Бухгалтерский баланс. Его роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать сущность бухгалтерского баланса и его роль и значение в процессе бухгалтерского учета.
В соответствии с целью были сформулированы задачи дипломной работы:
- изучить стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан;
- выявить сущность бухгалтерского баланса и определить виды бухгалтерских балансов;
- исследовать методику, принципы составления бухгалтерского баланса;
- выявить роль и значение бухгалтерского баланса в учетной политике предприятия;
- сделать выводы.

Содержание

Введение
Глава 1 Экономическое содержание бухгалтерского баланса
1.1 Сущность финансовой отчетности предприятия
1.2 Сущность и классификация видов бухгалтерского баланса
Глава 2 Методика составления бухгалтерского баланса
2.1 Принципы построения баланса
2.2 Техника составления бухгалтерского баланса
Глава 3 Роль бухгалтерского баланса в учетной политике предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - БУХ БАЛАНС его роль и значение....doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Баланс – это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определённый момент времени финансовое положение предприятия.

В условия рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться.

По балансу определяют, способно предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.

По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.

На основе данных  баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.

Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

Внешне бухгалтерский баланс – таблица из двух частей (актив и пассив).

Бухгалтерский баланс составляется в денежном измерителе (в тенге), представляется в тыс., млн. тенге.

Основное свойство баланса – равенство актива и пассива (активы =  долговые обязательства (заемный капитал) + собственный капитал).

Разложение  пассива  баланса  на  две  составляющие  в  указанной  последовательности имеет  глубокий  экономический  смысл. В случае  ликвидации  экономического  субъекта  ввиду  несостоятельности (банкротства)  действующее  законодательство в  первую  очередь  предусматривает  удовлетворение  обязательств  кредиторов  в  строго  установленной  очередности. Причем  требования  кредиторов  каждой  очереди  подлежат  удовлетворению  только  после  полного  погашения  обязательств  перед  кредиторами  предыдущей  очереди. В то  же  время  инвесторы  на  вложенный  капитал   получают  только  ту  часть,  которая остается после  платежей  по обязательствам. Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источников) называют статьей баланса.

Балансовый метод  как способ  представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используются в планировании, учете и экономическом анализе.

В мировой практике принимаются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальный (таблица 1) и вертикальный (таблица 2). При горизонтальной форме активы показываются  в левой части баланса, пассивы в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее - статьи пассива.

 

Таблица 1. Внешний вид бухгалтерского баланса горизонтальной формы

Актив

Сумма

Пассив

Сумма

Перечень статей

………………….

………………….

 

 

 

Перечень статей

………………….

………………….

 

 

 

Баланс (итого)

 

Баланс (итого)

 


 

Таблица 2. Вертикальная форма баланса

АКТИВ

Сумма

Перечень статей

………………..

………………..

 

Баланс (итого)

 

ПАССИВ

Сумма

Перечень статей

…………………

…………………

 

Баланс (итого)

 


 

Существует множество видов балансов, которые классифицируются по следующим признакам:

    время составления;

    источник составления;

    объём информации;

    характер деятельности;

    объект отражения.

По времени составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объеди-нительные, по способам очистки.

Вступительный (организационный) баланс. Составляется только один раз, с него начинается ведение бухгалтерского учёта на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность, и составляется или после регистрации устава предприятия, или после внесения в уставный капитал активов.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчётного года, а заключительный – на конец отчётного года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчётных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учёта, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путём объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесённый убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора ещё до окончания отчётного периода с целью оценки реального состояния дел на предприятии.

Ликвидационные балансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой своих статей, производимой не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации. Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гуд вилл, стоимость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемые счёт «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным.

Объединительный баланс формируют при объединении нескольких предприятий в одно.

По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.

Баланс-нетто – это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т.д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идёт о балансе-брутто.

По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращённый и упрощённый его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении организационно-правовой формы предприятия.

Книжный баланс составляют только на основании книжных записей (данных текущего учёта) без инвентаризации.

Генеральный баланс составляют на основании учётных записей и данных инвентаризации.

По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.

Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.

Сводный баланс получают путём механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.

Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия и его уставу. Все прочие виды деятельности – неосновные.

По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и других организаций. Они различаются в основном по источникам образовании собственных средств.


Глава 2 Методика составления бухгалтерского баланса

2.1 Принципы построения баланса

Актив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по составу и размещению.

Информация о работе Бухгалтерский баланс. Его роль и значение