Директ-костинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ учета и планирования затрат в системе "директ-костинг", а также принятия управленческих решений с использованием метода "директ-костинг".
«Директ-костинг»- это система учета себестоимости, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия на постоянные т.е. не зависящие от количества продукции, производимой за единицу времени, и переменные, т.е. изменяющиеся расходы, прямо связанные с количеством продукции, произведенной за единицу времени.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методологические основы управленческого учета и планирования

в системе «Директ-Костинг» 5
Роль и значение затрат в системе «директ-костинг» 5

Организация учета затрат и результатов по системе «директ-костинг» 9

Многоступенчатый учет сумм покрытия по системе «директ-костинг» 13

Управленческий учет по принятию решений с использованием метода

«директ-костинг» 15

Заключение 24

Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

курсовая упр.учет.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

    • Содержание

    Введение   3 

    1. Глава 1. Методологические основы управленческого учета и  планирования

      в  системе «Директ-Костинг» 5 

      1. Роль и  значение затрат в системе «директ-костинг» 5
     
      1. Организация учета затрат и результатов по системе «директ-костинг» 9
     
      1. Многоступенчатый учет сумм покрытия по системе «директ-костинг» 13
     
    1. Управленческий  учет по принятию решений с использованием метода

      «директ-костинг» 15 

    Заключение   24 

    Список  использованной литературы 27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                 

         В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия  постоянно необходимо проводить  анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость. Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).  

         В современных условиях успех  фирмы  зависит  от формирования себестоимости по  нескольким причинам:

         1) затраты на производство изделия   выступают  важнейшим элементом  при определении справедливой  и конкурентоспособной продажной  цены;

         2) информация  о  себестоимости   продукции  часто  лежит  в  основе прогнозирования и управления     производством и затратами;

         3) знание  себестоимости  необходимо  для  определения  сальдо  материальных счетов на конец  отчетного     периода.

         Различают две основные системы управленческого  учета: систему полного включения затрат в себестоимость продукции, т.е. традиционный учет полной себестоимости, и систему неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку зависимости расходов от объема производства, получившую название  «директ-костинг».

         «Директ-костинг»- это система учета себестоимости, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия на постоянные т.е. не зависящие  от количества продукции, производимой за единицу времени, и переменные, т.е. изменяющиеся расходы, прямо связанные с количеством продукции, произведенной за единицу времени.

         Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ учета и  планирования затрат в системе "директ-костинг", а также принятия управленческих решений с использованием метода "директ-костинг".  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Глава 1.  Методологические основы управленческого  учета и планирования в  системе «директ-костинг»

      1. Роль и значение затрат в системе «директ-костинг»

      

         Для формирования прибыли необходимо иметь  определенный уровень развития производства, который обеспечит превышение общей выручки от реализации продукции над общими затратами на производство и сбыт продукции. Следует отметить, что факторами, влияющими на сумму прибыли, являются: общие затраты (постоянные и переменные) и объем производства продукции. Данные факторы подвергаются  постоянному контролю  в системе учета "директ-костинг". Данная система является системой управления себестоимостью. Ее сущность проявляется в делении всех производственных затрат на переменные, которые зависят от объема производства (затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и др.), и постоянные, то есть не зависящие от объема производства (арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных средств, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия и др.) (7; стр. 251)

         Источниками информации для данной системы учета  служат:

      • данные системы производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий;
      • стандартные нормы и сметы;
      • данные о реализации по видам изделий.

         Анализ  взаимосвязи затрат, объема и прибыли, позволяет подготовить данные, необходимые  для определения прогнозируемой цены единицы продукции, выбора поставщика сырья и материалов, анализ процесса производства, а также решения задачи "покупать или производить".

