Бухгалтерский учёт основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение вопросов учета основных средств. Исходя из целей, можно определить следующие задачи курсовой работы:
рассмотрение понятия основных средств, нормативное регулирование учета основных подходов к их классификации и оценке;
документальное оформление учета основных средств;
понятие и сущность амортизации основных средств, способы начисления амортизации;
организация учета основных средств;
учет основных средств на примере ОАО «Меркурий-НН» .

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр.3
Глава1. Теоретические основы бухгалтерского учёта основных средств
1.1. Понятие и классификация основных средств………………………стр.6
1.2. Оценка и переоценка основных средств…………………………стр.12
1.3. Учёт поступления и выбытия основных средств…………………стр.16
1.4. Учёт амортизации основных средств……………………………стр.21
Глава 3. Действующая система учета основных средств на базе ОАО “Меркурий-НН”
3.1. Организация учета основных средств в ОАО “Меркурий-НН”….стр.26
3.2. Основные недостатки учета основных средств на предприятии…стр.33
Заключение……………………………………………………………….стр.35
Список использованной литературы……………………………………стр.38
Приложения……………………………………………………………….стр.39

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Б.У..docx

— 163.94 Кб (Скачать)

 

 

 

Глава 3. Действующая  система учета основных средств  на базе ОАО “Меркурий-НН”

3.1. Организация учета основных средств в ОАО “Меркурий-НН” 

а) Документы для  оформления движения основных средств

Документы для учета основных средств на предприятии практически  используются не так как предусмотрено Краткими указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету основных средств. Это обусловлено слишком сложной для небольшого предприятия системой документов.

б) Поступление  и выбытие основных средств

Способы поступления основных средств на ОАО «Меркурий-НН» можно разделить на несколько групп. Для каждой из них я приведу корреспонденцию счетов с эмпирическими цифровыми данными.

а) Основные средства производственного  назначения получены безвозмездно от юридических или физических лиц. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим образом:

Получен объект, не требующий  монтажа (первоначальная стоимость 10 млн. руб., износ 2 млн. руб.).

первоначальная  стоимость

Д 01  “Основные средства”     10 000 000 руб.

К 83 “Добавочный капитал”                                           10 000 000 руб.

сумма износа

Д 83                   2 000 000 руб.

К 02                                                                           2 000 000 руб.

(Возможен альтернативный  вариант: остаточная стоимость Д 01, К 83 —    8 000 000 руб., износ Д 01, К 02 — 2 000 000 руб.)

Расходы по доставке основных средств полученных таким образом  не увеличивают их первоначальную стоимость, они относятся на уменьшение сформированного  на предприятии фонда накопления с кредитованием счетов 60 (“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”), 68 (“Расчеты по налога и сборам”), 69 (“Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”), 70 (“Расчеты с персоналом по оплате труда”), 76 (“Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”); также за счет чистой прибыли предприятия или за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

В первоначальную стоимость  безвозмездно полученных объектов включается расходы предприятия по монтажу. Такие расходы собираются на дебете счета 08 “Вложения во внеоборотные активы” с кредита счетов 10 (“Сырье и материалы”), 60, 68, 69, 70, 71 (“Расчеты с подотчетными лицами”), 76. После сдачи объекта в эксплуатацию эти расходы присоединяются к первоначальной стоимости.

б) Предприятие может получить основные средства как вклад в  уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном  договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы  по доставке основных средств на предприятие  несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает  ему расходы.

Пример: предприятие получает основные средства в качестве вклада в уставный капитал (по документам учредителя первоначальная стоимость 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб.) сумма вклада определяется ценой соглашения.

Цена соглашения соответствует  остаточной стоимости по документам вкладчика.

остаточная  стоимость

Д 01        20 000 000 руб.

К 75-1 “Расчеты по вкладам  в уставной капитал” 20 000 000 руб.

износ

Д 01        10 000 000 руб.

К 02                10 000 000 руб.

Аналогично при превышении цены соглашения над первоначальной стоимостью.

