Бухгалтерский учет в НКО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одновременно с развитием науки, промышленности, организации производства произошло усиление многих социальных проблем, дифференциация слоев населения, разрушение экологического равновесия планеты, духовная деградация масс. Со временем стало ясно, что часть насущных проблем рыночная экономика решить не в состоянии.
Бизнес - структуры направлены только на максимальное получение прибыли, а государство в силу инертности, консерватизма и ограниченности ресурсов и идей также не способно справиться с решением таких задач, как поддержка социально уязвимых слоев населения (дети, беженцы, инвалиды и пр.), отстаивание права граждан на здоровую окружающую среду, организация досуга, социальная реабилитация и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовой статус и организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
1.1 Правовой статус и правовые аспекты деятельности НКО
1.2 Организация бухгалтерского учета в НКО
1.3 Общеэкономическая характеристика организации
Глава 2. Бухгалтерский учет в НКО и его особенности
2.1 Бухгалтерский учет отдельных видов имущества НКО
2.2 Бухгалтерский учет доходов и расходов НКО
2.3 Особенности составления отчетности НКО
Глава 3 Аудит некоммерческих организаций
3.1 Необходимость и условия аудита некоммерческих организаций
3.2 Аудит деятельности некоммерческой организации
Литература

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 93.80 Кб (Скачать)

Для отражения различных фактов хозяйственной деятельности применяются  различные формы бухгалтерского учета. В зависимости от характера  деятельности и объема хозяйственных  операций НКО самостоятельно выбирают одну из существующих форм бухгалтерского учета : мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная.

В своей деятельности НКО применяют  план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или  смету. Под сметой здесь понимается не смета доходов и расходов, а  документ, показывающий всю совокупность активов и пассивов некоммерческой организации и тем самым отражающий такой важнейший гражданско-правовой признак юридического лица, как имущественная  обособленность, являющийся одновременно и одним из допущений бухгалтерского учета. О необходимости иметь  самостоятельный баланс или смету  в Законе № 7-ФЗ говорится как  раз в той статье, где речь идет о некоммерческих организациях, являющихся юридическим лицом. Согласно ст. 2 ГК РФ приобретать права и обязанности (в т.ч. по отношению к имуществу), совершать хозяйственные операции (сделки), т.е. быть участниками гражданских отношений, могут только физические и юридические лица. Таким образом, у организации, не являющейся юридическим лицом, объекты бухгалтерского учета, по существу, отсутствуют, и, следовательно, вести бухгалтерский учет и отчетность она не обязана.

Как уже было сказано выше, практически  все некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность, соответствующую их целям. В случае осуществления организацией такого рода деятельности должно быть организовано ведение раздельного  учета предпринимательской и некоммерческой деятельности, что в рамках одного хозяйствующего субъекта представляет определенную трудность. Получается, что внутри единой организации разнятся цели бухгалтерского учета, а соответственно, и виды счетоводства.

Основное направление учета  некоммерческой деятельности состоит, с одной стороны, в учете целевых  поступлений и целевых расходов, с другой -- в учете следует отражать состояние и движение имущества, которое рассматривается как следствие выполнения сметы. Причем целевые поступления должны соответствовать целевым расходам -- понятия прибыли в некоммерческой деятельности нет. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства в некоммерческой организации должны быть израсходованы. Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы. Возможен и другой вариант: средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет. Главное, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя изменение целевого назначения средств невозможно. В случае если это согласие не получено, средства следует вернуть, так как средства, используемые не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета. Следовательно, основной упор в учете некоммерческой деятельности следует делать на подтверждение целевого расходования полученных на выполнение определенных программ средств, т.е. на отчет о выполнении сметы, рассчитанной на определенный период (месяц, квартал, год или любой другой более длительный срок).

Учет коммерческой деятельности, напротив, должен концентрироваться на учете  состояния и движения ценностей -- имущества (доходы и расходы -- следствие этого движения). Целью любой предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли. Следовательно, весь учетный процесс должен быть направлен не на сопоставление доходов и расходов, а на максимизацию прибыли путем наиболее оптимального использования имущества.

