Бухгалтерский учёт в современном хозяйствовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет — это стройная устоявшаяся система учета. Прин¬ципы бухгалтерского учета в России и за рубежом одинаковы.
Организация современного общественного производства не возможна без управления им. Управление призвано организовать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и произ¬водственных единиц.

Содержание

I. Понятие бухгалтерского учёта, его сущность и значение 2
II. Цель и задачи хозяйственного учета на современном этапе 2
III. Роль в управлении бухгалтерского учета в России в XXI веке 8
IV. Роль в налогообложении 8
V. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 9
VI. Основные задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к его ведению 10
VII. Применение вычислительной техники при составлении бухгалтерского баланса 10
VIII. Значение методов бухгалтерского учета и его составных частей 12
IX. Качественные характеристики информации. 12
X. Права и обязанности главного бухгалтера. 15
XI. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ. 16
XII. Бухгалтерская отчетность 18
XIII. План счетов 19
XIV. Учетные регистры. 19
XV. Формы бухгалтерского учета 20
XVI. Виды стандартов, их классификация по назначению и экономическому содержанию 24
XVII. Место стандартов в системе концепций и нормативных документов 25
XVIII. Заключение 27

Работа содержит 1 файл

Б_У в современном хозяйствовании.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Бухгалтерский счет — это специальный прием, который позволяет осуще­ствлять экономическую группировку хозяйственных средств и текущий учет од­нородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета; вид хозяйственных средств или их источников или хо­зяйственный процесс. Совокупность счетов представляет собой систему формиро­вания и сохранения информации, необходимой для применения управленческих решений.

Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистри­рована как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме.

Документация — это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, кото­рый является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация — это проверки фактического наличия имущества и финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей а их уточнение в случае выявленных расхождений. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета.

Оценка представляет собой способ денежного выражения имущества и обязательств организации путем суммирования затрат для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Калькуляция - это способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих нара­стающим итогом имущественное и финансовое положение организации на отчетную» дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Она является завершающим этапом учетного процесса и включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.

Качественные характеристики информации.

Актуальной проблемой для современной российской экономики является приведение существующей в нашей стране системы бухгалтерского учета и отчет­ности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами. Изучение накопленного опыта в странах с развитой экономикой и системами хозяйствования позволяет привлечь потенциальных партнеров-ин­весторов и вооружить российских предпринимателей знаниями международной системы ведения финансовой отчетности.

В международной системе финансовой отчетности выделяются четыре основ­ных характеристики бухгалтерской информации: релевантность, достоверность, сопоставимость и последовательность.

Релевантность (Relevance)

Информация должна способствовать принятию решения пользователем, «иметь отношение или полезное применение к действиям, для которых она предна­значалась». Релевантность информации является результатом сочетания трех ее характеристик: предсказательной ценности (Predictive value), свойства обратной связи (Feed-back) и своевременность (Timeliness).

Она должна обладать предсказывающей ценностью («свойство информации, помогающее пользователям повысить вероятность реализации прогнозов») для то­го, чтобы пользователь мог использовать ее в принятии инвестиционных решений. Она также должна обеспечивать обратную связь — не только прогнозирование, но и подтверждение и корректировку предыдущих прогнозов. И, наконец, она должна быть своевременной, чтобы сохранять свою полезность.

Надежность (Reliability)

Надежность определяется в SFAC 2 как «свойство информации, предполагающее ее достаточную свободу от ошибок и пристрастности, а также то, что он точно представляет то, что предполагалось представить». Надежность состоит в свою очередь из трех составляющих: проверяемости (Verifiability), репрезента­тивной достоверности (Representative faithfulness) и нейтральности (Neutrality).

Проверяемость является исключительно важным свойством информации — она означает, что пользуясь одними и теми же данными, различные эксперты придут  к одинаковым выводам.

Репрезентативная достоверность данных подразумевает что существует прямая связь между явлением и его оценкой и нет каких-либо посредующих. фактов, которые способны исказить оценку явлений при том, что само явление остается неизменным. И, наконец, нейтральность подразумевает что на оценку явления не оказывает влияния то, каких целей хочет добиться пользователь или эксперт с помощью данной оценки. Таким образом, искаженная интерпретация информации финансового учета при формировании финансовой отчетности, с целью повышения кредитоспособности предприятия, нарушает в том числе и нейтральность предоставленной информации.

Сопоставимость (Comparability)

Сопоставимость — это свойство формы представления информации, которая повышает ее полезность за счет возможности сравнения ее с аналогичными показателями или данными. Предельной формой сопоставимости является единообразие (Uniformity), когда фирмы предоставляют информацию не просто в сопоставимом, а в совершенно однообразном формате.

Последовательность (Consistensy).

Под последовательностью подразумеваются последовательность и постоянство в применении любого данного учетного принципа или способа учета,после его принятия в отношении данного объекта учета.

Помимо основных требований к качеству подготовленной информации вы­деляются также требования к самому процессу подготовки информации. Эти требования и предположения, касающиеся процесса измерения и распознания фактов хозяйственной деятельность, а также способов их раскрытия в отчетность в свою очередь делятся на следующие группы:

       Допущения, относительно того, как фирма ведет учет и составляет свою отчетность.

       Собственно основные принципы и методики, которыми руководствуется фирма при ведении учета и отражении в отчетности фактов хозяйственной жизни.

       Требования, которые должны соблюдаться при ведении финансового учета и составлении отчетности.                                               :

Допущения (Assumptions)

1. Допущение единого изолированного предприятия (entity concept). Это допущение полагает, что данное предприятие существует как единая и в то же время самостоятельная организация, которая отделена в экономической деятельности от своих владельцев, так и от всех прочих контрагентов. Соответственно, Это допущение позволяет сконцентрироваться на данных, относящихся только данному предприятию, и отбросить все ненужные.

В качестве предприятия, или, что точнее, хозяйствующей единицы может рассматриваться не только данное предприятие как юридическое лицо но и конгломерат предприятий, объединенный общими владельцами, или, наоборот, только часть одной фирмы. Конкретное выделение зависит от целей отчетности. Так, при составлении консолидированной отчетности как хозяйствующая единица рассматривается группа предприятий, отчетность которых подлежит консолидации.

2. Допущение непрерывности {gоing сопсеrп). Это допущение предполагает, что однажды созданное предприятие будет существовать в течение неопределенно долгого промежутка времени. Это не слишком правдивое предположение, а иногда просто неправильное, но оно помогает избежать проблем, связанных с распознанием прибылей или убытков, служит основой для применения принципа себестоимости при оценке активов, а также предоставляет сторонним пользователям лучшую возможность самим прогнозировать развитие предприятия.

3. Допущение использования денежного измерителя подчерки­вает приоритет финансовой информации над любой другой. В отчетности могут отражаться только операции и события, которые имеют денежную оценку, при­чем натуральные или иные причины результатов, имеющих денежное измерение, не имеют особого значения. С одной стороны, предоставление информации только в денежной форме уменьшает аналитические возможности стороннего пользователя. С другой стороны, это избавляет пользователя от большого количе­ства нерелевантной информации. С применением денежного измерителя связана также проблема его неустойчивости, которая приводит к необходимости коррек­тировок на текущую стоимость денежной единицы при прогнозировании или ином анализе показателей во времени.

4. Допущение периодичности предполагает исчисление финансовых результатов по истечении определенных периодов времени — квартала или года. Так как отчетный период, обычно финансовый год, редко совпадает по продол­жительности с операционным циклом предприятия, то это допущение помогает .решить проблему исчисления финансового результата по незавершенным опера­циям и соотнесения частей этого результата с соответствующим периодом.

Основные принципы (методы) учета

1. Принцип себестоимости требует, чтобы все объекты учи­тывались по стоимости приобретения, либо аналогичной. Применение этого принципа сталкивается с многочисленными препятствиями, так как случаи,, когда рыночная и/или восстановительная стоимость актива, особенно долго­срочного, продолжает равняться себестоимости его приобретения, представляют собой скорее исключение, чем правило.

2. Распознание прибыли и убытков базируется на прин­ципе начислений и подразумевает их отражение в учете и отчетности в момент получения дохода (понесения убытков), а не в момент реализации. Например, продажи распознаются обычно после того как:

1) фирма выполнила все существенные условия для того, чтобы товар (услуга) были предоставлены потребителю и

2) доход можно измерить с достаточной степенью вероятности.