При цене соглашения (15 000 000 руб.) ниже первоначальной стоимости.

на цену соглашения

Д 01        15 000 000 руб.

К 75-1       15 000 000 руб.

разница между  ценой соглашения и остаточной стоимостью

Д 01        5 000 000 руб.

К 87-1 “Прирост стоимости имущества при переоценке” 5 000 00руб.

износ

Д 01        10 000 000 руб.

К 02                  10 000 000 руб.

в) Предприятием приобретаются  основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимости  приобретения без учета НДС, уплаченного  при приобретении.

НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому  работники бухгалтерии следят за тем, чтобы при переводе средств  продавцам, в расчетных документах (платежном требовании, платежном  поручении, реестрах чеков, и т.п.) были выделены данные по оплачиваемому НДС  отдельной позицией.

Пример: приобретаются основные средства для производственных целей.

1. Акцептовано платежное  требование на офисную мебель.

на покупную стоимость

Д 08-4 “Приобретение отдельных объектов ОС” 10 000 000 руб.

К 60                  10 000 000 руб.

на сумму  НДС

Д 19-1 “НДС на приобретение ОС”   2 000 000 руб.

К 60        2 000 000 руб.

 

2. Акцептовано платежное  требование за доставку и сборку  мебели.

на стоимость  услуг

Д 08-4         1 000 000 руб.

К 60        1 000 000 руб.

на сумму  НДС

Д 19-1        200 000 руб.

К 60        200 000 руб.

 

3. Оприходован объект  основных средств.

по первоначальной стоимости

Д 01        11 000 000 руб.

К 08-4        11 000 000 руб.

 

4. Далее списывается сумма  НДС ежемесячно равными долями  в течение 6 месяцев.

Д 68        366 667 руб.

К 19-1        366 667 руб.

г) Предприятие может приобрести основные средства, требующие монтажа. Расходы на приобретение такого оборудования и его доставку отражают по дебету счета 07 “Оборудование к установке” и кредиту счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После передачи оборудования в монтаж, делается запись Д 08, К 07. Далее все расходы по монтажу отражаются по дебету счета 08 и кредиту счетов 10, 12, 13, 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам (Д 01, К 08).

Уплаченный при приобретении оборудования НДС в его инвентарную  стоимость не включается, а берется  на учет по дебету счета 19-1 и кредиту 60, а затем списывается аналогично предыдущему пункту в).

д) Оборудование может также  приобретаться у физического  лица. Такие операции производились  предприятием с физическим лицом, зарегистрированным как предприниматель. Предприятие  выплачивало сумму за приобретенные средства по приходному кассовому ордеру.

Пример:

1. Приобретена офисная  техника у физического лица, зарегистрированного  как предприниматель и плательщик  подоходного налога.

по покупной стоимости (по договору)

Д 08-4        5 000 000 руб.

К 76-3        5 000 000 руб.

одновременно

Д 01         5 000 000 руб.

К 08-4        5 000 000 руб.

 

2. Оплачено

наличными из кассы (частично)

Д 76-3        1 500 000 руб.

К 50 “Касса”       1 500 000 руб.

с расчетного счета

Д 76-3        600 000 руб.

К 51 “Расчетный счет”      600 000 руб.

 

е) Предприятие принимает  в эксплуатацию основные средства на условиях текущей аренды. По условиям текущей аренды основные средства не должны переходить в собственность  арендатора по истечение аренды. По таким объектам износ арендатором  не начисляется. Сумма аренной платы  без учета налогов включается в издержки производства (Д 20 “Основное производство”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, К 76-3). Арендная плата перечисляется в сроки, обусловленные договором (Д 76-3, К 51).

Пример: по условиям текущей  аренды ежемесячно выплачивается арендная плата 800 000  руб.

 

1. Д 20         800 000 руб.

Д 10                  160 000 руб.

К 76-3        960 000 руб.

2.  Д 76-3        960 000 руб.

К 51         960 000 руб.

3. Д 68         160 000 руб.

