Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 13:59, реферат
Бухгалтерский баланс занимает центральное место в финансовой
отчетности организации, так как он наиболее полно характеризует ее
финансовое состояние на дату составления баланса, обычно на первое число месяца.
Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу.
Введение.
Бухгалтерский баланс занимает центральное место в финансовой
отчетности организации, так как он наиболее полно характеризует ее
финансовое состояние на дату составления баланса, обычно на первое число месяца.
Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу.
1. Понятие бухгалтерского баланса.
«Термин «баланс» происходит от латинских слов bis – дважды и lanx – чаша весов, буквально означает двучашее и употребляется как символ равновесия, равенства.»(5, с.14) Этот термин применяется в экономической науке для обозначения интервальных показателей, характеризующих источники образования каких либо ресурсов и направление их использования за определенный период времени. Метод построения баланса как совокупность данных в виде двусторонней таблицы широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.
В систему плановых балансов входят материальные, денежные и трудовые. При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Балансы используются при сравнительном изучении планового и отчетного товарных балансов. При сравнительном изучении выявляется влияние на изменение реализации товаров таких факторов, как запасы на конец и начало анализируемого периода, объем поступления товара, величина недокументируемого расхода.
В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения:
1) равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.;
2) самая важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.
В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментных показателей, характеризующих состояние средств предприятия на определенную дату. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу. Дополнением к балансу служит совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности, роль которых состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. В балансе отражается состояние всех средств организации.
Основа построения
баланса это классификация
Наиболее важные
в бухгалтерском учете
1)состав (вид);
2)источники формирования.
Хозяйственные средства по составу подразделяются на внеоборотные и оборотные. По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и привлеченные. Привлеченные средства не находятся в собственности организации; используют их временно в течение определенного срока, по окончании которого они возвращаются собственникам.
2. Строение бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу, а в другой по источникам формирования.
Первая часть баланса называется активом, а вторая пассивом. «Актив от латинского activus – деятельный, действующий; пассив от латинского passivus – страдательный, недеятельный.»(5, с.17)
Самой важной особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, потому что и в активе и в пассиве отражается одно и тоже – хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы. Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса, которые сгруппированы в разделы. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.
Лучше всего
заполнять несколько форм баланса
для различных категорий
Источник информации
для составления баланса –
бухгалтерские счета. Название счета
обычно совпадает с названием
объекта учета. Любой счет состоит
из двух частей: левой – дебета и
правой – кредита. Деление счета
на две части объясняется
Сальдо, записанное в левой части счета, называется дебетовым, а в правой части – кредитовым. Каждый бухгалтерский счет имеет дебетовый и кредитовый обороты.
«Дебетовый оборот – итог сумм, записанных по дебету, без начального сальдо. Кредитовый оборот – итог сумм, записанных по кредиту, без начального сальдо.»(5, с.20)
Бухгалтерские
счета, на которых учитываются
Сальдо активно-пассивного счета может быть:
1)дебетовым;
2)кредитовым;
3)одновременно и дебетовым и кредитовым.
Сальдо может
быть и дебетовым и кредитовым
по тем счетам, на которых учитываются
расчеты с несколькими
Для получения различных по степени детализации показателей существуют два вида счетов. Синтетические счета дают обобщенные показатели, характеризующие хозяйственные средства. Аналитические счета служат для более подробной характеристики объекта учета. При помощи аналитических счетов детализируются данные, учтенные на синтетических счетах. Аналитические счета, на которых учитываются товароматериальные ценности, содержат не только денежные, но и натуральные показатели. Отражение фактов хозяйственной жизни на синтетических счетах называется синтетическим, а на аналитических счетах – аналитическим учетом. Одни и те же факты хозяйственной жизни отражаются, и на синтетических и на аналитических счетах. Поэтому итоги записей на синтетических счетах должны совпадать с итогами записей на аналитических счетах.
Помимо синтетических
и аналитических счетов в бухгалтерском
учете применяются субсчета. «Субсчета
– промежуточное звено между
синтетическим счетом и аналитическими
счетами.»(5, с.22) При помощи субсчетов
осуществляется промежуточная группировка
данных аналитического учета с целью
получения дополнительной информации
об учитываемых объектах.
1.1
Значение
и функции баланса
Баланс (франц. balance – буквально весы) означает равновесие,
уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами
какой-либо деятельности.
Баланс – это модель, с помощью которой в интересах пользователей
представляется на определённый момент времени финансовое положение предприятия.
В условия рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником
информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит
собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с
имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник
владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот
запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться.
По балансу определяют, способно предприятие выполнить свои обязательства
перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.
По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия
в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому
судят о способности
руководителей сохранить и
материальные и денежные ресурсы.
На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого
предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в
соответствии с полученной прибылью.
Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными
учреждениями и органами государственного управления.
Строение баланса основывается на принципе двойственности – основополагающей
концепции бухгалтерского учёта. Уравнение двойственности можно записать в
виде:
Активы = Собственный капитал + Кредиторская задолженность
Активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми предприятие
получило в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые
должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов
прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств на предприятие.
Считается, что актив принесёт экономически выгоды тогда, когда он может быть:
· использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе
производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
· обменен на другой актив;
· использован для погашения обязательства;
· распределён между собственниками предприятия.
В переводных изданиях англо-американской литературы по бухгалтерскому учёту
уравнение двойственности представляется в следующем виде:
Активы = Капитал + Обязательства
Под капиталом понимается не весь полный капитал фирмы, а только часть его,
принадлежащая владельцу, т.е. собственный капитал.
Собственный капитал – это средства, полученные от органов, а также
прибыль как финансовый результат эффективной деятельности предприятия.
В левой части
балансового уравнения в
дебиторская задолженность перед экономическим субъектом, в правой –
отражается другая часть обязательств – кредиторская задолженность.
Обязательства – это источник привлечённых средств, образующихся в
результате уже свершившихся действий, которые служат юридическим основанием для
последующих платежей за товары, работы, выполненные услуги. Обязательство может
возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев