Бухгалтерский учет в России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет нередко называют языком бизнеса. И это действительно так, в бухгалтерском учете и отчетности обобщается результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия.
Cегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики.

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет в России и США.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Ведение учетных регистров 

Структура плана счетов 

В России ведение учетных регистров в  соответствии со структурой и методикой, строго зафиксированной плане счетов (полное название - "ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ"), является обязательным для всех организаций. Этот план счетов не только фиксирует структуру учетных регистров, но и, через определение объектов, учитываемых на каждом счете, определяет экономический смысл операций, которые на них учитываются.  

Строгая регламентация структуры плана  счетов упрощает работу с ним, и позволяет  после относительно несложной процедуры  закрытия учетного периода (года, месяца или квартала) получить баланс предприятия на данную дату. Эта регламентированность структуры плана счетов также упрощает издание инструкций по учету отдельных объектов учета, так как в в них не нужно учитывать все возможные альтернативы ведения учетных регистров, а саму инструкцию можно свести к указанию проводки по номерам счетов. Фиксированная структура плана счетов облегчает документальную проверку правильности ведения учета как аудиторам, так и налоговым органам.  

В США  регламентация структуры учетных регистров практически отсутствует. В настоящее время отношение к возможности регулирования структуры плана счетов в США в основном негативное. Существует определенные рекомендации по составлению плана счетов, приводимые в пособиях по финансовому учету. Но эти пособия носят чисто рекомендательный характер и просто помогают бухгалтерам более низкой квалификации в разработке реального плана счетов. Так как большинство предприятий, которые обязаны предоставлять финансовую отчетность, являются крупными и средними, то в них детальная структура плана счетов привязана к потребностям управленческого учета и анализа и просто обеспечивает возможность сформировать отчетность по имеющимся данным. Активное использование вычислительной техники для обработки учетной информации позволяет отказаться даже от иерархической структуры плана счетов, которая настолько привычна в России. Соответственно, из-за отсутствия типичной структуры плана счетов, процесс формирования отчетности определяется самой фирмой.  

Ведение учетных регистров. 

Помимо  структуры учетных регистров  важную роль играет методика их ведения, т.е. отражения на каких-то материальных носителях (бухгалтерских книгах, карточках  или ведомостях). В России наибольшим распространением пользуется карточный  метод учета, когда учетные записи осуществляются на карточках из плотной бумаги. В США наибольшей популярностью среди немашинных видов носителей пользуются бухгалтерские книги (ledger).  

В России выделяется четыре основные формы ведения  бухгалтерского учета: 

Мемориально-ордерная система; 

Журнально-ордерная система; 

Автоматизированная  система; 

Упрощенная  система для предприятий малого бизнеса. 

Мемориально-ордерная система предполагает составление  проводки (мемориального ордера) для  каждого первичного документа, потом эти ордера регистрируются в регистрационный журнал, а потом в Главную книгу. Отдельно осуществляется ведение аналитического учета в карточках. Эта система отличается большой простотой, стандартизированностью, надежностью и чрезвычайной громоздкостью, которая сводит на нет все ее преимущества. В настоящее время она распространена только в сравнительно небольших предприятиях. 

Журнально-ордерная система подразумевает отражение  операции в журналах, сгруппированных  по отдельным синтетическим счетам. Записи делаются в журнале, относящемся к дебетуемому счету, при этом указывается только сумма проводки и кредитуемый счет. По данным журналов формируются данные Главной книги. Хотя эта система и уменьшает нагрузку на бухгалтера, но она снижает возможности внутреннего оперативного анализа. 

Работа  автоматизированной системы может  различаться в зависимости от используемого программного обеспечения, но общим для всех способов является перенос данных на машинные носители (путем ручного или автоматизированного  ввода первичной информации), после чего дальнейшая обработка информации вплоть до получения отчетности осуществляется в электронной форме. Естественно, что качество такой системы определяется прежде всего параметрами использованного программного обеспечения, но обычно она предоставляет больше аналитических и контрольных возможностей, чем другие, неавтоматизированные способы. 

Упрощенная  система использование которой  предусмотрена для объектов малого предпринимательства. Она разрешает  осуществлять регистрацию первичных документов непосредственно в ведомостях для аналитического учета, а итоги по ведомостям регистрировать в книге (журнале) хозяйственных операций. При малом числе операций (до 100 в месяц) предприятиям, не осуществляющих производственной деятельности, разрешается использовать только книгу регистрации хозяйственных операций. Её основное и практически единственное преимущество состоит в снижении нагрузки, приходящейся на бухгалтера. 

Все эти  формы носят рекомендательный характер и предприятию предоставляется право разрабатывать систему, наиболее полно отвечающую его потребностям, что сближает ситуацию с американской.  

Но американская система обладает своей спецификой. Там действительно отсутствует  регулирование и фирма практически  не ограничена в способе ведения учетных регистров. Самым распространенным способом является журнальная система. В этой системе предусматривается регистрация исходных документов (source documents) в журналах (journals), из которых операции переносятся в главную книгу (general ledger) или отдельные книги для специальных видов операций (например, может создаваться отдельная книга для учета расчетов с поставщиками). Обычно создается общий журнал (general journal) плюс несколько журналов для часто производимых операций. Эта система проще мемориально-ордерной системы, и более гибкая, чем журнально-ордерная, так как позволяет составление сложных проводок (compound entries). 