К 10                  160 000 руб.

 

 Передача основных средств в уставной капитал создаваемого дочернего предприятия. Такие операции также отражаются предприятием учитывая три основных случая возникающих при передаче по цене соглашения: 1) цена соглашения ниже остаточной стоимости, 2) цена соглашения соответствует остаточной стоимости, 3) цена соглашения выше остаточной стоимости

 

в) Износ основных средств

Износ начисляется предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в издержки производства (Д 20, 23, 25, 26,  43, К 02). При начислении износа используются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости.

Реально, суммы износа рассчитывают самым распространенным способом: методом корректировки месячного размера суммы износа прошлого месяца в соответствии с изменением состава основных средств (поступлением одних и выбытием других) в прошлом месяце, а так же с истечением сроков службы основных средств. Однако эта система несколько скорректирована в соответствии с особенностями предприятия.

г) Переоценка основных средств

Переоценке основных средств  на предприятии коснулась как  производственных основных средств, так  и основных средств непроизводственного назначения.

При дооценке основных средств  производственной сферы она относится  на увеличение добавочного капитала (Д 01, К 83), а дооценка износа этих основных средств — на его уменьшение (Д 83, К 02).

 

 

 

 

3.2. Основные недостатки учета основных средств на предприятии

а) Недостатки организации  учета основных средств в ОАО «Меркурий-НН»

При определении недостатков  учета основных средств в ОАО «Меркурий-НН» я бы хотела сначала остановиться на общих моментах, а потом на некоторых практических недостатках.

Основным общим недостатком  системы учета основных средств  является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны  руководства предприятия. При такой  системе руководитель как бы не является потребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за основными средствами руководитель предприятия не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с наибольшей возможной точностью.

Теперь перейду к основным недостаткам конкретного характера.

При зачислении в состав основных средств на предприятии  процедура не соблюдается в должной  форме: акт приемки (форма ОС-1) не оформляется, то есть фактически сам  факт постановки на учет основных средств  фиксируется только при помощи бухгалтерской  проводки (Д 01, К 08) и увеличением  в связи с этим дебетового сальдо по счету 01 на сумму вновь поступившего основного средства.

На предприятии не ведутся  инвентарные карточки учета основных средств. Учет объектов ведется таким  образом: ведутся записи об основных средствах по порядку номеров  с указанием сальдо на первое число  каждого месяца в инвентарной  книге. Там же указываются наименование, количество, цена, шифр и норма амортизации.

Такая система по моему  мнению не рассчитана на дальнейшее расширение предприятия, которое связано с увеличением количества и номенклатуры используемых на нем основных средств.

б) Возможность  создания единого стандарта на средства автоматизации учета основных средств

В настоящее время появляется все больше и больше фирм, занимающихся изготовлением и распространением программ автоматизации бухгалтерского учета. К сожалению, освоение приобретенных  программ является довольно сложным  процессом, а если на двух предприятиях установлены программы разных фирм, то много времени тратится на переквалификацию бухгалтера.

В таком случае можно предложить помимо введения стандарта на формы  по первичному учету основных средств  в условиях ведения бухгалтерского учета на компьютере, ввести стандарт на программное обеспечение бухгалтерского назначения.

Я полагаю, что органом, компетентным для разработки такого решения может  являться Минфин РФ в сотрудничестве с Комитетом по информатизации при  президенте РФ.

Главное, что нужно учесть при разработке стандарта - возможность  его изменения по мере совершенствования  системы бухгалтерского учета и  предоставление простора для улучшения  программного обеспечения, чтобы не свернуть конкуренцию между фирмами, работающий в этой области.

 

 

Заключение

В современных условиях значительно  возрастает роль бухгалтерского учета  как важнейшего средства получения  полной и достоверной информации об имуществе предприятия и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

Данная  курсовая работа рассматривает вопросы, связанные с организацией ведения  учета основных средств. В результате проделанной работы можно сделать  следующие выводы:

Информация о работе Бухгалтерский учёт основных средств