Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:06, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ французской системы бухгалтерского учета и отчетности, сопоставление концептуальных основ ее организации, правил и принципов, действующих в этой системе.
Введение 3
1. Национальный план счетов и его структура 5
2. Учетные принципы 10
3. Отчетность во Франции 12
3.1. Индивидуальная и консолидированная отчетность 12
3.2. Составление отчетности 14
4. Особенности отражения в учете отдельных объектов 17
5. Перспективы развития 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
2. Учетные принципы
Чтобы финансовая отчетность отражала финансовое состояние организации и ее хозяйственные операции на основе концепции "достоверного и добросовестного представления", бухгалтерские счета согласно PCG должны в обязательном порядке соответствовать условиям полного и точного применения бухгалтерских правил с учетом принципа осмотрительности, который предполагает предотвращение рисков отнесения к будущим периодам текущих неопределенностей, способных обременить активы и пассивы, а также прибыли и убытки организации. Принцип соответствия предполагает строгое соблюдение действующих правил и процедур, а точное применение бухгалтерских правил означает добросовестное применение этих правил и процедур в соответствии с пониманием указанных правил ответственными за ведение учета лицами, которое они должны формировать исходя из наличия и существенности операций, событий и обстоятельств.
Бухгалтерский учет призван отражать и классифицировать информацию, необходимую для достижения его целей, в той степени, в какой информация может быть количественно оценена, в частности [2, c.55]:
-
информация об основных
-
бухгалтерская информация
-
последовательность
- в случае модификации учетных правил в периоде, когда отражается такое изменение, наряду с информацией, подготовленной на основе новых учетных правил, следует показать всякую уместную информацию о бухгалтерских эффектах, связанных с указанной модификацией.
Изложенные принципы построения французской бухгалтерии можно подразделить на традиционные и обусловленные присоединением к нормативной базе Европейского Союза. К традиционным принципам, основанным на специфике внутреннего законодательства, относятся принципы осмотрительности, соответствия и точного применения бухгалтерских правил. Требование "достоверного и добросовестного представления" было внедрено в бухгалтерскую систему в 80-е годы в связи с присоединением к Четвертой и Седьмой Директивам Европейского Союза. Включение элементов, характерных для англосаксонской бухгалтерии, в национальную учетную систему было обусловлено новым этапом развития национального рынка ценных бумаг, который повлек за собой необходимость гармонизации учета, повышение требований к раскрытию бухгалтерской информации и ее надежности.
3. Отчетность во Франции
3.1.
Индивидуальная и
К
отчетности, составленной на основе индивидуальных
счетов, предъявляются обязательные
требования, установленные
В 1986г. в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета Франции были внесены изменения с учетом Седьмой Директивы, касающиеся составления консолидированной отчетности (ранее отчетность составлялась только для отдельных организаций), в связи с развитием национального рынка ценных бумаг и установлением специфических требований к отчетности для организаций, включаемых в листинг. Внедрение в национальную систему предписаний этой Директивы было весьма специфичным. Во-первых, хотя предписание показывать все вычеты, требуемые для целей налогообложения, осталось в силе для отчетности индивидуальных организаций, последние свободны в принятии решения относительно включения показателей индивидуальных счетов в консолидированную отчетность. Во-вторых, отчетность группы компаний не обязательно должна соответствовать французским учетным принципам. Она может быть составлена по учетным правилам, принятым на других финансовых рынках. Компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на рынках иностранных государств, имеют право составлять отчетность группы по правилам соответствующего рынка.
Таким образом, практика ведения бухгалтерского учета объединенными компаниями является разнообразной из-за отсутствия формализованных требований. Компании, составляющие консолидированную отчетность, в большинстве случаев делают это на добровольной основе и, следовательно, используют те учетные правила, которые кажутся им более удобными. Однако свобода выбора учетных методик не означает, что во Франции отсутствует регулирование консолидации. К числу обязательных требований относится, в частности, правило, определяющее, что компании, над которыми материнская компания имеет исключительный контроль, должны быть отражены как дочерние компании в учете последней. Исключительный контроль может осуществляться посредством обладания:
-
прямым или относительным
-
прямым или относительным
-
контролирующим влиянием, которое
является результатом
Дочерние компании, характер деятельности которых существенно отличается от материнской компании, могут быть учтены методом долевого участия. Ассоциированные компании, на которые материнская компания оказывает существенное влияние (при владении двадцатью и более процентами капитала), также должны проводить консолидацию указанным методом. Совместные предприятия используют метод пропорциональной консолидации. Организация определяется как совместное предприятие, если дела ведет ограниченное число партнеров и решения принимаются сообща.
Таким
образом, индивидуальные счета играют
главную роль в формировании долгосрочной
информации о дивидендах и налогах,
тогда как консолидированные
счета содержат лишь дополнительную
информацию экономического характера
[9].
3.2.
Составление отчетности
В состав годового отчета включаются следующие формы: индивидуальные счета материнской компании; управленческий отчет; счета группы, если такие имеются; отчет об управлении группой; отчет аудитора, назначенного по закону, о годовых счетах; отчет о направлениях использования прибыли, предлагаемый на рассмотрение на ежегодном общем собрании акционеров, а также их резолюция на предлагаемом варианте распределения прибыли.