Таким образом, в некоммерческой организации  для полноценного бухгалтерского учета  всех хозяйственных операций должны сочетаться два вида счетоводства: камеральный (для некоммерческой деятельности) и патримониальный (для коммерческой деятельности).

некоммерческий бухгалтерский учет аудит отчетность

1.3 Общеэкономическая характеристика  НОУ «Даге

Дагестанский институт прикладного  искусства и дизайна по своей  организационно-правовой форме является муниципальным образовательным  учреждением.

Институт осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным  законом «ОБ образовании», Федеральным  законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Гражданским  кодексом РФ, законом РФ «О некоммерческих организациях», другими законодательными актами РФ, а также уставом, учредительным  договором и внутренними регламентирующими  документами.

Институт является юридическим  лицом. Целью деятельности института  не ставит своей целью извлечение прибыли.

АНО «Семейный центр «Бона Менте» является образовательным учреждением, реализующим программы, отвечающие государственным образовательным  стандартам, и создан в целях развития образовательной структуры России, Республики Дагестан, удовлетворяющим  потребности граждан в профессиональном образовании.

Целью деятельности института является подготовка кадров по программе высшего  профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области сохранения и реабилитации кадров для рыночной экономики РФ, для перепрофилирования деятельности и технологического обновления, а также других образовательных  услуг, на основе передовых отечественных  и зарубежных методик.

Перечень направлений подготовки специалистов, уровней профессионального  образования и форм обучения устанавливается  в соответствии с государственной  лицензией на право ведения образовательной деятельности. Каждая образовательная программа завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Для реализации указанной цели институт решает следующие задачи:

· создание оптимальных условий  для удовлетворения потребности  личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии при подготовке специалистов по программам высшего, послевузовского  и соответствующего дополнительного  профессионального образования;

· подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;

· льготное обучение и консультирование малозащищенных групп населения, инвалидов, беженцев, безработных и др.;

· проведение научно-исследовательских  работ и прикладных исследований по заказам предприятий0, организаций, учреждений и частных лиц;

· разработка, экспериментальная проверка и внедрение новых форм образовательного процесса;

· и другие задачи.

В соответствии с направлением деятельности ДИПИД:

· осуществляет подготовку кадров по программам высшего профессионального  образования в области прикладного  искусства, дизайна, экономики и  др.;

· привлекает к учебному процессу российских и зарубежных высококвалифицированных  специалистов в соответствующих  областях знаний;

· осуществляет подбор, прием на работу и консультации специалистов, в том  числе зарубежного отделения, учебные  и учебно-производственные центры, пункты, филиалы;

· принимает участие в работе научных совещаний, симпозиумов, конференций, осуществляет международный обмен  специалистами и учащимися;

· приобретает и распространяет лицензии, авторские права и патенты  на изобретения, проводит научные экспертизы;

· осуществляет как самостоятельно, так и совместно с другими  организациями НИИ, учебными заведениями  издательскую и полиграфическую  деятельность, и в том числе  научной литературы;

· разрабатывает и распространяет (в том числе и на коммерческой основе) кино-, видео-, компьютерную и  другую научно0-учебную литературу;

· другую деятельность, не запрещенную  законодательством РФ, деятельность в области образования.

В структуру института входят: факультеты по уровням подготовки, направлениям и специальностям, научно-исследовательская  часть, кабинеты, лаборатории, мастерские, библиотека, приемная комиссия.

В зависимости от нужд учредителей, района, города, региона отдельных  предприятий, институт помимо общеобразовательных  учебных программ, имеет право  осуществлять целевую подготовку кадров по специализированным программам.

Прием на обучение и научно-исследовательская  работа в институте осуществляется на основе договоров с предприятиями, организациями и частными лицами.

Институту принадлежит право собственности  на денежные средства, имущество и  другие объекты собственности, в  том числе интеллектуальной:

· переданные институту юридическими и физическими лицами, в том  числе иностранными в виде дара, пожертвования или по завещанию;

· являющиеся результатом собственной  деятельности института, либо приобретенные  на доходы от собственной деятельности.

За институтом в целях обеспечения  деятельности, предусмотренной уставом, учредители закрепляют на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные  комплексы, оборудование, а также  другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного  назначения. Имущество института  используется только на осуществление  его уставной деятельности и не может  быть перераспределено между учредителями ни в какой форме.

