Дивидендная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно. С теоретической точки зрения выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:
Влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?
Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Содержание

Введение 3
1 Сущность, значение и типы дивидендной политики 4
2 Этапы формирования дивидендной политики АО 10
3 Факторы, определяющие дивидендную политику 15
4 Порядок выплаты дивидендов 19
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 187.16 Кб (Скачать)

     Наконец дивидендная политика тесно связана  с проблемой» разжижения» права  собственности. Под ним понимается появление новых акционеров в  случае, если выплачиваются высокие  дивиденды, а для обеспечения  потребности в финансовых источниках коммерческая организация прибегает  к дополнительной эмиссии акций. Не желая этого, акционеры могут  сознательно ограничивать размер дивидендов.

    1. Ограничения рекламно-информационного характера

     В условиях рынка информация о дивидендной  политике компаний тщательно отслеживается  аналитиками, менеджерами, брокерами  и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению  рыночной цены акций. Поэтому нередко  коммерческая организация вынуждена  поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры.

     Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании.

 

     4.Порядок выплаты дивидендов  

     Порядок выплаты дивидендов определяется рядом  дат:

     1)Дата объявления дивиденда. Это дата, когда совет директоров акционерной компании официально объявляет о выплате дивидендов, их размере, датах переписи, регистрации акционеров, имеющих право на получение дивидендов. Многие компании публикуют эту информацию в финансовой прессе.

     Акционерная организация не имеет права принимать  решение об объявлении выплаты дивидендов в случае, если:

  • не полностью оплачен уставный капитал организации;
  • не выкуплены собственные акции, по которым у их владельцев возникло право требовать их выкупа;
  • на момент выплаты дивидендов у организации имеются признаки банкротства или эти признаки могут появиться в результате выплаты дивидендов;
  • стоимость чистых активов организации меньше суммарной величины ее уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидной стоимости размещенных привилегированный акций либо станет меньше этой величины в результате выплаты дивидендов.

     2)Дата регистрации владельцев акций. Необходимость в такой регистрации определяется тем, что состав акционеров постоянно меняется ввиду обращения акций на рынке ценных бумаг. Дата регистрации обычно начинается за 2 – 4 недели до начала выплаты дивидендов. Начиная с нее, акционер имеет право на получение дивидендов.

     3)Дата, когда акция теряет право на дивиденд, т.е. дата, освобождающая акцию от права на получение дивиденда. Право акции на получение дивидендов сохраняется за акцией на срок не позднее, чем за четыре дня до даты регистрации владельцев акций.

     4)Дата платежа – дата, когда организация выдает чеки, на основании которых выплачиваются дивиденды.

     Согласно  российскому законодательству акционерное  общество вправе объявлять о выплате  дивидендов ежеквартально, раз в  полгода или раз в год. Решение  о выплате промежуточных дивидендов, их размере и форме выплаты  по различным типам акций принимается  советом директоров; аналогичное  решение по годовым дивидендам принимается  общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров. Величина годовых  дивидендов не может быть больше рекомендованной  советом директоров и меньше величины промежуточных дивидендов. Отсюда, кстати, следует, что совет директоров играет решающую роль в определении  факта выплаты дивидендов: если промежуточные  дивиденды не выплачивались, и совет  директоров не рекомендовал объявление годовых дивидендов, то общее собрание акционеров не сможет повлиять на это  решение. В случае невыплаты или  неполной выплаты дивидендов владельцам привилегированных акций они  получают право голоса на всех последующих  собраниях акционеров до момента  первой выплаты дивидендов в полном объеме. То же самое имеет место  и в том случае, если на собрании обсуждаются вопросы, затрагивающие  интересы владельцев привилегированных  акций в части дивидендной  политики.

     В большинстве стран, в том числе  и в России, размер дивиденда объявляется  без учета налогов. Дивиденд устанавливается  в процентах к номинальной  стоимости акции или в рублях на одну акцию. Дивиденды могут выплачиваться  деньгами, а в случаях, предусмотренных  уставом общества, - иным имуществом (акциями, облигациями и товарами).

     Дивиденд  в форме акций – это способ дополнительный пакет акций, распределяемый среди акционеров. Этот способ выплаты  дивидендов применяется в нескольких случаях:

  1. акционерная организация находится в неустойчивом финансовом состоянии и испытывает затруднения с денежной наличностью. Чтобы не вызывать недовольства акционеров, организация предлагает им в счет денежных выплат дополнительное количество акций;
  2. акционерная организация успешно развивается. Для сохранения прибыли в качестве инвестиционного ресурса она предлагает акционерам дополнительный пакет акций;
  3. акционерная организация, увеличив количество акций, хочет снизить их рыночную стоимость и тем самым ускорить их реализацию на фондовом рынке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Сущность  дивидендной политики заключается  в выборе оптимального соотношения  между долей прибыли отвлекаемой  из оборота, т.е. выплачиваемой в  виде дивиденда, и долей, которая  направляется на расширение бизнеса.

     Дивидендная политика должна рассматриваться в  свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено  более прибыльное применение для  дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое  значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.

     Существует  две точки зрения на значение дивидендной  политики для общей оценки фирмы  и задачи максимизации богатства  акционеров: одна состоит в том, что  дивиденды не играют роли при общей  оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды  имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости). Главными защитниками теории отсутствия значимости являются Модильяни и Миллер, которые также выдвинули теорию о том, что структура капитала не имеет значения для оценки фирмы.

     Аргументы в пользу значимости дивидендов для  оценки фирмы подтверждаются всей предыдущей практической деятельностью на рынке. Существует четыре основных аргумента: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного  в форме дивиденда, и колебания  рыночной стоимости, которые не связаны  с эффективностью деятельности компании.

     Если  дивидендная политика является чисто  финансовым решением, то количество привлекательных  инвестиционных проектов, доступных  для фирмы, будет определять уровень  выплат. Если внутри фирмы имеются  хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы акционеры смогли индивидуально найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом.

     Согласно  закону дивиденды могут выплачиваться  только из текущей или нераспределенной прибыли. Они не могут выплачиваться, если нет достаточной прибыли  для их покрытия. Иногда могут устанавливаться  законодательные ограничения на допустимый уровень повышения дивидендов. Соглашения на получение ссуды могут  ограничивать или запрещать выплаты  дивидендов на время срока их действия.

     Если  нераспределенная прибыль уменьшается  из-за высокого уровня дивидендных  выплат, то может возникнуть необходимость  в последующем получении дополнительного  собственного капитала. Это может  привести к размыванию контроля за компанией со стороны акционеров.

     Опыт  показал, что фирмы, всегда имеющие  стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы  с менее стабильными потоками.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

  1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Эльга, Ника-Центр, 2007. – 656 с.
  2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 768 с.
  3. Комаров А.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004 – 432с.
  4. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 400 с.
  5. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная политика предприятия: Учебное пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 288 с.
  6. Салин В.Н. Техника финансово-экономических расчетов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 112 с.
  7. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 1999. – 656 с.
  8. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 527 с.
  9. Гутова А.В. Управление денежными потоками: теоретические аспекты // Финансовый менеджмент. 2004. №4.
  10. Экономический словарь/ Под. ред. А.И. Архипова. – М.: Проспект. 2001. – 624 с.
 
 

    

Информация о работе Дивидендная политика