         Система учета себестоимости "директ-костинг" состоит из нескольких элементов: 

         
    • Учет  по видам затрат

         Задачей этого элемента учета затрат и результатов является систематический учет затрат по видам за определенный период. Он отражает структуру затрат фирмы. Действующим Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен единый для всех организаций перечень экономически однородных элементов затрат:

      • материальные затраты;
      • затраты на оплату труда;
      • отчисления на социальные нужды;
      • амортизация;
      • прочие затраты;

         Поэлементная  группировка затрат показывает, сколько  произведено тех или иных видов  затрат в целом по предприятию за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы. К сожалению, классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислять себестоимость отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений организации. В этих целях используют классификацию затрат по статьям калькуляции. Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции для производственных предприятий при применении системы учета “Директ-костинг” может выглядеть следующим образом:

      • сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
      • полуфабрикаты собственного производства;
      • возвратные отходы (вычитаются);
      • вспомогательные материалы;
      • топливо и энергия на технологические цели;
      • расходы на оплату труда производственных рабочих;
      • отчисления на социальные нужды;
      • расходы на подготовку и освоение производства;
      • потери от брака;
      • общепроизводственные расходы;
      • прочие производственные расходы;
      • итого производственная себестоимость.
     
         
    • Учет  по местам возникновения  затрат

         По  местам возникновения затраты следует  группировать и учитывать в разрезе  производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений  организации, т.е. центров затрат. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Это позволяет оперативно контролировать затраты и результаты на разных уровнях и оценивать деятельность каждого подразделения и ответственного менеджера. 

         
    • Учет  по носителям затрат

         Этот  элемент учета показывает отнесение  затрат на их носители. Под носителями затрат в данном случае подразумевается  продукция, работы или услуги предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Учет по носителям затрат может быть организован как учет полных или частичных затрат.

         При учете полных затрат все возникающие  за отчетный период затраты фирмы  относятся на носителя затрат. Эта  система иногда именуется «затратной статистикой», так как в ней усредняются затраты по носителям. Именно она поставляет информацию государственным органам для ценообразования. Однако на западе широко распространено мнение, что для управления фирмой такое калькулирование неприемлемо, так как оно не представляет информацию о том, во что действительно обходится производство отдельных продуктов, их видов или групп.

         При калькулировании себестоимости  по методу "директ-костинг" постоянные затраты не распределяются между  носителями. При этом варианте калькулирования исходят из того, что только переменные затраты зависят от загрузки мощностей или от объема продукции, а поэтому только они могут быть отнесены на носители затрат. Такой вариант калькулирования без специальных расчетов предоставляет необходимую информацию о тенденциях поведения затрат в условиях изменения загрузки или объема выпуска продукции.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1.2.  Организация учета затрат и результатов по системе «директ-костинг» 

