Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение ведения бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товаров на предприятиях занятых в торговле.
рассмотреть организацию внутрихозяйственного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей.
При условии участия организации в расчетах в учете делаются следующие записи (комиссионное вознаграждение определяется как разница между продажной стоимостью товаров и задолженностью поставщику):
Приход на счет 004 - | получены товары для реализации; |
Дебет 46 Кредит 60 - | отражается задолженность за полученные для реализации товары согласно расчетным документам поставщиков; |
Дебет 62 Кредит 46 - | отражается
продажная стоимость |
Списание со счета 004 - | товары реализованы; |
Дебет 46 Кредит 44 - | списываются издержки обращения комиссионера; |
Дебет 46 (80) Кредит 80 (46) - | отражен результат по сделке; |
Дебет 60 Кредит 51 - | погашена задолженность собственнику товаров, принятых на реализацию, за вычетом суммы комиссионного вознаграждения и других расходов (включая налоговые платежи, предусмотренные договором). |
3.3 Учет потерь товаров.
Потери товаров возникают в процессе их транспортировки (перевозки) до склада, хранения и реализации.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170, убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки обращения.
Недостача ценностей, а также их порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники нес установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи и порчи списываются на издержки обращения.
Потери товаров могут быть вызваны их естественной убылью, результатом бесхозяйственности или обстоятельствами непреодолимой силы.
Наряду с этими потерями по отдельным видам товаров, требующим переработки до момента их отпуска в торговлю для продажи, потери возникают также и на этой стадии.
Результат переборки, сортировки, калибровки товаров по каждому их виду отражается в специальном акте о их переборке, который подписывается членами комиссии, утвержденной для этой цели руководителем организации.
В акте показывается количество товара (продукции), отпущенного в переборку, допущенного к реализации и негодного к использованию. Акт составляется в двух экземплярах – один для бухгалтерии, другой – остается у материально-ответственного лица.
Акт составляется на каждый вид товара (продукции). Акт фиксирует на дату переборки физическое состояние отдельных товаров и служит для контроля за правильным оформлением выбытия товаров и списания их стоимости с подотчета материально-ответственного лица.
Потери товаров на всех стадиях их движения подразделяются на нормируемые потери и ненормируемые (сверхплановые) потери.
К нормируемым потерям товаров относятся их потери в пределах норм естественной убыли, произошедшие по различным причинам при перевозке, хранении и продаже, связанные с изменением их физико-химических свойств (распыл, усушка, раскрошка, утечка, разлив и т.п.).
Нормы установлены в процентах к продажной стоимости товаров и дифференцированы по видам товаров, временам года их использования, климатическим зонам, срокам и условиям хранения.
Нормы являются предельными для списания потерь на издержки организации и применяются только при наличии фактических потерь товаров.
Списание естественной убыли товаров может производиться только после их инвентаризации на основе соответствующего расчета.
Приведем общую схему расчета суммы убыли товаров:
Расчет убыли по товарам с 1 января 2007 г. по 30 июня 2007 г.
1. Естественная убыль на остаток товаров по описи предыдущего учета на 1 января 2006 г.:
2. Начислено естественной убыли на поступившие товары:
3. Всего начислено вместе с остатком (стр.1 + стр.2):
4. Всего исключено, в том числе:
а) начислена естественная убыль по документам на выбывшие товары:
б) начислена естественная убыль по инвентаризационной описи товаров на 1 июля 2007 г.:
5.
Сумма естественной убыли к
списанию на реализованные
Нормы естественной убыли могут также устанавливаться в процентах на отчетный год к товарообороту организации.
Нормы естественной убыли применяются к товарам, отпущенным со склада за период между двумя инвентаризациями одних и тех же товаров с учетом срока их хранения.
Если учет товаров на складе ведется по сортам, то для определения размера естественной убыли необходимо рассчитывать средний срок хранения товара на складе.
Недостача
товаров в пределах установленных
норм естественной убыли списываются
с материально-ответственных
Отнесение товарных потерь на издержки обращения производится по покупным ценам. Разница между покупными и продажными (розничными) ценами относится за счет торговых скидок.
При
проведении внутреннего аудита широко
используется инвентаризация ценностей
– физическая проверка – осмотр
и подсчет аудитором
Предписано,
что порядок проведения инвентаризации
на каждом отдельном предприятии
должен быть предусмотрен Учетной политикой
предприятия как
Кроме
того, Законом предусмотрено, что
все организации обязаны
Участие
специалистов внутреннего аудита в
составе инвентаризационных комиссий
наряду с представителями
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных чрезвычайными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской федерации.
Сплошная или полная инвентаризация имущества и финансовых обязательств предприятия обязательно проводится в конце года перед составлением годового бухгалтерского баланса.
Обязательная периодичность проведения полных инвентаризаций в зависимости от вида имущества предусмотрена Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Так, инвентаризация сырья и материалов должна проводиться ежегодно, основных средств – один раз в три года, библиотечных фондов – один раз в пять лет.
В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Правила проведения инвентаризаций регламентированы Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Специалист внутреннего аудита перед инвентаризационным процессом обязан проверить наличие на предприятии в составе Учетной политики порядка проведения инвентаризации, как этого требует Закон, проверить содержание этого порядка на соответствие требованиям Методических указаний.
В
соответствии с этими указаниями
на предприятии приказом или распоряжением
руководителя создаются рабочие
и постоянно действующие
- инвентаризация имущества и денежных средств предприятия;
- участие в определении результатов инвентаризации;
- разработка предложений по упорядочению хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- оформление инвентаризационных описей и протоколов результатов обследования инвентаризируемых объектов.
Рабочие инвентаризационные комиссии несут ответственность за:
- соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризаций;
- полноту и точность внесения в опись данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств и средств в расчетах;
- правильность указания в описях отличительных свойств товарно-материальных ценностей (сорт, марка, технические условия и др.);
- своевременность оформления результатов инвентаризации и сдачи их в бухгалтерию предприятия.
Внесение
членами рабочих
Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем пересчета, перевзвешивания, обмера, а нематериальных активов – по документам.
По установленным правилам инвентаризация имущества производится по его местонахождению и каждому материально-ответственному лицу обязательно в присутствии всех членов рабочей комиссии. Отсутствие хотя бы одного из них может в дальнейшем послужить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала инвентаризации специалист по внутреннему аудиту обязан:
- выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества на данном объекте;
- проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся инвентаризациям на данном объекте;
- ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей;
- выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;
- проанализировать имеющуюся систему учета товарно-материальных ценностей;
- выявить сильные и слабые стороны системы учета ценностей.
В случае наблюдения или осуществления методического руководства проведением инвентаризации (без участия в составе комиссии) аудитору с целью обеспечения надежности средств контроля следует: