Бухучет на малом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса.

Содержание

Введение 3
1. Место и роль малого бизнеса в развитии экономики 5
1.1. Общая характеристика субъектов малого предпринимательства 5
1.2. Концепция развития малого предпринимательства в мировом
опыте ведения рыночного хозяйства 7
1.3. Недостатки и преимущества реформы в сфере малого предпринимательства 10
2. Принципы ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 15
3. Организация бухгалтерского учета на малом предприятии 18
3.1. Особенности ведения учета на малом предприятии 18
3.2. Учетная политика малого предприятия 20
3.3. Техника и формы бухгалтерского учета на малом предприятии 22
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32

Работа содержит 1 файл

бухучет малого предприятия - курс..doc

— 426.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение           3

  1. Место и роль малого бизнеса в развитии экономики    5
    1. Общая характеристика субъектов малого предпринимательства 5
    2. Концепция развития малого предпринимательства в мировом

опыте ведения рыночного  хозяйства       7

    1. Недостатки и преимущества реформы в сфере малого предпринимательства                                                                             10
  1. Принципы ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса                                                                                                           15
  2. Организация бухгалтерского учета на малом предприятии                     18
    1. Особенности ведения учета на малом предприятии                            18
    2. Учетная политика малого предприятия                                                20
    3. Техника и формы бухгалтерского учета на малом предприятии       22

Заключение                                                                                                        28

Список литературы                                                                                           30

Приложения                                                                                                       32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие малого бизнеса  становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Малое предпринимательство  имеет свои особенности, от которых  зависят характер и методы решения  экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

Мировой опыт свидетельствует  о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало бы максимально использовать в современной российской экономике, направив материальные, финансовые и организационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося массовой базой и интегральным элементом конкурентного рыночного механизма.

В отличие от крупного, малое предпринимательство  в большинстве его форм доступно очень многим, поскольку не требует больших первоначальных вложений капитала. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий. Малое предпринимательство создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной структуре крупных предприятий). Важным преимуществом малых хозяйственных форм является невысокая капиталоемкость и короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции прежнего по сравнению с крупными объектами.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:

- определение места  и роли малого бизнеса в  развитии экономики;

- рассмотрение принципов ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса;

- анализ организации  бухгалтерского учета на малом  предприятии.

Объект исследования – малое предприятие ООО «Виком».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Место и роль малого бизнеса в развитии экономики

1.1.Общая характеристика субъектов малого предпринимательства

Субъектами малого предпринимательства, в Российской Федерации, являются коммерческие организации соответствующие определенным критериям, а так же физические лица, которые занимаются предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (согласно принятому ФЗ от 14.08.95г №88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" )

Критерии малого предпринимательства:

  1. по цели деятельности, малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основная деятельность которых направлена на извлечение прибыли.
  2. по составу учредителей, в уставной капитал субъектов малого предпринимательства:
  3. религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%
  4. доля принадлежащая одному или нескольким лицам , не являющихся субъектом малого предпринимательства, не более 25%
  5. доля иностранных юридических лиц, не должна превышать 25%
  6. по средней численности работников за отчетный период:
    • в промышленности-100 человек,
    • строительстве-100
    • транспорте - 100 ,
    • в сельском хозяйстве - 60;
    • оптовой торговле - 50;
    • научно-технической сфере - 60 ;
    • в розничной торговле –30
    • бытовом обслуживании - 30;
    • в остальных отраслях и других видах деятельности - до 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Предоставляемая законодательством  альтернатива означает, что предполагаемое самостоятельное определение, каким из этих показателей предприятие будет руководствоваться, выбранный вариант стоит закрепить в Приказе "Об учетной политике" и он должен оставаться неизменным  в течении отчетного периода.

Средняя численность малого предприятия  за отчетный период определяется с учетом всех его работников в порядке предусмотренном соответствующим нормативным документом – "Инструкция по заполнению организацией сведений о численности работников и использовании рабочего времени" утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 7.12.98г. № 121.

Представляется, что предлагаемое уточнение критериев малого предприятия, более четкое и полное определение  его статуса позволит в дальнейшем проводить более гибкую по отношению  к тем или иным видам малых  предприятий политику налогообложения, льготного финансирования, применения других экономических рычагов воздействия на динамику и эффективность их развития.

Однако небольшой численный  состав и юридическая самостоятельность- не самые главные черты малого предприятия. Наиболее существенными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. Сущность и отличительная особенность малого предпринимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в получении такого результата и таким способом, которых нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации, малое предпринимательство, как нам представляется, утверждается не столько как количественно, сколько качественно определенный вид предпринимательской деятельности.

1.2. Концепция развития малого предпринимательства в мировом опыте ведения рыночного хозяйства

 

Когда речь идет о малом бизнесе, малых предприятиях, тем более  в аспекте сравнения с другими  странами, необходимо рассмотреть критерии и принятые стандарты отнесения  предприятий к этому виду бизнеса. В связи с этим следует сразу же подчеркнуть, что в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Например, в 75 странах используется более 50 различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия. Широко используются качественные критерии, такие, как личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от ближних рынков и источников сырья и др. Преобладают, однако, количественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т.д.