         Систему учета “Директ-костинг” предприятие  имеет возможность организовать в соответствии с выбранной учетной политикой. Новый план счетов бухгалтерского учета позволяет применять несколько схем учета затрат на производство. С точки зрения формирования себестоимости продукции (работ, услуг) план счетов предусматривает два варианта учета затрат на производство: традиционный и маржинальный. Однако в зависимости от способа учета выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг каждая из указанных схем может быть осуществлена в двух вариантах: с использованием счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и без использования этого счета. Таким образом, можно говорить о принципиальной возможности использования четырех вариантов построения учета затрат на производство. Традиционный вариант учета предусматривает подразделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной себестоимости продукции, работ, услуг. При этом варианте все прямые и косвенные расходы в конечном итоге отражаются на счете 20 “Основное производство”. Прямые расходы списываются на счет 20 “Основное производство” с кредита счетов 10 “Материалы”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и др. Расходы вспомогательных производств относятся на счет 20 “Основное производство” с кредита счета 23 “Вспомогательные производства”. Косвенные расходы переносятся на счет 20 “Основное производство” со счетов 25 “Общепроизводственные расходы” и 26 “Общехозяйственные расходы”, потери от брака — со счета 28 “Брак в производстве”. Суммы фактической производственной себестоимости продукции, работ, услуг переносятся с кредита счета 20 “Основное производство” в дебет счета 43 “Готовая продукция” или 90 “Продажи”. Следует обратить внимание на то, что сумма накопленных за месяц общехозяйственных расходов при данном варианте в полном объеме списывается со счета 26 “Общехозяйственные расходы” в дебет счетов 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”. Традиционный вариант учета получил в новом плане счетов дальнейшее развитие. В системный учет введена специальная синтетическая позиция, позволяющая контролировать выпуск из производства готовой продукции и формирование издержек производства. Речь идет о счете 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” (ранее счет 37). Согласно инструкции по применению плана счетов этот счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Следует сразу же оговориться, что применение счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” не является обязательным. Он используется “по желанию” или по мере необходимости. Основное условие включения его в схему синтетического учета – наличие и использование в практике нормативной себестоимости продукции (стандарт-костс, нормативный учет). Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется по обычной схеме, рассмотренной выше. Однако в течение месяца фактически выпущенная и сданная на склад готовая продукция, оцененная по нормативной (плановой) себестоимости, отражается по кредиту счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” в корреспонденции со счетом 43 “Готовая продукция”. Сданные заказчикам работы и оказанные услуги регистрируются по кредиту счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и дебету счета 90 “Продажи”. По окончании месяца выявившаяся на счетах 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства” фактическая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции, сданных работ и оказанных услуг перечисляется с этих счетов в дебет счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)”. В результате на счете 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” формируется информация о выпущенной из производства продукции, сданных работах и оказанных услугах в двух оценках: по дебету – фактическая производственная себестоимость, по кредиту – нормативная (плановая) себестоимость. На 1-е число месяца сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” выявляется отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой). Результатом такого сопоставления может быть экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, или перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой). Сумма отклонения переносится со счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” на счет 90 “Продажи”: экономия сторнируется по кредиту счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и дебету счета 90 “Продажи”, а перерасход списывается с кредита счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” в дебет счета 90 “Продажи” дополнительной записью. Таким образом, ежемесячно счет 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитический учет по счету 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” организуется, как правило, по видам выпускаемой продукции или по структурным подразделениям организации. В целях управления в конкретной организации могут потребоваться иные аспекты группировки информации на данном счете. Следующий вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли. Общий подход к организации данного варианта учета заключается в следующем. Как мы отмечали, условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с общепроизводственными расходами, которые обычно относятся на счет 25 “Общепроизводственные расходы”. В отличие от условно-переменных, условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением к условно-постоянным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы”. Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 “Основное производство” и 23 “Вспомогательные производства”. Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 “Общепроизводственные расходы”, а затем ежемесячно переносятся на счета 20 “Основное производство” и 23 “Вспомогательные производства”. Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 “Общехозяйственные расходы”, а в части сбытовых расходов – на счете 44 “Расходы на продажу”. В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 “Расходы на продажу” и организация учета этих затрат на счете 26 “Общехозяйственные расходы”. Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относятся со счета 20 “Основное производство” в дебет счета 43 “Готовая продукция” или 90 “Продажи”. Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 “Общехозяйственные расходы” и 44 “Расходы на продажу”, в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 “Продажи” и кредиту счетов 26 “Общехозяйственные расходы” и 44 “Расходы на продажу”. Описанный вариант, так же как и традиционная схема учета затрат на производство, может быть реализован с использованием счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)”. При этом записи в части учета условно-переменных расходов делаются по аналогии с описанными выше.  
     
     
     
     
     

        1.3. Многоступенчатый  учет сумм покрытия  по системе «Директ-Костинг» 

         Система "директ-костинг" имеет несколько  отличительных особенностей:

    • Разделение производственных затрат на  переменные и постоянные.
    • Калькулирование себестоимости по ограниченным (переменным) затратам.
    • Многостадийность составления отчета о доходах.

         Первые  две мы уже рассмотрели, поэтому  теперь перейдем к третьей. Многостадийность заключается в том, что в общем  виде процесс учета проходит в два этапа.

         На  первом этапе устанавливается связь  объема производства готовой продукции  с переменными затратами, отражается рентабельность производства отдельных  видов продукции. На втором этапе  обобщенные на одном счете постоянные расходы сопоставляются с вкладом, полученным от реализации каждого вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и реализации. Данная двухступенчатая система может быть разделена и на большее количество стадий. В частности подобное деление, явившееся новым этапом в развитии "директ-костинг", было предложено немецким ученым-экономистом К. Ате (13; стр.36). В результате этого деления появилась система многоступенчатого учета сумм покрытия или граничных затрат. Предложение Ате состоит в разделение блока постоянных затрат на несколько частей:

    1. Постоянные затраты по изделию.