Консолидированная отчетность состоит из отчета о прибылях и убытках, баланса, отчета об изменении капитала (добровольная расшифровка), а также отчета о движении денежных средств (он не требуется для акционеров, однако многие французские компании его публикуют).
Формы консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках соответствуют требованиям Четвертой Директивы Европейского Союза. В отчете о прибылях и убытках должны быть выделены: операционные доходы и расходы; финансовые доходы и расходы; экстраординарные статьи; налоги.
Группа компаний составляет отчет об изменении акционерного капитала, показывая его динамику за три года. Однако ни в балансе, ни в пояснительной записке к отчетности не приводятся сведения о том, как был сформирован акционерный капитал (число выпущенных акций, премия на акцию). Более детальная информация содержится в отчетности материнской компании.
Консолидированный отчет о движении денежных средств составляется косвенным методом с выделением инвестиционной и финансовой деятельности.
В пояснительной записке к консолидированной отчетности детально описываются наименования и месторасположение дочерних компаний. Согласно французскому законодательству сегментная информация ограничена оборотами по продуктам и географическим регионам.
В зависимости от размера организации существует три варианта представления индивидуальной отчетности (табл. 3) [3].
Таблица 3 - Представление отчетности французскими организациями
Вариант представления |
Хозяйствующие субъекты |
Состав и
форма отчетности |
Сокращенный | Индивидуальные предприниматели и небольшие компании |
Баланс, отчет
о прибылях и убытках и комментарии
к ним представляются в форме одного зарегистрированного документа |
Основной | Средние компании | Помимо баланса,
отчета о прибылях и убытках и пояснительной
записки к ним, составляется формуляр
документов компании, который содержит:
информацию о последствиях получения прибыли или убытка, важные для пользователей данные о деятельности компании за 5 лет, а также сведения о портфеле ценных бумаг |
Подробный | Используется крупными компаниями, не обязателен |
Включает все
формы основного варианта, а также отчет
о способности к самофинансированию в течение финансового года и диаграмму изменения финансового состояния |
Отчет о прибылях и убытках по индивидуальным счетам составляется как в вертикальной, так и в горизонтальной форме и показывает расходы в зависимости от их природы. Во Франции, в отличие от Великобритании, не принято группировать расходы по их функциональному назначению. Счета реализации и финансового результата составляются таким образом, чтобы сделать возможным расчет валовой величины добавленной стоимости и валовой операционной деятельности, которые служат основой для определения средств, полученных от операционной деятельности. На этих счетах выделяется за определенный период (как правило, за финансовый год) движение расходов и доходов, которые в совокупности со счетом прибылей и убытков показывают прибыль или убыток, образующийся в результате такого движения.
Баланс дает представление о финансовом состоянии организации на определенную дату, в том числе об активах, пассивах и капитале, свидетельствующих о правах и обязательствах организации и отражающих используемые средства. В балансе раскрывается состав активов: земли, здания, сооружения, прочие объекты. Накопленная сумма амортизации показывается как для внеоборотных, так и для оборотных активов. За оборотными активами следует детальная информация о предоплатах, отложенных расходах, трансляционных (пересчетных) разницах. Раздел капитала содержит информацию о выпущенных акциях и их номинале.
Пояснительная записка содержит сведения об отчетности и не может заменить представление информации, которую PCG обычно требует показывать в составе отчетности.
4. Особенности отражения в учете
отдельных объектов
Классификация и порядок отражения отдельных учетных объектов во Франции достаточно специфичны. Учетный процесс неразрывно связан с утвержденным рабочим планом счетов, который должен соответствовать требованиям PCG [11].
Основные средства принимаются к учету в оценке на момент составления учетной записи следующим образом:
-
по цене приобретения в случае
покупки за деньги с учетом
дополнительных расходов по
- по производственной себестоимости для объектов, произведенных собственными силами, исходя из затрат на сырье и материалы, накладных расходов, связанных с производством (как правило, в стоимость основного средства не включаются расходы на финансирование и общеадминистративные расходы, а также затраты на исследования и разработки);
- по рыночной стоимости для объектов, приобретенных при особых обстоятельствах (например, безвозмездное получение).
Процентные расходы, возникающие в ходе сооружения объектов основных средств, могут быть капитализированы, т.е. включены в активы, но это не является широко распространенной практикой. Такие расходы единовременно исключаются из налогооблагаемой базы независимо от того, капитализированы они в учете или нет.
Французское законодательство разрешает отражать в учете переоценку внеоборотных активов и инвестиций, однако признание прибыли от увеличения стоимости актива влечет за собой обязательство по налогу на прибыль от возникающих доходов (кроме случаев, когда переоценка законодательно предусмотрена и ее результаты не учитываются для целей налогообложения). Соответственно компании не показывают переоценку активов по индивидуальным счетам. Поскольку консолидированная отчетность не связана с налоговыми ограничениями, в ней отражается переоценка некоторых активов. При переоценке одновременно с увеличением балансовой стоимости объекта увеличивается резерв на переоценку, являющийся частью капитала. Амортизация рассчитывается исходя из переоцененной стоимости амортизируемых активов. Обычно французские организации начисляют амортизацию линейным способом в течение срока полезной службы актива, но ликвидационную стоимость не указывают.