Бухгалтерский учет в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать бухгалтерский учет в современных условиях.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы. Ими являются:
рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учета в современных условиях;
изучить основные правила организации бухгалтерского учета в Казахстане;
выявить проблемы адаптации казахстанской системы учета и бухгалтерского образования к передовой международной практике.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа!!!.docx

— 50.26 Кб (Скачать)

В настоящее  время важными становятся и вопросы  экологии, поскольку традиционный бухгалтерский  учет не всегда отражает стоимость  социально-экологических последствий, безработицу, загрязнение окружающей среды и т.п. Затраты на их ликвидацию общество возмещает через систему  налогов. Действующее в республике законодательство, регулирующее учетную  систему, не в должной мере указывает  на социально-экологическое предназначение учета. Возникает потребность решить и эту проблему, опираясь на различные  существующие теоретические и практические представления.

Обобщая проблемы законодательного регулирования учета  приведем характеристику нижеследующих  основополагающих социальных направлений  его нынешнего развития:

- экономическое,  представляющее собой комплекс  мероприятий, проводимых с помощью  методических рекомендаций, разъяснений  по ведению учета в целях  получения информации экономического  характера;

- правовое - законодательно  осуществляемое государством в  интересах общества путем установления  правовых норм возможного поведения  субъектов;

- морально-этическое  - охватывающее все сферы общественной  жизни, включая и учетную систему,  содержится в сознании людей,  в общественном мнении, находит  отражение в средствах массовой  информации.

В основе изложенных видов регулирования учета лежит  принцип целесообразности, а не обязательности, как это было традиционно при  административных методах управления. Взаимодействие экономического и правового  регулирования проявляется в  первую очередь в том, что субъекты, выбирая экономически целесообразную линию поведения, вынуждены считаться  с предписаниями правовых норм. Их нарушение может привести к применению юридической ответственности и  экономическим потерям. При этом правовое регулирование осуществимо  лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность  их охраны органами государственного надзора и принуждения.

Следовательно, законотворчество Казахстана, имеющее  отношение к бухгалтерскому делу, несмотря на приближение к международным  правилам, не в должной мере затрагивает  вышеизложенные проблемы. Помимо этого, недостаточно рассматриваются вопросы  общей структуры экономики республики, а изменяются лишь определенные аспекты  деятельности субъектов. Не решенными  до конца остаются правила построения учета и его организации в  различных субъектах хозяйствования. Заметно отставание в принятии законов об общественных объединениях, регулирующих учет и аудит, а также недостатки в решении вопросов о договорах, сделках, контрактах и обязательствах, не говоря уже о том, что не полностью разработана система наказаний за невыполнение требований законодательства. До настоящего времени присутствуют недостатки в переводе отдельных терминов учета с иностранных языков и их необоснованная повторяемость в стандартах, которые во многом продолжают оставаться сложными для восприятия бухгалтера. Существуют и другие причины, которые сдерживают развитие учета. Они подробно освещены в дальнейшем. Эти обстоятельства требуют значительных корректировок регулирования учетной системы Казахстана в современных условиях.

 

2. Основные правила организации  бухгалтерского учета

2.1 Особенности организации бухгалтерского  учета в современных условиях

 

Сущность  организации учетной системы  предполагает целенаправленное упорядочение ее методики и технологии, а также  совершенствование процессов сбора, обработки и обобщения информации. В общем виде учетная система  подразумевает:

- организацию учета как процесса;

- организацию работы исполнителей.

Такое разграничение  представляет возможность понять сущность деятельности каждого подразделения, а также элементов упорядочения любой части учета.

Следовательно, организация бухгалтерского учета  представляет собой систему условий  и слагаемых построения учетного процесса и организацию работы исполнителей в целях получения достоверной  и своевременной информации о  деятельности субъекта. Одной из существенных задач организации данного процесса является распределение всего комплекса  работ между исполнителями.[6, c. 15]

Приказом  Департамента по методологии бухгалтерского учета и аудита МФ РК от 31 декабря 1997 г. № 455 утвержден стандарт бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской  службы», который вступил в силу с 1 января 1998 г. (внесены изменения  приказом МФ РК от 11 марта 2003 года № 101). В нем установлен порядок организации  бухгалтерской службы субъектами и  определены основные задачи ее функционирования, а также закреплена ответственность  за организацию бухгалтерского учета, которую несут руководитель и  главный бухгалтер предприятия.