         Постоянные  затраты на изделие могут быть прямо отнесены на общее количество данного вида продукции или расходы  на содержание специального оборудования.

    1. Постоянные затраты по группе изделий.

         Постоянные  затраты на группу изделий приходятся на многие аналогичные виды продуктов, которые можно объединить в одной  группе. Такого рода постоянные затраты  относятся на соответствующую группу изделий, но не подлежат распределению  между изделиями этой группы. Например, капитальные затраты на оборудование, связанное с производством соответствующих групп изделий или исследовательские затраты на освоение изделий этой группы.

    1. Постоянные затраты мест возникновения затрат.

         Постоянные  затраты мест возникновения затрат не подлежат распределению между отдельными группами носителей затрат, а относятся прямо на отдельные места их возникновения.

    1. Постоянные затраты производственных  подразделений.

         Постоянные  затраты подразделения обусловлены  существованием нескольких мест возникновения затрат в подразделении, а также самого подразделения предприятия как единого целого. Они подлежат покрытию из еще нераспределенной суммы покрытия всех изделий, выпускаемых данным подразделением.

    1. Постоянные затраты предприятия.

         Постоянные  затраты предприятия это остаток  расходов, который нельзя распределить между специфическими калькуляционными объектами. Например, расходы на управление.

         В результате ступенчатого построения учета  покрытия постоянных затрат улучшается подход к анализу структуры результата (прибыли) предприятия. Можно узнать вносит ли конкретный продукт «вклад» и какой именно в покрытие обусловленных им расходов и далее в покрытие общих постоянных затрат и в формирование прибыли. Он поставляет исчерпывающую информацию для решений о выборе ассортимента, снятия с производства устаревшей продукции и подготовки к производству новых изделий.

         Таким образом, данное деление позволяет  решить множество проблем и является довольно удобным.  
     
     
     
     
     

        2. Управленческий учет по принятию решений с использованием метода «Директ-Костинг» 

         Существует  несколько типичных ситуаций в которых  использование "директ-костинг" может  предоставить полезную информацию для  принятия решений. При их анализе  необходимо проделать следующие  шаги:

    1. Разделить затраты на переменные и постоянные.
    2. Проверить, что постоянные издержки останутся неизменными в данном периоде.
    3. Подсчитать вклад каждого варианта в сумму покрытия постоянных издержек.
      1. Проверить есть ли ограничивающие факторы, если да, то подсчитать брутто-прибыль на единицу ограничивающего фактора.
      2. Выбрать вариант, с максимальным вкладом в сумму покрытия постоянных издержек.

         Принятие  специального заказа

         Под принятием специального заказа понимается принятие или отклонение такого заказа, который загрузит неиспользуемые в данный момент мощности, но он доступен только если будет установлена цена ниже обычной рыночной цены. Процедура принятия решения в такой ситуации показана в следующем примере:

         Компания  производит и продает фруктовый  напиток. Цена одной банки              20 рублей. Текущий объем выпуска составляет 400000 банок в месяц, при этом загружены только 80% производственных мощностей. У компании есть возможность загрузить оставшиеся 20% мощностей, если они будут продавать свой напиток сети супермаркетов по 13 рублей за банку, а те в свою очередь будут продавать этот напиток под своей «маркой».

         Общие затраты за последний месяц составили 56000 рублей, из которых 16000 рублей являются постоянными затратами.

         Стоит ли Компании принимать предложение сети супермаркетов?

         Решение:

         Ситуация  на данный момент следующая:

         Расчет  прибыли по исходным данным.

     

         Предположим, что постоянные затраты останутся  неизменными, тогда специальный  заказ даст следующую брутто-прибыль, то есть окажет следующий вклад в покрытие постоянных расходов:

        Расчет  брутто-прибыли специального заказа

         

         Существует  также несколько дополнительных факторов, которые необходимо принять  во внимание, прежде чем принять  решение:

      • Приведет ли принятие специального заказа к тому, что другие клиенты потребуют снижения цены?
      • Является ли этот заказ самым прибыльным видом использования незагруженных мощностей?
      • Не займет ли этот заказ мощности, которые нам могут потребоваться в ближайшем будущем для выпуска продукции по полной цене?
      • Точно ли то, что постоянные затраты останутся неизменными?

         Если  эти факторы не препятствуют принятию решения, то, хотя цена 13 рублей за банку  и ниже себестоимости исчисленной  по полным затратам (56000:400000=0.14), 14 рублей на банку, дополнительная продукция  производит сумму покрытия 3000 рублей. Что означает –  данная продукция покрывает большую часть постоянных затрат, которые пошли на ее производство (всего эти затраты составляют 3200). Поэтому принять предложение сети супермаркетов будет выгодно.

         Данный  принцип широко используется, например, в отелях и на железных дорогах или авиалиниях, когда в межсезонье снижают цены на услуги для привлечения клиентов.

         Снятие  продукта с производства

         Если  компания производит несколько видов  продукции и один из них становится неприбыльным, то руководство компании может принять решение о снятии его с производства.

         Компания  производит три вида продуктов, по которым  имеются следующие данные:

      Исходные  данные

    Наименование Обозначение Продукт А Продукт В Продукт С
    Единицы измерения   руб. руб.
    Выручка

    Общие издержки

    Чистая  прибыль

    В

    ОИ

    ЧП=В-ОИ

    32 000

    36 000

    4 000

    50 000

    38 000

    12 000

    45 000

    34 000

    11 000

     

         Общие издержки подразделяются на постоянные и переменные в соотношении 1:2.

         Дирекция  компании решила, что продукт А  убыточен, так как он дает наименьшую прибыль, а потому его и следует снять с производства. Правильно ли это решение и какие еще факторы должны быть учтены при принятии решения?

         Решение:

         Для начала рассчитаем постоянные затраты:

         1:3(36000)+1:3(3,000)+1:3(3,000)=36000

         Теперь посмотрим, как будет выглядеть эта ситуация с позиций "директ-костинг"

         Расчет  чистой прибыли  методом "директ-костинг"

    Наименование Обозначение Продукт А Продукт В Продукт С Итого
    Единицы измерения          
    Выручка

    Переменные  издержки

    Брутто-прибыль

    В

    ПЕИ

    БП

    32 000

    24 000

    8 000

    50 000

    25 333

    24 667

    45 000

    22 667

    22 333

    127 000

    72 000

    55 000

    Постоянные  издержки

    Чистая  прибыли

    ПОИ

    ЧП

    36 000

    19 000

     

         Отсюда  мы видим, что продукт А приносит нам 8000 руб. в сумму покрытия постоянных расходов. И если мы снимем его с производства, то картина будет следующая:

         Расчет  чистой прибыли после снятия с  производства продукта С.

     

         Таким образом, сняв с производства продукт  А, мы потеряем не 4000 руб. как предполагалось, а 8000 руб., которые являются брутто-прибылью данного продукта. Кроме этого надо учесть два фактора:

         1. Хотя продукт А и приносит  брутто-прибыль, она невелика, поэтому  надо рассмотреть варианты его  замены на более прибыльный  продукт, если таковые имеются.

         2. В приведенном примере было  сделано допущение, что постоянные расходы не изменятся после снятия продукта с производства. Если же при его снятии, сократятся и постоянные расходы, идущие на его производство, то компания теряет только 4000руб.  и такое снятие может оказаться выгодным. Однако подобное развитие событий маловероятно.

         В данном примере продукт А приносит хоть и маленькую, но прибыль, поэтому  его не стоит снимать с производства, если не имеется более благоприятных  вариантов, на которые можно было бы его заменить. Но порой бывает, что даже товар, приносящий убыток (если производить учет по полным затратам), невыгодно снять с производства, так как убытки возрастут. Это происходит в ситуации, когда цена товара ниже полных затрат на его производство, но выше переменных затрат. Тогда часть постоянных затрат покрывается. В то время как при снятии этого продукта с производства постоянные затраты будут непокрыты вообще (при условии, что мы не можем сразу продать оборудование), а значит и убыток будет больше. Такие ситуации бывают во время кризисов производства. Когда предприятие не может произвести быстрого переоборудования или найти более прибыльные варианты производства на старом оборудовании. Иногда же предприятие намеренно занижает цены, что они покрывают лишь часть постоянных затрат. Политика продажи по таким ценам вполне возможна, например, при острой неблагоприятной конкурентной ситуации, а также на начальной стадии производства нового товара. Первоначальные постоянные затраты на единицу продукции могут быть несоразмерно высоки из-за недостаточного объема производства. По мере накопления опыта и роста продаж затраты на единицу изделия будут уменьшаться, и оно станет рентабельным. Таким образом, метод "директ-костинг" дает возможность определить минимальную цену краткосрочных продаж.