В Великобритании, например, к малым относятся предприятия  и фирмы с числом занятых до 200 человек в промышленности и  до 25-в строительстве. Во Франции к малым относятся предприятия и фирмы с количеством занятых от 10 до 50 человек, к ремесленным - с числом работающих до 10 человек. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых до 50 человек, к средним - до 200. В Японии, в соответствии с основным законом о средних и малых предприятиях от 20 июля 1963 г., к средним и мелким предприятиям в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве относятся предприятия с уставным капиталом до 0,1 млрд иен (около 700 тыс. долл.) и числом работающих до 300 человек. В оптовой торговле, соответственно, - до 0,03 млрд иен и до 100 работающих. В розничной торговле и сфере услуг - 0,01 млрд иен и 50 работающих. В ФРГ к мелкому и среднему предпринимательству относятся фирмы с числом занятых менее 300 человек и с годовым оборотом до 100 млн марок. Только 1% фирм в западных землях имеет численность работников более 300 человек, а у 88,5% предприятий годовой оборот составляет менее 1 млн марок. Не случайно в США, к примеру, на долю малых и средних предприятий приходится половина всей выпускаемой продукции, а девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах.

Мировой опыт ведения  рыночного хозяйства показывает, что высокая эффективность этой экономической модели достигается лишь в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг, в том числе и на региональном уровне, экспансия крупных производителей как бы балансируется необходимым числом мелких и средних производителей. Именно последние в решающей степени обеспечивают ее формирование и сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствуют тенденциям монополизации рынков, решают многие социальные задачи, прежде всего, такую острую для рыночной системы хозяйствования, как поддержание занятости населения.

Анализ показывает, что  сеть малых предприятий в России стала активно формироваться  с 1991 г., когда были приняты нормативные  документы (правительственные постановления, ведомственные инструкции), регулирующие процесс их создания и деятельности. Количество предприятий малого бизнеса в России увеличилось почти в 4 раза и составило в 2006 г. 1 миллион 38 тысяч, хотя возможно, многие из них пока далеки от рыночных кондиций. Тем не менее представляется, что фактическое число малых предприятий намного выше, так как по ряду причин (несовершенство системы регистрации, стремление избежать высоких налогов и др.) не все предприниматели оказались в поле статистического контроля. Хотелось бы подчеркнуть, что статистика малого предпринимательства еще только оформляется в самостоятельное направление. На пути ее формирования возникают значительные трудности: несовершенство законодательства, определяющего обязательства малых предприятий перед органами статистики, низкая техническая оснащенность, слабая кадровая обеспеченность статистической службы, непрерывное изменение методологии учета вследствие радикальных преобразований в экономике. Необходима серьезная работа по совершенствованию системы учета и отчетности субъектов малого предпринимательства с использованием при этом западного опыта. Это позволит аналитикам получать более или менее объективную картину о состоянии российского предпринимательства, что так необходимо для эффективного регулирования процесса его развития. Между тем, по оценкам Минэкономики, чтобы добиться существенных изменений в структуре экономики и создать реальную конкурентную среду, в России должно быть не менее 2,5-3,5 млн субъектов малого бизнеса. Напомним, что в США насчитывается около 15 млн малых предприятий.

Важную роль в развитии малого и среднего бизнеса могут  сыграть регионы. Именно власти регионов конкретно знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребность в тех  или иных видах продукции и  услуг, наиболее эффективные с точки зрения региона направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности. О возможности влияния региональных властей на развитие предпринимательских структур свидетельствует опыт Москвы, где предпринимательство получило довольно серьезное развитие. Достаточно отметить, что из 340 тыс. московских предприятий-налогоплательщиков более 200 тыс. являются негосударственными. Это - прежде всего малые предприятия, 27% из которых действуют в торговле и общественном питании. Каждый четвертый работоспособный москвич занят в частном бизнесе.

Приоритетными направлениями  деятельности малого бизнеса и предпринимательства  в Москве признаны производство и  реализация продуктов питания, бытовые  услуги населению, здравоохранение, благоустройство города, производство товаров народного потребления, услуги для инвалидов и малообеспеченных граждан, развитие туризма. В муниципальных округах предстоит создать 60 мини-пекарен, 35 мастерских по ремонту бытовой техники, 14 пивоварен, 10 мясоперерабатывающих заводиков, 6 деревообрабатывающих и столько же трикотажных производств, 9 строительных и 10 мусороуборочных подразделений. Формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Москве происходит с помощью государственных и общественных структур. Так, на базе Московского фонда поддержки малого предпринимательства создана Лизинговая компания, задача которой - обеспечить малый бизнес необходимым оборудованием. Лизинговая компания предоставляет оборудование в кредит на 3-4 года прежде всего тем фирмам, деятельность которых относится к приоритетным для Москвы направлениям.

Информация о работе Бухучет на малом предприятии