Организационное построение учета - сложная процедура. В настоящее время научно-теоретические  разработки по организации учета  явно недостаточны не только для Казахстана, но и для всего постсоветского пространства. Узловым вопросом здесь является правильное определение объектов организации учетного процесса, т.е. бухгалтерии — учетного аппарата, которая организует и ведет бухгалтерский учет. При наличии большого объема работ она не может входить в состав других отделов и представляет собой самостоятельное структурное подразделение.

Согласно  пункту 1 статьи 7 Закона РК «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  от 28.02.07 № 234-111 руководитель организации  обеспечивает создание учетной системы  и организацию бухгалтерского учета, отвечающих требованиям и потребностям данной организации.

Структура бухгалтерии  определяется конкретными организационными условиями работы ее подразделов, объемом  учетной информации, оперативной  самостоятельностью, оснащенностью  учетного аппарата средствами механизации  и компьютерной техникой.

В зависимости  от объема учетной работы руководитель может:

1) учредить  бухгалтерскую службу как структурное  подразделение, возглавляемое главным  бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать  на договорных началах ведение  бухгалтерского учета специализированной  бухгалтерской организации или  бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Структура бухгалтерского аппарата зависит не только от условий  организации и объема учетной  работы, но и от уровня технической  оснащенности. В экономике РК сложились  и продолжают существовать три типа структуры бухгалтерии:

- линейная (иерархическая);

- по вертикали (линейно-штабная);

- комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники в  бухгалтерии подчиняются непосредственно  главному бухгалтеру, которого сейчас по западному образцу называют финансовым директором. Такая структура применяется  в небольших организациях, с численностью 7-9 человек.

При организации  учета по вертикали работы осуществляются промежуточными звеньями управления, возглавляемыми старшими бухгалтерами.

Комбинированная организация учета выделяет специальное  подразделение, выполняющее замкнутый  цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям  подразделений бухгалтерии, выполняющих  свои функции в пределах установленной  им компетенции. Подобная организация  аппарата бухгалтерии распространена на крупных предприятиях.

Структура бухгалтерской  службы — это форма организации  людей, занятых учетной деятельностью, которая зависит от сложности  и объема работ. При этом важную роль играет система должностей, которая  полностью отражает принятую структуру  бухгалтерии и служит средством  ее материализации. В основе отбора должностей лежат характер, состав и объем функций, необходимых  для выполнения учетных работ.

Особое место  в системе организации учета  занимает должность главного бухгалтера. Именно в его функции входит обеспечение  рационального разделения труда  в бухгалтерии.

Однако в  настоящее время в Казахстане отсутствуют какие-либо единые требования к главному бухгалтеру. Субъекты учета, формально имеющие одну и ту же квалификацию и опыт, могут выполнять  идентичные операции разными способами, с различной производительностью. Это обстоятельство выдвигает проблему подбора кадров, развития у них  необходимых навыков учета.

С возрастающими  требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету, могут справиться лишь высококвалифицированные  специалисты, владеющие теорией и практикой учета, хорошо разбирающиеся в отрасли по профилю своей деятельности. Только в этом случае можно выполнить задачи, поставленные перед бухгалтерским учетом Казахстана.

Одним из важнейших  этапов организации бухгалтерского учета является формирование системы  должностей, зависящей от характера, состава и объема работ, который  осуществим с применением графика  распределения функций между  исполнителями. С помощью графика  может быть достигнуто наглядное  выражение взаимосвязи организуемых элементов, обеспечивается доступность  и наглядность объекта организации. Кроме того, работа по графикам способствует улучшению организации учета, укреплению дисциплины, сокращению сроков выполнения учетных работ и представлению  отчетности.

