Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:53, курс лекций
Материалы - предметы, срок полезного использования которых менее 1 года, которые относятся к предметам труда и необходимы для производства продукции, работ, услуг, для хозяйственных нужд организации. Материалы являются оборотными активами, потребляются в процессе производства, переносят свою стоимость на готовую продукцию.
При существенных отклонениях планово-расчетных цен и средних цен от рыночных они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать, как правило, десять процентов.
81. В организациях, ведущих учет материалов по планово-расчетным ценам, разрабатывается номенклатура-ценник.
Номенклатура-ценник составляется в разрезе субсчетов счета "Материалы". Внутри субсчетов они подразделяются по группам (видам). Наименования материальных ценностей записываются с указанием марки, сорта, размера, других отличительных признаков. Каждому такому наименованию присваивается номенклатурный номер (шифр). Далее указываются единица измерения, учетная цена и последующие изменения цен (новая цена и с какого времени она действует).
Номенклатура-ценник может разрабатываться и в случаях, когда в организации применяются другие виды учетных цен.
82. Если готовая продукция организации (включая полуфабрикаты собственного изготовления) направляется на собственные нужды организации и используется в качестве материалов, то она учитывается по дебету счетов учета материальных ценностей.
Поступление материалов в организацию осуществляется по договорам поставки, путем изготовления материалов силами организации, внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, получения организацией безвозмездно (включая договор дарения). К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
Учет поступления материалов по договору поставки. Бухгалтерские проводки
Ниже приведены бухгалтерские проводки, отражающие учет поступления материалов от поставщиков по договору поставки. Правовые основы, определяющие порядок формирования договора поставки, определены в главе 30 §3 "Поставка товаров" ГК РФ.
Счет Дт |
Счет Кт |
Описание проводки |
Сумма проводки |
Документ-основание |
Проводки, отражающие учет поставки материалов с оплатой поставщику после получения материалов | ||||
10 |
60.01 |
Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов |
Стоимость материалов без НДС |
Товарная накладная
(форма
№ ТОРГ-12) |
19.3 |
60.01 |
Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам |
Сумма НДС |
Товарная накладная
(форма № ТОРГ-12) |
68.2 |
19.3 |
Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика |
Сумма НДС |
Счет фактура |
60.01 |
51 |
Отражается факт погашения кредиторской задолженности поставщику за полученные ранее материалы |
Покупная стоимость товаров |
Банковская выписка |
Проводки по учету поставки материалов по предоплате | ||||
60.02 |
51 |
Отражается предоплата поставщику за материалы |
Сумма предварительной оплаты |
Банковская выписка |
10 |
60.01 |
Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов |
Стоимость материалов без НДС |
Товарная накладная
(форма № ТОРГ-12) |
19.3 |
60.01 |
Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам |
Сумма НДС |
Товарная накладная
(форма № ТОРГ-12) |
68.2 |
19.3 |
Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика |
Сумма НДС |
Счет фактура |
60.01 |
60.02 |
Зачитывается ранее перечисленная предоплата в счет погашения задолженности за полученные материалы |
Покупная стоимость материалов |
Бухгалтерская справка-расчет |
Учет поступления материалов на основании авансовых отчетов. Бухгалтерские проводки
Ниже приведены бухгалтерские проводки, отражающие учет поступления материалов от подотчетных лиц на основании авансовых отчетов и прилагаемых к ним первичных документов (товарных накладных, счетов фактур).