         Выбор ассортимента при наличии ограничивающих факторов

         Это вариант, когда компания имеет выбор  между несколькими видами продукции, которые она может производить, и где существует один ограничивающий фактор, например:

         Компания  может производить четыре вида продуктов  и планирует производить комбинацию из нескольких возможных видов в следующей период. Предполагаемые цены и прочая информация предоставлена ниже  (все данные даны для одной единицы продукции):

         Исходные  данные

    Наименование Обозначение Продукт А Продукт В Продукт С Итого
    Единицы измерения          
    Выручка

    Рабочая сила (5$ в час)

    Сырье (1$ за кг)

    Переменные  издержки

    Брутто-прибыль

    В

    РС

    С

    ПЕИ=РС+С

    БП

    29

    15

    6

    15+6=21

    29-21=8

    36

    10

    18

    10+18=28

    36-28=8

    51

    35

    10

    35+10=45

    51-45=16

    51

    25

    12

    25+12=37

    51-37=14

     

         Затраты ресурсов на единицу продукции представлены в таблице: 

         Затраты ресурсов на единицу продукции и  максимальный объем выпуска продукции

    Наименование Ед. измерения Обознач. Продукт А Продукт В Продукт С Итого
    Рабочая сила

    Сырье

    Объем макс.выпуска

    часы

    кг

    штуки

    РС

    С

    ОМВ

    3

    6

    5 000

    2

    18

    5 000

    7

    10

    5 000

    5

    12

    5 000

     

         Какова наиболее выгодная комбинация при наличии  одного из ограничивающих факторов:

      Если  количество рабочих часов ограниченно  до 50000 в один период.

      Если  сырье ограниченно до 110000 кг в  один период. 

         Решение: 

           Если бы не было ограничивающих  факторов, то естественно, следовало  бы выбрать продукт, дающий  наибольшую брутто-прибыль. Однако, когда, как в данном примере,  такие факторы существуют, надо  оценивать прибыль на каждую  единицу ограничивающего фактора:

           Брутто-прибыль на единицу ограничивающего фактора

    Наименование Обозначение Продукт А Продукт В Продукт С Итого
    Единицы измерения          
    Брутто-прибыль  на единицу

    Брутто-прибыль  на час

    Брутто-прибыль  на кг

    БПЕ

    БПЧ

    БПК

    8

    2,67

    1,33

    8

    4

    0,44

    16

    2,29

    1,6

    14

    2,8

    1,17

     

         А) Ограничено количество рабочих часов.

         Чтобы произвести все продукты по максимуму  нам потребуется:

         (5000 х 3)+(5000 х 2)+(5000 х 7)+(5000 х 5)=85000 рабочих часов, в то время  как ограничение стоит на 50,000 рабочих часов за период. Следовательно,  мы не можем произвести всю возможную продукцию в один период. Поэтому нам нужно осуществить выбор согласно прибыли получаемой за час работы. Отсюда следует, что продукты будут расположены по привлекательности следующим образом B, D, A и наконец C.

         Производство:

         5000 единиц продукта В займет 10000 рабочих  часов

         5000 единиц продукта D займет 25000 рабочих часов

         5000 единиц продукта А займет 15000 рабочих  часов

         и 0 единиц продукта С составит 50000 доступных  часов.

           То есть мы производим по  максимуму наиболее прибыльный в часовом отношении продукт, и максимально доступное количество единиц других видов продукции в порядке убывания их прибыльности. 

         Б) Ограничено количество сырья.

         Если  нам доступно лишь 110000 кг материалов, то мы осуществляем выстраивание продуктов по убыванию их прибыльности аналогично предыдущему варианту. Теперь они расположатся в следующем порядке: С, А, D и В. Что будет совершенно противоположно первому варианту.