В США  принцип двойной записи рассматривается  как чисто технический прием, соответственно, в ней существенно  меньшее внимание уделяется корреспонденции счетов, по крайней мере за ней не признается особого экономического смысла (в отличие от России). Отказ от понятия корреспонденции несколько обедняет аналитические возможности, но зато позволяет составлять сложные проводки, когда кредитуется и дебетуется несколько счетов одновременно. Эта возможность, которая совершенно не признается в России, не только упрощает работу бухгалтера, но и позволяет точнее отслеживать экономический смысл операции, позволяя не разбивать ее на несколько сумм в зависимости от того, на какой счет попала корреспондирующая сумма. 

Исправление учетных ошибок. Проверка правильности данных 

Процедура исправления ошибок в обеих странах  в общем аналогична, за исключением  одного пункта - так как двойной  записи придается исключительно техническое значение, то обороты по счету не имеют принципиального экономического значения. Следовательно, все проводки, которые завышают обороты по счету, не нарушая его сальдо имеют право на существование. Такое понятие как “красное сторно” практически не находит применения в практике учета, а при неправильном составлении проводки (неправильной корреспонденции) просто составляется проводка, переносящая неправильно разнесенную сумму на правильный счет. 

Также существуют различия между Россией и США при проверке правильности технической стороны учета, отсутствия арифметических ошибок. В России составляется оборотная ведомость, которая включает начальные и конечные сальдо, дебетовые, кредитовые и общие обороты по счетам. Качество контроля при этом является более высоким, но приходится сопоставлять очень много информации, часть из которой либо проверена (начальные сальдо), либо правильность которой следует из правильности других величин. В США обороты по счетам не рассматриваются как значащие, следовательно, производится только сверка конечных сальдо в каждом отчетном периоде при помощи пробного баланса . В пробный баланс входят сальдо по всем незакрытым счетам. Естественно, что сумма кредитовых сальдо должна равняться дебетовым, неравенство указывает на ошибку.  

Закрытие  периода 

Процедура закрытия периода достаточно сильно различается в России и США. 

В России закрытие периода осуществляется непосредственно  на счетах синтетического учета обычными проводками. Некоторые из этих проводок производятся при закрытии месяца или квартала, другие только в конце года. Так как эти проводки тесно взаимосвязаны, то соблюдения порядка закрытия счетов приобретает исключительно важную роль.  

В США  процедуры закрытия периода производятся отдельно, в трансформационной таблице . Эта таблица содержит пробный баланс как свою непосредственную часть. В ней же оформляются корректирующие и закрывающие проводки, и, наконец, оформляется новый пробный баланс, который носит название трансформированного пробного баланса . Сосредоточение всей необходимой информации в обозримом объеме улучшает качество принимаемых решений, снимает проблему соблюдения определенного порядка закрытия и позволяет бухгалтеру увидеть результаты закрытия периода до того, как они окажутся в Главной книге.  

Отчет аудитора 

Структура и назначение аудиторского заключения в России аналогичны американским, за исключением того, что производится проверка соответствия бухгалтерского учета не неопределенным принципам GAAP, а конкретным законодательным и нормативным актам. Интересно отметить, тем не менее, что аудит согласно российским принципам рассматривается аудиторскими фирмами как менее трудоемкий и менее дорогостоящий, чем аудит согласно GAAP, хотя первый, в отличие от последнего, подразумевает сплошную документальную проверку. Также отличием российского аудита является необходимость “проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта”, а также проверки “соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций”. В США, в свою очередь, существует такой вид аудиторского заключения, как обзор, который носит негативный характер. 

Важные  отличия наблюдаются в составе  предприятий, которым необходимо получать аудиторское заключение по своей  отчетности. В США предоставление финансовой отчетности практически обязательно сочетается с получением аудиторского заключения. В России получение аудиторского заключения обязательно в следующих случаях: 

По виду деятельности обязательной ежегодной  аудиторской проверке подлежат: 

1.банки и другие кредитные учреждения; 

2.страховые организации и общества взаимного страхования; 

3.товарные и фондовые биржи; 

4.инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); 

5.внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами; 

6.благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; 

Заключение 

Как видно  из приведенного выше материала, между  российским и американским учетом много  различий, которые лежат на самых  разных уровнях. Не все из этих различий содержательны, многие из них сводятся к разнице в терминологии или к проблеме перевода. Тем не менее остается множество различий, которые носят принципиальный характер. Безусловно, необходимо иметь представление о всех из них, а некоторые из них могут быть сглажены с пользой для российского учета и экономики. 

Также, использование американского опыта  не всегда возможно в российских условиях. Многие различия, в том числе недостаток информации, носящей инвестиционный характер, имеют закономерный характер.  

Наконец, остро стоит проблема квалификации бухгалтеров. В американских условиях многое может передоверяться квалифицированному заключению бухгалтера, так как высокооплачиваемая и престижная работа привлекает высококвалифицированных специалистов. В России до сих пор невысок средний уровень квалификации бухгалтеров, у многих из них отсутствует экономическое образование. Отказ от использования подробных инструкций в таких условиях может привести к полному хаосу.  

Если  попробовать сделать вывод, то он сведется к следующему: американский опыт изучать можно и нужно, но при применении его с российскими условиями нужно соблюдать осторожность. 
 

Элдон С. Хендриксен, Майкл Ф. ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. M: “Финансы и статистика”, 1997. ISBN: 5-279-01669-1 

Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэл. Принципы бухгалтерского учета. M: “Финансы и статистика”, 1994. ISBN: 5-279-00926-1 

Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет. М: Инфра-М, 1996. ISBN:

5-86225-212-6. 

Информация о работе Бухгалтерский учет в России и США