнего все более усложняется. В частности, это связано с различной длительностью и неустойчивостью временных лагов между динамикой отдельных компонентов финансовой массы и ростом цен, неопределенностью инфляционных и девальвационных ожиданий, влияющих на использование экономическими агентами финансовых инструментов в национальной и иностранной валютах.
Банк России считает целесообразным сохранять преемственность в основных принципах формулирования и реализации финансово-кредитной политики в кратко- и среднесрочной перспективе. Это прежде всего касается последовательного снижения инфляции, создания тем самым благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Поэтому главной целью единой государственной финансово-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2004г. и сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2006 г., согласованными с Банком России, предполагается снизить темпы инфляции до 8-10% в 2004 г,, 6,5-8,5% в 2005 г. и 5,5-7,5% в 2006 году. Такая траектория снижения инфляции представляется вполне реальной в рамках реализации Правительством Российской Федерации намеченной на этот период бюджетно-налоговой политики, и Банк России ставит целью обеспечить указанную динамику инфляции с помощью инструментов финансово-кредитной политики.
Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны и проекта бюджета на 2004 г., считает
возможным принять в качестве цели финансово-кредитной политики на
30
2004г.
ограничение прироста
инфляции 7-8%.1
В
рамках обоих наиболее вероятных
сценариев социально-
В последние годы Минэкономразвития и Банк России предусматривают, как правило, два основных сценария экономического развития страны и, соответственно, два варианта расчетов. Наличие двух сценариев экономического развития страны при формулировании направлений финансово-кредитной политики на 2004 г. предписано действующим законодательством. В рамках финансовой программы проводится согласование на макроэкономическом уровне параметров финансово-кредитной сферы на предстоящий год с прогнозируемыми тенденциями развития бюджетной сферы, внешнеэкономического и реального секторов экономики с целью достижения запланированных темпов инфляции. Во взаимосвязанную систему проектируемых индикаторов, представленных в финансовой программе, входят показатели финансовой базы, оцененной в
1
Экономика и статистика(журнал). №6/2002г.
31
соответствии с прогнозируемой динамикой спроса на деньги, и основные источники ее формирования: чистые международные резервы органов финансово-кредитного регулирования; чистые внутренние активы органов финансово-кредитного регулирования, включая чистый кредит расширенному правительству и чистый кредит банкам.
Показатели проекта финансовой программы на 2004 г. представлены в двух основных вариантах, составленных исходя из двух сценариев социально-экономического развития Российской Федерации. Параметры финансовой программы неразрывно связаны с оценкой состояния платежного баланса и ключевыми бюджетными показателями. Вариантный прогноз платежного баланса разработан с учетом прогнозируемой динамики цен на мировых товарных рынках, объемов иностранных инвестиций, потоков частного капитала, а также динамики обменного курса российского рубля по отношению к доллару. Параметры финансовой программы в части кредита федеральному правительству определены с учетом проекта федерального бюджета на 2004 г., подготовленного Минфином России.
Расчеты показывают, что для достижения цели по инфляции на 2004 г. на уровне 8-10% (декабрь к декабрю) годовые темпы прироста финансовой базы в узком определении должны составить 18-23% в зависимости от сценарных вариантов.
В первом варианте финансовой программы источниками роста финансового предложения со стороны органов финансово-кредитного регулирования являются увеличение как чистых международных резервов, так и чистых внутренних активов. Во втором варианте финансовой программы основным источником роста финансового предложения является увеличение чистых международных резервов.
Банк России в качестве базового принимает второй вариант
финансовой программы. В то же время Банк России в соответствии с
32
пожеланиями депутатов Государственной Думы помимо указанных основных сценариев предусмотрел дополнительные варианты своих действий в условиях как крайне позитивного для России развития внешнеэкономической ситуации (при росте мировых цен на нефть свыше 26 долл. США за баррель), так и крайне негативного (при падении цен на нефть до 15-16 долл. США за баррель).
Показатели финансовой программы, содержащиеся в тексте "Основных направлений единой государственной финансово-кредитной политики на 2004 год", не являются жестко заданными и при необходимости могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, в том числе значительно - при реализации крайних ее сценариев.
3.3.
Перспективы расширения
возможностей кредитования
реальной экономики
с учетом развития
инструментария финансово-
политики.
