Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:09, доклад
ФАКТОРИНГ — разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам (клиентам).
ФАКТОРИНГ — разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам (клиентам).
Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма приобретает у клиентов право на взыскание долгов и частично оплачивает клиентам требования к их должникам, возвращая долги в размере от 70 до 90% до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме.
Факторинг возник в XVI—XVII вв. как операция торговых посредников, а затем приобрел форму кредитования.
Виды факторинга
Существует большое количество разновидностей факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает на себя факторинговая компания.
Факторинг с регрессом— вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме, клиент переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства.
Факторинг без регресса— вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту).
Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Также он бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консенсуальным (денежное требование возникнет в будущем).
При участии одного Фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух Факторов — взаимным.
При классификации видов факторинга стоит обратить внимание на инвойс-дискаунтинг, хотя он и имеет ряд существенных отличий, несмотря на то, что в нем присутствуют черты регрессного закрытого факторинга.
Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от фактора плату за отгруженный товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки. Таким образом факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, способствует ускорению оборота капитала, повышению доли производительного капитала и увеличению доходности. Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные и ликвидные риски.
При этом покупатель, заключая договор факторинга, получает возможность вернуть долг через более длительный срок по сравнению с коммерческим кредитом (в отдельных случаях долг пролонгируется под дополнительные обязательства), разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товаров через факторинговые компании.
Коммерческие банки и факторинговые компании расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг и увеличивают размеры прибылей.
В большинстве случаев, клиентами по факторингу являются торговые компании, относящиеся к сектору малого и среднего бизнеса, т.е. компании, чаще всего не обладающие большой залоговой базой и, соответственно, не имеющие возможности получить значительные кредитные ресурсы от Банков для финансирования растущего бизнеса, но обладающие таким интересным для Факторов активом, как дебиторская задолженность, особенно, если это задолженность относится к дебиторам – крупным сетям или большим производственным компаниям. Продавая такую задолженность Фактору, компании получают необходимый объем факторингового финансирования, носящего беззалоговый характер.
5 причин, по которым нужно воспользоваться факторингом?
получение финансирования без залога;
объемы финансирования чаще всего отражают не финансовое состояние и уровень платежеспособности самой компании-клиента, а его дебиторов – чаще всего крупных сетей и производственных компаний, т.е. в подавляющем большинстве случае Фактор финансирует всю дебиторскую задолженность клиента – «продал больше товара, получил больше финансирования от Фактора»;
идеальные условия для увеличения объемов продаж для клиента;
клиент по факторингу защищает себя от рисков ликвидности (т.е. риска просрочки со стороны дебитора), т.к. Фактор обычно дает льготный период после окончания периода отсрочки платежа, а при безрегрессной схеме факторинга также и от кредитных рисков (т.е. риск неплатежа со стороны дебитора);
клиент по факторингу помимо обычного финансирования получает такую услугу как управление дебиторской задолженностью;
продавая свою дебиторскую задолженность, клиент улучшает структуру баланса и балансовые показатели своей компании.
Существуют 2 классические схемы факторинга, вокруг которых строятся все существующие виды факторинга: факторинг с правом регресса и факторинг без права регресса. Под регрессом понимается поручительство клиента перед Фактором за исполнение дебитором своих обязанностей по оплате товара. Т.е. при факторинге с правом регресса клиент обычно уверен в платежеспособности дебитора и перекладывает на Фактора только риски ликвидности (риски просрочки платежа со стороны дебитора), льготный период (период от момента окончания отсрочки платежа до момента выставления регресса клиенту) чаще всего составляет у Факторов порядка 30-45 дней. Т.е., проще говоря, в случае неплатежа дебитора клиент обязуется вернуть Фактору предоставленное финансирование.
Вторая схема факторинга, более дорогостоящая безрегрессная схема, чаще всего бывает интересна клиентам, не уверенным в платежеспособности своих дебиторов и желающим переложить эти риски на Фактора, ну и, конечно же, готовым за это платить. При такой схеме факторинга от клиента требуется только поставить товар дебитору и получить от него отметку о его приемке, заплатит или не заплатит дебитор – это уже проблемы Фактора.
От клиента требуется предоставить все его уставные и юридические документы, бухгалтерскую отчетность за несколько прошлых отчетных периодов, заполнить Анкету на свою компанию и по Анкете на каждого дебитора, которых клиент хочет передать на факторинг, а также предоставить копии договоров поставки с данными дебиторами.
В случае одобрения сделки клиент заключает с Фактором Договор факторинга (Договор финансирования под уступку денежных требований), после чего уведомляет письмом своих дебиторов, чтобы те оплачивали поставки не на расчетный счет клиента, а напрямую Фактору – на специальный факторинговый счет. После получения Фактором такого письма, заверенного дебитором, Фактор осуществляет финансирование клиента против предоставления ему клиентом товароотгрузочной документации (счета-фактуры и накладные) по поставкам данному дебитору.
Существует 2 основных вида рисков, связанных дебиторской задолженность, - это риск ликвидности (риск просрочки платежа со стороны дебитора), а также кредитный риск (риск неплатежа со стороны дебитора). При регрессной схеме факторинга клиент перекладывает на Фактора только риск ликвидности. И уже сам Фактор в случае просрочки пытается выяснить причины просрочки платежа и пытается получить данные средства от дебитора.
В случае, если в течение 30-45 дней данные действия не привели к успеху, Фактор имеет право попросить клиента вернуть финансирование. При без регрессной схеме оба данных вида рисков перекладываются полностью на Фактора, и Фактору приходится ими управлять самому.
Кредитными рисками Фактор обычно управляет методом детальной оценки финансового состояния дебитора, т.е. дебитору с плохим финансовым состоянием Фактор попросту может отказать, а помимо того Фактор может перестраховать данные кредитные риски у какого-либо страховщика), которые страховые компании предоставляют такие виды услуг), но, конечно, премию страховщика он заложит в стоимость факторинга для клиента.