         Когда количество сырья ограничено, оптимальная  комбинация будет выглядеть следующим образом:

         5000 единиц продукта С займет 50000 кг  сырья

         5000 единиц продукта А займет 30000 кг  сырья

         5000 единиц продукта D займет 20000 кг сырья

         и 0 единиц продукта В составит 110000 кг доступного нам сырья.

         Использованный  выше процесс максимизации прибыли на единицу ограничивающего фактора может быть использован только тогда, когда существует лишь один ограничивающий фактор. Если в наличии имеется несколько ограничивающих факторов, то для нахождения оптимальной комбинации придется использовать линейное программирование. В случае же, когда ограничивающих факторов не обнаружено, надо пользоваться общим правилом выбора альтернативы, максимизирующей брутто-прибыль на один рубль проданной продукции.

         Производить или покупать

         Часто руководители предприятий сталкиваются с проблемой, когда определенный продукт или компонент, необходимый в дальнейшем производстве может быть произведен или закуплен у другого предприятия. Если не брать во внимание технические моменты, то решение обычно основывается на анализе затрат на покупку и производство. В общем случае сравнение идет между переменными затратами на создание продукта и ценой его покупки, например: 

         Фирма производит Элемент ВК  и затраты  на производство одной единицы при  общем выпуске 50000 штук следующие: 

         Затраты на производство продукции

    Наименование Обозначение руб.
    Сырье

    Рабочая сила

    Прочие  переменные затраты

    Постоянные  затраты

    Общие затраты

    С

    РС

    ППЕИ

    ПОИ

    ОИ

    2,5

    1,25

    1,75

    3,5

    1,5+1,25+1,75+3,5=9

         Элемент ВК  может быть куплен по 7.75 руб. за штуку. В случае закупки компонента производственные мощности, используемые при его производстве, останутся невостребованными. Стоит ли предприятию закупать компонент или же производить его?

         Решение:

         Сравнивая закупочную цену 7.75 руб. и полные затраты 9.00 руб. напрашивается вывод, что компонент должен быть закуплен. Однако правильным будет сравнение переменных затрат (которые составят 5.50 руб.) и закупочной цены. Тогда мы видим, что закупать элемент ВК  не выгодно.

         Причиной  такого решения является факт, что  постоянные издержки, составляющие 175000 руб. (то есть 50000 х 3.50руб.) останутся неизменными, и так как мощности будут не использованы, их придется покрывать из суммы прибыли, полученной от продажи основной продукции. Если ВК  будет закуплен, то Чистая прибыль сократится на 112500 руб., которые являются разницей между закупочной ценой и переменными издержками производства, то есть (7.75  - 5.50) х 50000.

         C помощью «директ-костинга» обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, по вопросам ценообразования на новую продукцию.

         Ведение учетных работ с помощью метода «директ-костинга» осложняется трудностью подразделения издержек производства на переменные и постоянные, особенно если учесть, что такая классификация не может быть неизменной даже на одном предприятии, а должна уточняться исходя изпостоянно меняющихся условий хозяйствования в рыночной экономики. 
     
     
     
     
     

     

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         В данной курсовой работе освещена экономическая сущность понятия себестоимости, приведена классификация методов учета и калькулирования, подробно рассмотрены основные составляющие метода "директ-костинг" и   рассмотрены примеры принятия управленческих решений с использованием метода "директ-костинг".

           Одним из ключевых показателей  системы директ-костинг является  маржинальный доход, представляющий  собой разницу между выручкой  от реализации и переменными  затратами. Величина маржинального  дохода, определенная для конкретного  вида продукции, показывает "вклад" данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым - в общую сумму прибыли предприятия. Важнейшей особенностью системы директ-костинг является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов. Другими словами, постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а как расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они были произведены. В то же время отдельный учет постоянных затрат дает возможность менеджерам осуществлять более оперативный их контроль и регулирование.

         В качестве постоянных расходов выступают  часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные  с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе директ-костинг по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится "более обозримой", а отдельные затраты - лучше контролируемыми. Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.