Деятельность института частично или полностью финансируется  его учредителями в соответствии с договором между ними. По договору между учредителями и институтом, он может функционировать на принципах  собственного самофинансирования самоокупаемости. Имущественные права института  защищаются законодательством РФ и не может быть отчуждено, конфисковано, реализовано во внесудебном порядке.

За счет доходов от текущей деятельности института формируются фонды: материально-технического развития, социальный, материального  поощрения и другие.

Институт вправе вести предпринимательскую  деятельность, соответствующую целям, для достижения которых он создан и в соответствии с действующим  законодательством. Доходы, полученные институтом в результате всех видов  деятельности, должны быть реинвестированы  в обеспечение учебного процесса, в размерах, установленных государственными актами.

Таблица 2

Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности НОУ «ДИПИД» в 2005 г.

 

№ п/п

Показатели

На начало отчетного года

На конец отчетного  года

Отклонения (+,-)

 

1

Основные средства, тыс. руб.

105,1

171

65,9

 

2

Дебиторская задолженность, руб.

0,5

2,0

1,5

 

3

Прибыль (убыток), тыс. руб.

140

241

101

 

4

Кредиторская задолженность, всего, тыс. руб.

В том числе:

перед персоналом, тыс. руб.

перед бюджетом, тыс. руб.

перед внебюджетными фондами, тыс. руб.

481,2

52,2

-

31,8

467

60

5

27

- 14,2

7,8

5

-4,8

 

5

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

685,7

701,5

15,8

 

6

Численность, чел.

68

68

-

 

7

Средняя заработная плата  на 1 работника, тыс. руб.

10,1

10,3

0,2

 
           

Как видно из таблицы в 2005 году произошло  увеличение таких показателей как  основные средства - на 65,9 тыс. руб., прибыли  на 101 тыс. руб., фонда оплаты труда - на 15,8 тыс. руб.

Увеличение основных средств произошло за счет поступлений от учредителей, а также основные средства были приобретены за счет полученной прибыли. Получение прибыли института связано с осуществлением предпринимательской деятельности, например за счет издательской и полиграфической деятельности, разработки и распространения на коммерческой основе кино-, видео-, компьютерной и другой научно-учебной литературы. Полученную прибыль институт реинвестирует в обеспечение учебного процесса и на нужды учреждения по уставной деятельности. Общая величина кредиторской задолженности уменьшилась на 14,2 тыс. руб.

В институте организуется текущий, оперативный и годовой отчет  и отчетность, предусмотренные законодательством и уставом. Итоги финансовой деятельности института отражаются в отчетах о доходах и расходах, в квартальном и годовом балансах. Контроль деятельности осуществляется ревизионной комиссией Совета учредителей, а также в установленном законодательством порядке финансовыми органами в пределах компетенции.

 

Глава 2. Бухгалтерский учет в НКО  и его особенности

2.1 Бухгалтерский учет отдельных  видов имущества НКО

В соответствии с нормами федеральных  законов «О некоммерческих организациях» (статья 25), «Об общественных объединениях» (статья 30), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (статья 16), и т.д. некоммерческая организация  может иметь в собственности  земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной  валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Имущество НКО, предназначенное для  использования в их основной (непредпринимательской) деятельности, можно условно разделить  на две части: используемое некоммерческой организацией для целей управления своей деятельностью и используемое непосредственно в основной деятельности. К последнему можно отнести оборудование учебных классов в образовательных  учреждениях, имущество детских  домов, используемое непосредственно  детьми, имущество, передаваемое благотворительными организациями нуждающимся, и т.д.

В деятельности НКО довольно распространенным является использование в основной (непредпринимательской) деятельности имущества, которое не отвечает условиям отнесения его к основным средствам  и материалам в той трактовке, которая предусмотрена официальными документами.

В отношении основных средств формально  имущество некоммерческой организации  не подпадает под критерии основных средств, данных в ПБУ 6/01. В пункте 4 этого ПБУ говорится, что «при принятии к бухгалтерскому учету  активов в качестве основных средств  необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ  или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного  времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая  перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования  является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Информация о работе Бухгалтерский учет в НКО