Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:40, курсовая работа
Предмет исследования – бухгалтерский баланс и его строение.
Целью курсовой работы является изучение сущности и значения бухгалтерского баланса.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Бухгалтерский баланс: понятие, строение, содержание 4
1.1. Понятие, сущность и значение бухгалтерской итоговой отчетности 4
1.2. Структура баланса и ее изменения 8
1.3. Содержание бухгалтерского баланса 2011 года 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Бухгалтерский баланс: понятие, строение, содержание 4
1.1. Понятие, сущность и значение бухгалтерской итоговой отчетности 4
1.2. Структура баланса и ее изменения 8
1.3. Содержание бухгалтерского баланса 2011 года 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современных условиях рыночной экономики бухгалтерская финансовая отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской итоговой отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетная финансовая документация приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования, как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер. Вопросы реформирования бухгалтерской отчетности постоянно обсуждаются на российских и международных конгрессах бухгалтеров и других профессиональных форумах. Речь идет, прежде всего, о создании эффективной системы отчетных данных, позволяющих пользователям получать всю необходимую по количественным и качественным параметрам информацию.
Рыночные отношения повышают ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, который можно составить на основании информации, отраженной в бухгалтерской годовой отчетности.
Рассмотрение вопросов формирования и использования бухгалтерской (финансовой) отчетности является весьма значимым при подготовке специалистов в области управления и в первую очередь в области бухгалтерского учета.
Тема курсовой работы актуальна в настоящее время, поскольку овладение методикой анализа баланса позволяет объективно оценить эффективность хозяйственной деятельности и выработать обоснованные управленческие решения с целью выявления и использования резервов улучшения функционирования всех производственных ресурсов предприятия. Уметь читать баланс должны руководитель предприятия, работники экономических и других служб для решения самых разнообразных вопросов.
Предмет исследования – бухгалтерский баланс и его строение.
Целью курсовой работы является изучение сущности и значения бухгалтерского баланса.
В приложении на примере дается бухгалтерского баланса ООО «Х» за 2010 год оценка ликвидности предприятия.
1.Бухгалтерский баланс: понятие, строение, содержание
1.1Понятие, сущность и значение бухгалтерской итоговой отчетности
В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации.
Управление любым предприятием требует, прежде всего, знания его исходного состояния, сведений о том, как оно существовало и развивалось в периоды, предшествующие настоящему. Лишь получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности предприятия в прошлом, о сложившихся тенденциях его развития, можно выработать верные управленческие решения, бизнес-планы и программы развития на будущие периоды [16, с.230].
В условиях рыночной экономики особенно важно определить финансовую устойчивость предприятий, т.е. состояние финансовых результатов, при котором, предприятие может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования обеспечить рост товарооборота и выпуска собственной продукции, а также произвести затраты на расширение и обновление материально-технической базы.
Недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности организаций, нехватке денежных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности, банкротству, а избыточная – будет препятствовать развитию, приводя к появлению излишних запасов и резервов, увеличивая сроки оборачиваемости капитала, сокращая прибыль. Разработать тактические решения, определяющие перспективы развития организации, позволяет система отчетности[1].
Отчетность представляет собой определенную систему показателей, отражающих результаты хозяйственной и социальной деятельности предприятия за определенный период. Она является важнейшим источником информации для контроля и руководства предприятием [2]. Данные отчетности используются для экономического анализа, в процессе которого оцениваются итоги хозяйственной деятельности предприятия. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Она должна способствовать укреплению режима экономии при использовании трудовых, денежных и материальных ресурсов. Качество отчетности отделяется ее полнотой, своевременностью и правильностью (достоверностью, точностью) данных. Отчетность должна точно отражать на дату ее составления итоги работы хозяйственно-финансовой деятельности предприятия [17, с.431].
Показатели отчетности также используются для анализа хозяйственной деятельности на отдельных предприятиях, определения их положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов повышения эффективности работы предприятий. Правильно и своевременно составленная отчетность способствует поискам путей снижения себестоимости продукции, увеличению накопления и укреплению финансового состояния предприятия, своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности.
Составляемая и представляемая предприятиями и организациями отчетность классифицируется по различным признакам. Так, например, она делится на оперативную, статистическую и бухгалтерскую (финансовую)[3] .
Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри предприятия. Она составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду и т.д. В ней содержатся сведения о выполнении плана товарооборота и выпуска собственной продукции, поступлении сырья, материалов, соблюдении договоров, финансовом положении и т.д.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. С помощью статистической отчетности контролируются показатели товарооборота, товарных запасов, материально-технической базы, технической оснащенности и научно-технического прогресса в организациях, экономические результаты товарного обращения, социально-экономическая эффективность, издержки обращения и др.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении
организации, результатах хозяйственной деятельности за период. Ее
составляют по данным синтетического и аналитического бухгалтерского учета, подтвержденным первичными документами и инвентаризационными описями. Предприятия составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Министерством финансов и Министерством статистики и анализа. Единая система показателей отчетности предприятий позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, областям всему народному хозяйству в целом[4].
В соответствии с нормативными документами в состав годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) организаций до 1 января 2011 года, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций входило:
1) Бухгалтерский баланс – форма № 1;
2) Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
3) Отчет об изменениях капитала – форма № 3;
4) Отчет о движении денежных средств – форма № 4;
5) Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
6) пояснительная записка;
7) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту.
С 1 января 2011 года Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»[12] вводятся существенные изменения в комплект финансовых отчетов, которые должны представляться внешним пользователям за исключением кредитных и государственных учреждений. Эти изменения коснулись всех форм отчетности, многие из которых могут оказывать значительное влияние на состав и структуру статей и разделов отдельных отчетов, воздействуя тем самым на формирование финансовых показателей и результаты финансового анализа организаций. Существенным является тот факт, что изменения, вносимые в российскую отчетность, по многим аспектам приближают ее к МСФО, что требует подробных комментариев и разъяснений.
Данный документ содержит изменения, которые могут оказывать влияние на формирование аналитических показателей финансовой отчетности, а также воздействовать на результаты финансового анализа и на характер управленческих решений.
В соответствии с МСФО отчетность, представляемая внешним пользователям и регламентируемая нормативными документами национального или международного законодательства, называется финансовой[12].
Все новации, включенные в финансовую отчетность для финансового анализа, внесены в целях:
- формирования аналитических показателей, в максимальной степени отражающих реальное финансовое положение организации;
- сближения с МСФО;
- необходимости координации между формами отчетности и приложениями к ним;
- необходимости координации между различными нормативными актами российского бухгалтерского законодательства;
- систематизации понятийного аппарата.
1.2 Структура, состав и изменение баланса
В бухгалтерском балансе отражается имущество предприятия, его капитал и обязательства в денежном выражении на определенную дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В активе отражается имущество предприятия , а в пассиве — капитал и обязательства.
Термин «баланс» употребляется в качестве символа равновесия. Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения: Активы = Пассивы [16, с.346].
Бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении предприятия) формируется исходя из следующих основных принципов:
1) Хозяйствующей единицы. Имущество предприятия должно быть
обособлено от его учредителей. Хозяйствующей единицей является
любая организация, составляющая самостоятельный бухгалтерский
баланс. При этом предприятие может быть частью другой, более
крупной организации. Финансовая отчетность для такой организации составляется путем объединения финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.
2) Действующего предприятия. Предприятие предполагается функционирующим в течение неопределенно длительного периода времени
и его ликвидация еще не намечается. Поэтому нет необходимости переоценивать активы предприятия.
3) Денежного изменения. В бухгалтерском балансе все показатели
приводятся в едином денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйственной деятельности предприятия.
4) Учета по себестоимости. В бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной покупной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются, вместе с тем необходимо иметь в виду, что в балансе-нетто не все активы отражены по первоначальной стоимости. Например, основные средства представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемого износа.
5) Двойной записи. Этот принцип обеспечивает равновесие баланса. Активы, указанные в левой стороне баланса, должны быть равны пассивам, указанным в правой стороне. В активе баланса отражаются экономические ресурсы предприятия, а в пассиве — требования различных лиц по отношению к данному предприятию. Пассивы подразделяются на два вида: требования кредиторов (любых лиц, кроме учредителей предприятия) и требования учредителей, являющихся владельцами предприятия. Так как все активы могут, быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, их сумма должна быть равна сумме пассивов.
В международной практике данное равенство трактуется с двух точек зрения:
-как равенство сумм хозяйственных средств и их источников;
-как соответствие сумм ресурсов предприятия и требований кредиторов или учредителей по отношению к этим ресурсам.
В соответствии с первой точкой зрения каждый рубль, вложенный в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями, а каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив [16, с.348].
Согласно второй точке зрения, активы предприятия — это его экономические ресурсы на дату составления баланса, а обязательства и капитал – требования кредиторов предприятия или учредителей. Подобная точка зрения особенно актуальна при ликвидации предприятия в связи с его банкротством.