С учетом меняющихся организационно-производственных условий  и внедрения компьютерных технологий обработки поступающей информации, изменением общих правила ведения  бухгалтерского учета функции отдельных  работников и их состав могут меняться, в целях приспособления к текущим  конкретным условиям.

В зависимости  от происходящих изменений функции  учета могут комбинироваться  в различных вариациях для  их выполнения конкретным исполнителем.

В настоящее  время организация бухгалтерского учета в организации может  осуществляться путем передачи, на договорных началах, ведения бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской  организации или бухгалтеру-специалисту, эта разновидность договоров - возмездного  оказания услуг. Условия такого договора должны определяться договоренностью  сторон с конкретизацией исполняемых  работ.

Возможна  также передача данной деятельности аудиторам или аудиторским фирмам. При заключении договора важно обратить внимание на пункты, предусматривающие  ведение бухгалтерского учета в  соответствии с действующим законодательством  о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также ответственность за причиненные убытки (полностью или ограниченно).

Учет, формируя полную и достоверную информацию о деятельности субъекта, должен быть нацелен на решение следующих  задач:

- контроль  за движением имущества, использованием  материальных, трудовых, финансовых  и иных ресурсов;

- обеспечение  законности совершаемых операций  и сохранности имущества;

- своевременность  в определении фактических затрат  на производство продукции (работ,  услуг);

- точность  в отражении отчетности результатов  деятельности субъекта;

- правильность  в исчислении всех видов налогов  и представление разносторонней  учетной информации пользователям.

2.2 Учетный  цикл как основа организации  процесса бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет как сфера деятельности состоит  из различных видов работ, подразделяющихся на операции, основанные на методических и технических приемах.

В учетном  процессе следует различать четыре стадии. На первой - регистрируют и измеряют учетные данные; на второй - систематизируют  их и обобщают в учетных документах; на третьей - объединяют сведения воедино  для подготовки отчетности; на четвертой  стадии обобщают и анализируют данные.

Исходный  объект организации процесса учета - учетная номенклатура (от лат. nomenklatura - совокупность или перечень названий терминов, употребляющихся в какой-либо отрасли науки). В бухгалтерском  учете под учетной номенклатурой  понимают состав названий хозяйственных  фактов (явлений и процессов) - это  характеристики состояния объектов учета (активы, имущество по форме функционирования), пассивы (обязательства и капитал), хозяйственные процессы, а также результаты деятельности, которые должны быть отражены в системе учета.

В учетной  науке издавна существуют чисто  теоретические основы и технологические  приемы учета. Исходя из теории главы  венецианской школы учета Фабио  Беста (1845 - 1923 гг.) можно провести разграничение  учета по времени его проведения.

Состав объектов учета в каждом периоде учетного процесса определяется содержанием  хозяйственной деятельности конкретного  субъекта и объектами информации. Важную роль в организации учета  играет однотипность многих бухгалтерских  процедур.

К совокупности правил и технических приемов  бухгалтерского учета, при помощи которых  обеспечивается взаимодействие основных элементов учетной системы, можно  отнести:

- первичное наблюдение;

- стоимостное измерение;

- текущую группировку;

- итоговое обобщение.

В практике хозяйствования перечисленные приемы реализуются  по-разному.

Первоначальная  стадия (этап) учетного процесса, на которой  производятся наблюдение, измерение  и фиксация результатов в носителе учетной информации, называется первичным  учетом (рисунок 2). В общем виде он представляет собой повторяющийся  во времени организованный процесс  сбора, регистрации, накапливания и  хранения информации; в условиях автоматизации - ее передачу в компьютерные носители и первоначальную обработку.

Первичный учет как часть учетного процесса предопределяет те или иные объекты организации  и элементы работ, совокупность которых  характеризует его как организационное  целое. Информация первичного учета  - основа для формирования банка данных в системе экономических показателей деятельности организации. Именно из первичных документов (носителей учетных данных) все хозяйственные операции подлежат переносу (записи, регистрации) и накоплению в учетных регистрах.[14,c. 102]

Информация о работе Бухгалтерский учет в современных условиях