Бухгалтерский учет готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов
учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции.

Работа содержит 1 файл

курс гот прод.docx

— 56.86 Кб (Скачать)

Если сумма выручки  от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в  бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги.

С суммы выручки организации  исчисляют налог на добавленную  стоимость и акцизный налог (по установленному перечню товаров).

При методе продажи «по  отгрузке» сумма начисленного НДС  отражается по дебету счета 90 и кредиту  счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этой проводкой отражается задолженность  организации перед бюджетом по НДС, которая потом погашается перечислением  денежных средств бюджету (дебет  счета 68, кредит счетов денежных средств).

При методе продажи «по  оплате» задолженность организации  перед бюджетом по НДС возникает  после оплаты продукции покупателем. Поэтому после отгрузки продукции  покупателям организации отражают сумму НДС по реализованной продукции  по дебету счета 90 и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступившие платежи за проданную  продукцию отражают по дебету счета 51 «Расчетные счета» и других счетов с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». После поступления  платежей организации, применяющие  метод продажи «по оплате», отражают задолженности по НДС перед бюджетом:

Дебет счета 76 «Расчеты с  разными дебиторами и 

кредиторами»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Погашение задолженности  перед бюджетом по НДС оформляют  следующей проводкой:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам  и сборам»;

Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные 

счета» и др.

Таким образом, разница в  методах продажи продукции для  целей налогообложения заключается  в следующем. При методе продажи  «по отгрузке» задолженность  перед бюджетом по НДС оформляется  сразу одной проводкой: дебет  счета 90, кредит счета 68. При методе продажи «по оплате» по НДС  составляют две проводки:

  1. дебет счета 90, кредит счета 76 (отражена сумма НДС

 по проданной продукции);

  1. дебет счета 76, кредит счета 68 (отражена

 задолженность по НДС  перед бюджетом).

Особенности бухгалтерских  записей по обоим методам продажи  продукции представлены в табл. 2.

Следует отметить, что метод  продажи продукции «по отгрузке»  пока не получил широкого распространения  в нашей стране (кроме строительной промышленности), хотя повсеместно  используется в международной практике. Основными причинами этого факта  являются неплатежеспособность многих организаций, по существу отсутствие вексельного  обращения и страховых гарантий оплаты, «несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания и  др.

Стоимость сданных работ  и оказанных услуг списывается  по фактической или нормативной (плановой) себестоимости с кредита  счета 20 «Основное производство»  или 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»  в дебет счета 90 «Продажи» по мере предъявления счетов за выполненные  работы и услуги. Одновременно сумму  выручки отражают по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Покупатель может отказаться от оплаты отгруженной в его адрес  продукции, если груз послан ошибочно, с нарушением сроков поставки, низкого  качества продукции и по другим причинам. В этом случае в бухгалтерии поставщика составляют обратные записи по отгрузке продукции;

Как уже отмечалось, при  любом методе учета продажи продукции  предприятия уплачивают НДС и  акцизы.

Объектами налогообложения  по НДС являются обороты по продаже  товаров, выполненных работ и  услуг, и товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.

Если по условиям договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной  сумме в иностранной валюте, то при принятой для целей налогообложения  учетной политике «по отгрузке»  ранее начисленная сумма НДС корректируется с учетом возникающих курсовых разниц (п. 2 ст. 153 Налогового кодекса, письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 31.05.2001 № 03-1-09/1632-П115).

Объектом обложения акцизами является оборот по продаже подакцизных  товаров собственного производства.

Учет расчетов с бюджетом по акцизам осуществляют на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет  «Расчеты по акцизам».

На сумму акциза в составе  выручки дебетуют счет 90 «Продажи»  и кредитуют счет 68, субсчет «Расчеты по акцизам». Перечисление акциза отражают по дебету счета 68, субсчет «Расчеты по акцизам», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Основная задача инвентаризации готовой  продукции – проверить соответствие ее фактического наличия на складе учетным документам. В ходе проведения инвентаризации одновременно выявляют изделия, не оформленные приемо-сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи готовой  продукции, проверяют документальную обоснованность остатка средств  по счету «Расчеты с покупателями и заказчиками», выявляют просроченную оплату выставленных счетов.

Порядок проведения инвентаризации готовой продукции в основном такой же, как и по другим материальным ценностям, входящим в состав материально-производственных запасов. Отличие заключается в  том, что готовые изделия в  ряде случаев хранятся не только на складах самой организации, но и  в структурных подразделениях и  в других организациях на ответственном  хранении. Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся  в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся  на складах других организаций. Поскольку  движение готовой продукции происходит, как правило, интенсивнее чем  сырья и материалов, то их инвентаризацию следует проводить в сжатые сроки. При этом проверяются не только наличие  продукции путем ее обсчета, взвешивания, обмера, но и ее комплектность, сортность и другие качественные характеристики. В инвентаризационных описях кроме кода, наименования и количества готовой продукции указывают ее номенклатурный номер, марку, сорт и другие отличительные признаки, предусмотренные в стандартах и технических условиях.

На залежалую и неполноценную  продукцию составляют отдельные  описи. Изделия, пришедшие в негодность, в описи не включают. На них составляют специальный акт, в котором указывают  причины и виновников порчи готовой  продукции, сумму потерь от порчи.

Изделия, поступившие во время инвентаризации, принимают  в присутствии инвентаризационной комиссии и включают в отдельную  опись.

Готовую продукцию, хранящуюся на складах других организаций, включают в описи на основании документов, подтверждающих ее сдачу на ответственное  хранение. В описях отражают наименование, количество, сорт, учетную стоимость  продукции, дату принятия ее на хранение, место нахождения, номера и даты оправдательных документов. Сохранные  расписки на продукцию, оставленную  на ответственное хранение, должны быть переоформлены на дату, близкую  к началу инвентаризации.

В описях готовой продукции, отгруженной и неоплаченной в  срок покупателями, по каждой отдельной  отгрузке приводятся: наименование покупателя, наименование продукции, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  продукции с данными бухгалтерского учета регулируют в следующем  порядке:

  • убыль готовой продукции в пределах норм списывают по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применяться только в случаях выявления фактических недостач;
  • недостачи готовой продукции, ее порча сверх норм естественной убыли должны относиться на виновных лиц по учетным ценам (дебет счета №94 и кредит счета №43). Если виновники не установлены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на финансовые результаты (счет прочих доходов и расходов).
  • выявленные излишки готовой продукции оценивают по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают в состав внереализационных доходов (по дебету счета №43 «Готовая продукция» и кредиту счета №91 «Прочие доходы и расходы».
  • излишки по пересортице принимаются к учету на счет №43 «Готовая продукция» с кредита счета №94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Результаты инвентаризации готовой продукции отражают в  учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в  годовом бухгалтерском отчете.

3. Порядок документального  оформления операций по учету  готовой продукции

Выпущенные из производства готовые  изделия сдаются на склад предприятия  и документально оформляются. Документы, отражающие выпуск и сдачу готовой  продукции (приемо-сдаточные накладные, приемо-сдаточная ведомость, спецификации, приемные акты и т. п.), имеют общее  назначение, в основном одинаковые реквизиты, и выписываются в двух экземплярах под одним номером. В них указывается цех-сдатчик, склад-получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, учетная  цена и количество сданной продукции. Один экземпляр документа находится  в производственном цехе, а второй – на складе. На каждую партию сдаваемой  продукции делают запись в обоих  экземплярах приемно-сдаточных документов. После окончания сдачи всей продукции  в обоих экземплярах приемо-сдаточных  документов по каждому наименованию, виду и сорту подсчитывают и записывают количество штук или вес цифрами  и прописью. Данные о сдаваемой  продукции подтверждаются распиской  приемщика в экземпляре сдатчика и, наоборот, распиской сдатчика в экземпляре приемщика.

По оформленным приемо-сдаточным  накладным и актам продукция  передается на склад готовой продукции  и хранится там до отгрузки или  отправки потребителям.

Отгрузка и отпуск готовых изделий  покупателям осуществляется на основании  заключенных с ними договоров  или непосредственно в процессе свободной торговли.

Оперативный учет выполнения договоров о реализации продукции  ведет отдел сбыта, который выписывает приказ-накладную. В ней объединяются два документа: приказ складу на отгрузку продукции и накладная на отпуск продукции со склада.

Данные приказа на отпуск продукции заполняет отдел сбыта, а данные о фактическом отпуске  – материально ответственное  лицо, отпустившее продукцию.

Фактический отпуск продукции  со склада оформляют счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной. Представители  местных покупателей получают продукцию  на складах по предъявлении доверенностей  и расписки в приказе-накладной. При доставке продукции покупателям  централизованно, в получении продукции  со складов расписываются работники  транспортно-экспедиционной службы.

Иногородним покупателям  продукция отгружается железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. В этом случае приказ-накладная является сопроводительным документом груза  в пути и передается грузополучателю  вместе с продукцией. Грузоотправитель при отгрузке продукции получает от станции (пристани) отправления товарную квитанцию и квитанцию о приеме груза.

При централизованной доставке готовой продукции покупателям  автомобильным транспортом производственное предприятие может заключить  договор на транспортные услуги с  автотранспортным предприятием, а последние – со своими шоферами о материальной ответственности за сохранность продукции. Лицам, осуществляющим централизованную доставку продукции, выдается "Книга регистрации сданных документов" с помещенной в ней доверенностью на право получения продукции для доставки по назначению. Отпуск продукции оформляют товарно-транспортной накладной. Обычно ее выписывают в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя для списания отгруженной продукции со склада; остальные экземпляры, заверенные подписью и печатью грузоотправителя, вручаются водителю. Водитель затем сдает грузоотправителю второй экземпляр с отметкой о передаче груза покупателю, а третий и четвертый – в свое автохозяйство.

На основании товарных документов бухгалтерия (финансовый отдел) производственного предприятия  выписывает на имя покупателя расчетные  документы – платежное требование, платежное требование-поручение  и счет-фактуру для учета налога на добавленную стоимость. В расчетных  документах указывают наименование и местонахождение поставщика и  покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно  оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателями (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость, выделяемую отдельной строкой. При  отгрузке изделий, не являющихся объектами  налогообложения по НДС, расчетные  документы выписывают без выделения  суммы НДС, и на них делают надпись  или ставят штамп "Без налога (НДС)".

Данные расчетных документов ежедневно записывают в ведомость  учета и реализации продукции (ф. № 16 или 16а). В ведомости указывают  дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и  отметку об оплате счетов. Ведомость  является формой аналитического учета  товаров отгруженных.

Складской учет готовой продукции  и отчетность материально ответственных  лиц. Складской учет готовой продукции, как правило, ведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

На крупных предприятиях на каждое наименование продукции бухгалтерия  открывает карточку складского учета  и выдает ее работнику склада под  расписку в реестре карточек. Карточки размещаются в картотеке склада по номенклатурным номерам продукции. Материально ответственное лицо производит записи в карточках по каждому приходному и расходному документу отдельной строкой. После  каждой записи определяется и записывается в соответствующей графе остаток  готовой продукции.

Информация о работе Бухгалтерский учет готовой продукции