Прежде всего следует отметить, что непосредственное кредитование реального сектора экономики не является прерогативой Банка России. Тем не менее улучшение макроэкономической ситуации и взвешенная финансово-кредитная политика, проводимая Банком России, позволяют создать благоприятные условия для расширения кредитной активности банков и повышения доступности кредитов для экономических агентов. В частности, этому способствует общее снижение инфляции, плавная динамика обменного курса, устойчивость финансовых рынков, снижение доходности различных финансовых инструментов и выравнивание их уровня, рост долгосрочной депозитной клиентской базы кредитных организаций. Кроме того, Банк России способствует снижению системных рисков, развивая надзор и контроль за банковской системой, совершенствуя платежную систему.
Банк России развивает систему инструментов, позволяющих
обеспечить сбалансированное и устойчивое состояние финансово-кредитной
33
сферы
при различных сценариях
У Банка России есть определенное видение политики процентных ставок. Необходимо подчеркнуть, что регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является инструментом финансово-кредитной политики, и они не выступают в качестве ее целевого ориентира. Действия Банка России по изменению процентных ставок по своим операциям будут зависеть от экономической ситуации. При этом в условиях снижения инфляции, проведения сбалансированной бюджетно-налоговой политики и уменьшения рыночных рисков в 2004 г. Банк России прогнозирует продолжение тенденции к последовательному снижению уровня процентных ставок по кредитам нефинансовым заемщикам, что будет способствовать дальнейшему росту доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики.
В 2004 г. Банк России намерен продолжить формирование коридора
процентных ставок финансового рынка путем объявления ценовых условий операций по привлечению и предоставлению денежных средств и в рамках границ этого коридора задавать средний уровень стоимости кредитных ресурсов.
Кроме того, для более активного сглаживания конъюнктурных
колебаний на финансовом рынке, не имеющих в своей основе
34
фундаментальных экономических предпосылок, Банк России будет воздействовать на уровень ставок путем проведения операций на рыночных условиях.
Комплекс мер законодательного и нормативного характера, который будет реализован в целях развития банковского сектора, диктуется основными задачами, стоящими сейчас перед банковским сообществом. Эти меры прежде всего будут ориентированы на усиление функциональной роли банков в российской экономике, а также на создание условий, обеспечивающих укрепление финансовой устойчивости банковского сектора. Совершенствование регулирования банковского бизнеса позволит повысить эффективность банков - финансовых посредников как в привлечении свободных ресурсов экономики, так и в расширении инструментария их активных операций и в управлении рисками.
Расширению ресурсной базы банков будет способствовать принятие закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", а также разработка Банком России нормативных актов и осуществление мероприятий по организации системы страхования вкладов населения. Для минимизации рисков создаваемой системы страхования вкладов Банк России выработал критерии допуска кредитных организаций в систему и проведет соответствующие проверки банков.
При кредитовании проектов в реальном секторе экономики банки сталкиваются с проблемой управления ликвидностью своих операций из-за недостаточных объемов долгосрочных пассивов. Одним из путей решения этой проблемы станет создание законодательной базы для введения банками нового вида вклада, предусматривающего возможность его досрочного изъятия только в случае, если это оговорено в договоре вклада.
Для повышения эффективности инвестирования банками
привлеченных и собственных ресурсов необходимы меры, направленные на
35
поддержку и развитие пока недостаточно широко используемых российскими банками инструментов, таких как ипотека, потребительский кредит, кредитование малого бизнеса. Совершенствование инфраструктуры рынков этих операций может дать положительный эффект роста во многих отраслях экономики и будет способствовать ускорению их развития, в том числе на основе устойчивого неинфляционного расширения платежеспособного спроса.
Банк России примет участие в подготовке законопроектов, направленных на развитие ипотечного бизнеса, а также разработает соответствующие собственные нормативные акты. Совместно с другими министерствами будут подготовлены меры по обеспечению гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита.
Особого внимания заслуживает проблема защиты прав кредиторов. Банком России совместно с профильными министерствами будут подготовлены соответсвующие изменения в Гражданский кодекс и ряд федеральных законов, направленные на повышение эффективности института залога.
С целью развития синдицированного кредитования как инструмента, позволяющего объединять ресурсы банков для финансирования крупных проектов при разделении рисков, Банк России внесет изменения в свои нормативные акты по уточнению рисков, принимаемых кредитными организациями, участвующими в синдицированном кредитовании.
Основное
условие эффективности
36