Поступление материалов от подотчетного лица можно отразить в двух вариантах:
Счет Дт |
Счет Кт |
Описание проводки |
Сумма проводки |
Документ-основание |
Вариант бухгалтерских проводок, отражающих поступление материалов от подотчетных лиц по стандартной схеме | ||||
71 |
50.01 |
Отражается выдача денежных средств из кассы организации подотчетному лицу |
Сумма, выданная в подотчет |
Расходный кассовый ордер. Форма № КО-2 |
10 |
71 |
Отражается поступление материалов от подотчетного лица на склад организации на основании первичных документов, приложенных к авансовому отчету. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов |
Стоимость материалов без НДС |
Товарная накладная
(форма № ТОРГ-12) |
19.3 |
71 |
Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам |
Сумма НДС |
Товарная накладная
(форма № ТОРГ-12) |
68.2 |
19.3 |
Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика |
Сумма НДС |
Счет фактура |
Вариант бухгалтерских проводок, отражающих поступление материалов от подотчетных лиц по схеме, использующей счет расчетов с поставщиками | ||||
71 |
50.01 |
Отражается выдача денежных средств из кассы организации подотчетному лицу |
Сумма, выданная в подотчет |
Расходный кассовый ордер. Форма № КО-2 |
10 |
60.01 |
Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации на основании первичных документов, приложенных к авансовому отчету. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов |
Стоимость материалов без НДС |
Товарная накладная
(форма № ТОРГ-12) |
19.3 |
60.01 |
Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам |
Сумма НДС |
Товарная накладная
(форма № ТОРГ-12) |
68.2 |
19.3 |
Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика |
Сумма НДС |
Счет фактура |
60.01 |
71 |
Отражается оплата поставщику подотчетным лицом за полученные материалы |
Покупная стоимость материалов |
Бухгалтерская справка-расчет |
Учет поступления материалов по договору мены. Бухгалтерские проводки
Правовые основы, определяющие порядок формирования договора мены, определены в главе 31 "Мена" ГК РФ. Более подробно методика отражения операций поставки по договору мены рассмотрена в статье "Учет купли-продажи товаров по договору мены"
Стоимость материалов, подлежащих передаче, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость аналогичных материалов.
Ниже приведены бухгалтерские проводки, отражающие учет поступления материалов от поставщиков по договору мены с обычным порядком перехода права собственности на материалы, согласно статьи 223 "Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору" ГК РФ и статьи 224 "Передача вещи" ГК РФ.
Счет Дт |
Счет Кт |
Описание проводки |
Сумма проводки |
Документ-основание |
10 |
60.01 |
Отражается поступление материалов от поставщика по договору мены. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов |
Рыночная стоимость материалов без НДС |
Накладная (ТМФ №
М-15) |
19.3 |
60.01 |
Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам |
Сумма НДС |
Накладная (ТМФ №
М-15) |
68.2 |
19.3 |
Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика |
Сумма НДС |
Счет фактура |
62.01 |
91.1 |
Отражается передача обмениваемых материалов поставщику по договору мены |
Рыночная стоимость передаваемых материалов |
Накладная (ТМФ №
М-15) |
91.2 |
10 |
Отражается списание передаваемых материалов с баланса организации. Субсчет счета 10 определяется видом передаваемых материалов |
Себестоимость материалов |
Накладная (ТМФ №
М-15) |
91.2 |
68.2 |
Отражается сумма НДС, начисленная на передаваемые материалы |
Сумма НДС |
Накладная (ТМФ №
М-15) |
60.01 |
62.01 |
Зачитывается задолженность второй стороны по договору мены |
Стоимость материалов |
Бухгалтерская справка-расчет |
Учет поступления материалов по учредительным договорам. Бухгалтерские проводки
По учредительному договору учредители (участники) вносит в уставный (складочный) капитал организации различного рода имущество, в том числе и материалы. Согласно п.8 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» фактическая себестоимость материально-производственных запасов (материалов), внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.
Исходя из вышеприведенных положений, поступление материалов по учредительному договору можно отражать в учете ниже следующими проводками.
Счет Дт |
Счет Кт |
Описание проводки |
Сумма проводки |
Документ-основание |
10 |
75.1 |
Отражаем поступление материалов по учредительному договору. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов |
Оценочная стоимость материалов, согласованная учредителями |
Приходный ордер (ТМФ
№ М-4) |
19 |
83 |
Если учредитель, передающий материалы в уставной капитал организации, согласно п. 3 статьи 170 НК РФ восстанавливает НДС, принимающая сторона должна сделать данную проводку |
Сумма восстановленного учредителем НДС |
Счет фактура |
Учет безвозмездного поступления материалов. Бухгалтерские проводки
В бухгалтерском учете, согласно п. 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации", доходы в виде безвозмездного получения имущества признаются "по мере образования (выявления)."
В налоговом учете, согласно пп. 1 п. 4 статьи 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" НК РФ, доходы в виде безвозмездного получения имущества признаются на дату подписания сторонами акта приема-передачи имущества.
Согласно п. 9
ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных
запасов" "фактическая
себестоимость материально-