         С помощью директ-костинга обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению дополнительного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.

         Система директ-костинг позволяет определять формы зависимости затрат от объемов  производства; получать информацию о  прибыльности или убыточности хозяйственной  деятельности в зависимости от объема производства и продаж; рассчитывать критическую точку объема продаж; оптимизировать товарный ассортимент; прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов; принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса; проводить эффективную ценовую политику; решать тактические задачи управления предприятием. На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они, хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность организации, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности.

         Одним из важных преимуществ использования  в учете системы директ-костинг  является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом  производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по организации в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами.

         С другой стороны, выявляя продукцию  с большей рентабельностью, организация  оптимизирует свой ассортимент. Благодаря  использованию директ-костинга значительно расширяются аналитические и контрольные возможности учета: анализируя поведение переменных и постоянных затрат в зависимости от изменения объемов продаж, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, особенно касающиеся выбора между альтернативными вариантами действий. Раздельное отражение в учете позволяет более четко отслеживать и контролировать как переменные, так и постоянные производственные издержки в разрезе подразделений организации, товарных групп и сегментов рынка. 
     
     

     

         Список использованной литературы 

        1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 №129-ФЗ.
        2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденный приказом МФ РФ от 29.07.1998 №34н.
        3. Положение "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденный приказом МФ РФ от 06.07.1999.
        4. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 №14-ФЗ
        5. Бухгалтерский управленческий учет : теория и практика / Р. А. Алборов. – М. : Дело и Сервис, 2005. – 224 с.
        6. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование / О. В. Рыбакова. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 463 с.
        7. Бухгалтерский управленческий учет : учебник / Н. Д. Врублевский. – М. : Бухгалтерский учет, 2005. – 399 с. – (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).
        8. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для вузов / В. Б. Ивашкевич. – М. : Экономистъ, 2006. – 618 с. – (HOMO FABER).
        9. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для вузов / В. О. Керимов. – 5-е изд., изм. и доп. – М. : Дашков и К, 2007. – 458 с.
        10. Бухгалтерский управленческий учет : учебник / М. А. Вахрушина. – 4-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2006. – 571 с. – (Высшее финансовое образование).
        11. Волкова, О. Н. Управленческий учет : учебник / О. Н. Волкова. – М. : ТК Велби, Изд-во Проект, 2006. – 472 с.
        12. Гришина, О. Управленческий учет : затраты по обычным видам деятельности / О. Гришина // Аудиторские ведомости. – 2003. – № 8.
        13. Данилова, Н. Ф. Управленческий учет : курс лекций : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Данилова, Е. Ю. Сидорова. – М. : Экзамен, 2006.
        14. Кокорев, Н. Н. Взаимосвязь управленческого бухгалтерского и финансового учета / Н. Н. Кокорев, Л. М. Вашева, К. С. Николаева // Аудиторские ведомости. – 2003. – № 7.
        15. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский управленческий учет : учебное пособие для студентов вузов / Н. П. Кондраков, М. А. Иванова. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 368 с.
        16. Королев, Н. Н. Управленческий учет. Классификация затрат. Концепция и терминология / Н. Н. Королев // Московский бухгалтер. – 2004. – № 4.
        17. Пизенгольц, М. З. О содержании управленческого учета / М. З. Пизенгольц // Бухгалтерский учет. – 2000. – № 19.
        18. Управленческий учет : учебное пособие / под ред. А. Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М. : ИД ФБК-Пресс, 2004.
     

         Интернет-ресурсы 

        1. http://docs.pp.ru/?cl=19 – библиотека типовых документов: договоры, заявления, доверенности.
        2. http://subscribe.ru/catalog/tax.oviont – финансы, бухгалтерия, налоги и электронная отчетность. Рассылка по бухгалтерии.
        3. http://www.berator.ru/mbpractic – сайт журнала «Бератор практическая бухгалтерия».
        4. http://www.buhgalteria.ru/ – информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения.
        5. http://www.dist-cons.ru – портал дистанционного правового консультирования предпринимателей.
        6. http://www.glavbukh.ru/ – сайт журнала «Главбух». Практический журнал для бухгалтера.

               

Информация о работе Директ-костинг