Обычно таким достаточным условием является поставка товара (предоста­вление услуги) потребителю. Также резервы по сомнительным долгам создаются в момент определения того, что оплата по долгу маловероятна, а не в момент неоплаты долга.

3. Принцип соответствия соотнесения требует соотнесения до­ходов и порождающих их расходов по времени. Соответственно, расходы, порождающие доходы в другом отчетном периоде, учитываются от­дельно, так же как расходы, которые будут понесены позже, но уже принесли доходы, а также доходы, расходы по которым еще не понесены, а будут понесены позже и, наконец, полученные доходы, признание которых отложено..

4. Принцип полного раскрытия информации требует раскры­тия всей существенной информации, в том числе и не относящейся к данному отчетному периоду, если обладание данной информацией существенно влияет на возможное поведение пользователя. Этот принцип, с одной стороны, требует раскрытия всех экстраординарных происшествий, имевших место после конца учетного периода, но перед опубликованием (представлением в официальный орган, получением заключения аудитора) финансовой отчетности, и, с другой стороны, требует раскрытия существенных планов менеджмента и другой прогноз­ной и прочей информации, которая может быть существенной для пользователя.

Требования (Constraints).

1. Определение соотношения издержки-выгоды требует соотнесения издержек по получению информации с вероятной или действительной полезностью этой информации. Естественно, что точно определить полезность данной информации крайне затруднительно, да и издержки ее получения не все­гда можно точно определить. Тем не менее, этот принцип находит определенное применение, обычно в случаях, когда учитывается информация, связанная с не­определенностью, а ее уточнение стоит несоразмерно дорого. Также это соотношение во многом определяет, какой объем и способы раскрытия информации должны применяться при распространении финансовой отчетности.

2. Требование существенности требует раскрытия только той ин­формации, которая является существенной для пользователя при принятии решений на основе данных отчетности. Соответственно, изменение или нераскрытие су­щественной информации влечет за собой принятие пользователем неправильного решения. Этот принцип тесно связан с принципом полного раскрытия: инфор­мация может считаться полностью раскрытой, когда раскрыты все существенные детали этой информации. Принцип существенности позволяет ограничить объем информации до такого, который является достаточным, но не избыточным для пользователя.

3. Требование консерватизма или осторожности  имеет своей целью защиту пользователей от чрезмерного, и даже неоправданного оптимизма управляющих. Это требование подразумевает большую готовность к учету всех ве­роятных убытков и потерь, чем возможных доходов. В соответствии с ним убытки должны по мере возможности учитываться в момент понесения, даже если они еще не реализованы, а вот прибыли должны учитываться только в момент реали­зации. С этим принципом связан способ оценки по меньшей из себестоимости и рыночной стоимости, а также другие, аналогичные по воздействию на резуль­таты фирмы.

Декларирование соблюдения принципов не всегда означает, что им действи­тельно следуют. Так, зачастую методы учета, навязываемые налоговыми органами, отрицают принцип преобладания содержания над формой. Использование прин­ципа осторожности (консервативности) также не всегда последовательно: для создания резервов по сомнительным долгам требуется фактическая идентифика­ция уже неоплаченных долгов, т.е. требуется фактическое понесение убытков, после чего их уже можно просто списывать, а не создавать резерв.

Нарушается также использование принципа начисления, во-первых, в том, что запрещается учет вероятных убытков и расходов будущих периодов до мо­мента их действительного понесения. Принцип начисления нарушается также в том, что предприятия для целей налогообложения часто используют кассовый принцип. И то, что они обязаны использовать принцип начисления для подготовки бухгалтерской отчетности, только усложняет ситуацию, так как им необходимо вести практически две бухгалтерии или тщательно отслеживать про­цесс оплаты всех счетов. Но и внедрение системы учета по отгрузке тоже пока не реально, так как платежеспособность большинства контрагентов настолько неустойчива, а контрактная культура настолько неразвита, что использование этого принципа в полной мере способно привести к еще большему ухудшению ситуации с проблемой неплатежей.

Информация о работе Бухгалтерский учёт в современном хозяйствовании