Бухгалтерский учет материально - производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов учета и оценки материально-производственных ценностей.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, необходимо проанализировать понятие и классификацию материально-производственных ценностей, изучить их структуру и методы оценки.
Во-вторых, важно исследовать практику учета и оценки материально-производственных ценностей на предприятии ООО «Деметра»

Содержание

Введение 3
1 Производственные запасы как объект бухгалтерского учета 5
Роль, задачи, экономическая сущность и нормативное регулирование
производственных запасов 5
1.2 Классификация и оценка материалов 14
1.3 Особенности деятельности ООО «Деметра» и их влияние на
формирование учетной политики и систему построения учета
производственных запасов 19
2 Действующая практика учета материалов в ООО «Деметра» 25
2.1 Документальное оформление производственных запасов в ООО
«Деметра» 25
2.2 Бухгалтерский учет поступления и движения материалов в ООО
«Деметра» 30
2.3 Бухгалтерский учет готовой продукции. Отражение производственных
запасов в бухгалтерской отчетности в ООО«Деметра» 36
Заключение 44
Список использованных источников 47

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 88.43 Кб (Скачать)

Поэтому бухгалтер ООО «Деметра»  осуществляет систематический контроль за правильным и своевременным документированием  движения материалов на складе и записями в регистрах складского учета  материалов, за соответствием фактических  остатков материалов данным текущего бухгалтерского учета, проводить фактические  проверки наличия ценностей, а также  осуществляет сверку складского учета  с бухгалтерским.

Материалы хранятся на складе под  ответственностью кладовщика, с которым  заключен договор о полной материальной ответственности.

Все документы ООО «Деметра», отражающие поступление материалов, подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним относятся счета-фактуры, транспортные накладные, товарно-транспортные накладные. Приобретение материалов у  поставщиков осуществляется на основе заключенных договоров. Выполнение договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту учитывается главным  бухгалтером. Поставщик отпуск или  отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных документов (товаротранспортные накладные).

Внутренними документами оформляются  уже поступившие на предприятие  грузы. Регистрация транспортных документов у покупателя осуществляется в журнале  учета поступающих грузов форма № М-1.

На ООО «Деметра» грузы могут  быть получены представителем покупателя у поставщика по доверенности. Если получение грузов по доверенности носит  единичный характер, то используется форма № М-2, в случае массового  получения грузов – форма №  М-2а, доверенность выдается в одном  экземпляре под расписку уполномоченному  лицу покупателя. Выданные доверенности регистрируются в журнале учета  выданных доверенностей, листы которого должны быть пронумерованы и прошнурованы.

При получении материалов со склада иногородних поставщиков экспедитор берет наряд и доверенность. В  этих документах дается перечень материалов, подлежащих получению. При приемке  материалов экспедитор производит количественную и качественную приемку. Принятые материалы  экспедитор доставляет на склад и  сдает заведующему складом, который  проверяет соответствие количества и качества материала данным счета  поставщика.

При перевозке материалов автотранспортом  в качестве первичного документа  используют товарно-транспортную накладную, которую грузоотправитель составляет в 4-х экз. Первый экземпляр служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для  оприходования материалов получателем, третий – для расчетов с автотранспортной организацией (является приложением  к счету на оплату перевозки ценностей), четвертый – для учета транспортировки  и прилагается к путевому листу.

Подотчетные лица приобретают материалы  за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом. В этом документе подотчетное лицо излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены. В акте (справке) отражают также данные паспорта продавца товара. Этот акт (справка) прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Поступающие материальные ценности на склад оформляются приходным  ордером форма № М-4 (Приложение Б). Приходный ордер выписывается в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления материалов на склад. На складе ООО «Деметра» кладовщик проверяет, взвешивает и пересчитывает принимаемые ценности.

В случае обнаружения недостачи  или отклонения по качеству в момент приема материалов составляется акт  о приемке материалов форма № М -7 (Приложение В). Для составления акта создается комиссия. В ее состав должен входить представитель поставщика, транспортные организации или третьей незаинтересованной стороны. В том случае, если обнаружена недостача по вине поставщика или транспортной организации, этот акт является основанием для предъявления претензии. Информация о необходимых материалах формируется на уровне бригады портных и передается закройщику-технологу. Контроль закупленных материалов осуществляется только визуально - по количеству и качеству. При выявлении брака осуществляется замена товара. При необходимости, оформляется претензия, а в особых случаях - отказ от покупки у данного поставщика с последующим исключением данного поставщика из действующего реестра поставщиков. При обнаружении же недостачи и порчи сырья и материалов по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Принятые по приходным ордерам  или актам материалы, кладовщик  отражает в карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром аналитического учета  производственных запасов. Для каждого  отдельного вида, марки, типоразмера  материала заводится отдельная  карточка. Карточка выписывается бухгалтером  материального отдела и передается на склад кладовщиком. Записи в карточку делаются на основании первичных  документов. По поступившим ценностям, их количество отражается в графе  приход и тут же по этой строке выводится  сальдо.

Материалы приходуются в соответствующих  единицах измерения – весовых, объемных, линейных, счетом. Если материалы поступают  в одной единице измерения, а  расходуются в другой, то их учитывают  одновременно в двух единицах измерения. Например, ткань в ООО «Деметра» поступает в рулонах, а расходуется метрах, её учитывают в обеих единицах измерения.

Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направление затрат. В течение отчетного месяца их движение учитывается по фактической стоимости.

Материалы, хранящиеся на складе, постоянно  отпускается на производственные и  прочие нужды ООО «Деметра». В организации ограничения (лимита) на отпуск материалов со склада не установлено. При отпуске материалов оформляют требование- накладную (форма № М-11).Каждая операция отпуска обязательно фиксируется в требовании(Приложение Г). Требования могут быть однострочными и многострочными.

Требования выписываются в двух экземплярах. При отпуске кладовщик в двух экземплярах требования отражает фактически отпущенное количество товара. Один экземпляр требования остается у кладовщика, а другой — у портного.

На ООО «Деметра» для учета  производственных запасов в бухгалтерии  ведется оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. Бухгалтерия не дублирует складской  сортовой учет ни в отдельных карточках  аналитического учета, ни в оборотных  ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета  карточки складского учета материалов, которые ведутся на складах. Ежедневно  работник бухгалтерии проверяет  правильность произведенных кладовщиком  записей в карточках складского учета и подтверждает их на карточках  своей подписью. В конце месяца заведующий складом (или работник бухгалтерии) переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому  номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в ведомость  учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования  работником бухгалтерии, остатки материалов таксируют по твердым учетным  ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу. Сальдовый  метод учета материалов наиболее эффективный, особенно при ручной обработке  учетных данных. При использовании  компьютеров все необходимые  регистры – групповые оборотные  ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости – составляются на компьютере. Сальдовая ведомость заводится на год и заполняется один раз в месяц.

Таким образом, соблюдение правил и условий хранения и документирования материалов является одним из главных условий оптимальной обеспеченности материалами. Для этого в ООО «Деметра» минимизирована вероятность порчи материалов на складе, соблюдаются правила пожарной безопасности, исключено хранение на открытом воздухе. Минимизированы потери запасов в результате краж, злоупотреблений, порчи, непроизводительного расходования, в результате правильно организованной охраны складского помещения.

2.2 Бухгалтерский учет поступления и движения материалов в

      ООО «Деметра»

Учет и контроль поступления и расходования материальных ценностей – одна из важных задач бухгалтерского учета.

Производственные запасы могут  поступать на предприятие ООО  «Деметра» путем:

- покупки от перепродавцов, товаропроизводителей;

- приобретения и оплаты из  подотчетных сумм подотчетными  лицами.

В ООО «Деметра» хорошо отлажена работа с поставщиками. Заказы на приобретение материалов делаются только после того, как одобрен выбор поставщика. Для этого составлены специальные  перечни поставщиков. Ведение таких  перечней сокращает время, расходуемое  на поиск необходимой информации, что при повторе заказа существенно  снижает затраты. Такой перечень постоянно пополняется новой  информацией о товарах или  возникающих проблемах с действующими поставщиками. Материалы закупаются на основании 3-х основных критериев: цена, качество и сроки.

Материалы могут выбывать по следующим  причинам:

- отпускаться в производство;

- продаваться на сторону;

- использоваться в виде отходов;

- в результате инвентаризации  в виде недостачи списываются.

Списание производственных запасов  осуществляется на основании первичных  документов.

Материальные ценности могут быть отпущены на сторону юридическим  или физическим лицам за плату.

Цена реализации материальных ценностей  устанавливается по рыночной стоимости  с учетом физического износа. Такие  операции оформляются путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 (см приложение Д).

В учетной политике ООО «Деметра»  указано, что учет материалов ведется  по фактической себестоимости на счете 10, без использования счетов 15, 16. На счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и  заготовлению.

При ведении синтетического учета  материалов по фактической себестоимости  в рамках счета 10 «Материалы» на ООО «Деметра» открываются два  аналитических счета:

- материалы по учетным ценам;

- транспортно-заготовительные расходы.

Рассмотрим пример поступления  материалов от поставщиков и их отпуска  в производство.

По состоянию на 1 марта 2012 г. в  учете ООО «Деметра» не числилось  материала - Портьерная ткань 8166-s1223 v5. За месяц от поставщика ООО «Стиль»  было получено две партии  этого  материала для пошива штор. Данные о поступивших материалах отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Данные о поступлении  ткани портьерной в марте 2012 г. в ООО «Деметра»

Дата

Количество, в метрах

Цена, в рублях

Сумма, в рублях

16.03.2012

30

864

25920

20.03.2012

30

869

26070

Итого

60

-

51990


При приобретении материала организация понесла транспортно-заготовительные расходы в сумме 300 рублей.

За месяц со склада в производство было отпущено 45 метров ткани портьерной.

Записи о поступлении материалов отраженные в бухгалтерском учете  ООО «Деметра» представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Журнал учета хозяйственных  операций по покупке материалов в ООО «Деметра»

Суммы в рублях

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, в рублях

1

Получены материалы от поставщиков

10 «Материалы», субсчет «Сырье  и материалы»

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

51990

2

Отражены ТЗР по материалам

10 «Материалы», субсчет «ТЗР»

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

300

3

Погашена задолженность поставщикам  за материалы и ТЗР

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

51 «Расчетный счет»

52290


В ООО «Деметра» материалы списываются  в производство методом ФИФО. Бухгалтер  определяет стоимость ткани, списанную  на себестоимость работ по пошиву штор.

Необходимо списать:

- 30 метров ткани из первой  партии стоимостью 25920 руб.;

- 15 метров ткани из второй  партии стоимостью:

 

26070 х 15 / 30 = 13035 руб.

 

Общая стоимость ткани, подлежащая списанию, составит:

 

25920 + 13035 = 38955 руб.

 

Остаток материалов на складе на 31 мата составит 15 метров. Стоимость остатка:

 

15 х 869 = 13035 руб.

 

Теперь производится расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты  в марте 2012 года. Расчет ТЗР отражен  в таблице 4.

Таблица 4 – Расчет ТЗР за март в ООО «Деметра»

№ п/п

Содержание

Стоимость материалов

ТЗР

1

Остаток на начало месяца

0

0

2

Поступило за месяц

51990

300

3

Итого (п. 1 + п. 2)

51990

300

4

Процент ТЗР

-

0,58%

5

Списано за отчетный месяц всего

38955

224,78

6

Остаток на конец  месяца (п. 3 – п. 5)

13035

75,22

Информация о работе Бухгалтерский учет материально - производственных запасов