Бухгалтерская отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерская отчетность.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

  Бухгалтерская отчетность

  Бухгалтерская отчетность, ее состав и значение

  Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.

  В соответствии с Законом о бухгалтерском  учете и отчетности организации  представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность:

  • собственникам (участникам, учредителям) согласно уставу (положению) организации;
  • органам государственной налоговой инспекции по месту свей регистрации;
  • другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и для которых предусмотрено получение соответствующей отчетности;
  • другим лицам в случаях, предусмотренных законодательством республики и договорами организации.

  Кроме того, организации, находящиеся полностью  или частично в государственной  собственности, представляют квартальную  и годовую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.  

  Каждый  из пользователей информации, содержащейся в финансовой отчетности, преследует свои цели. Например, сама организация, составившая отчетность, использует отчетные данные для контроля за выполнением  показателей производственных и  финансовых планов, определение возможностей повышения эффективности использования ресурсов, выявления недостатков в работе, разработке текущих и перспективных планов (бизнес-планов) деятельности организации. Учредители, акционеры, инвесторы, поставщики и другие юридические и физические лица используют отчетную информацию при принятии решений об установлении хозяйственных связей с организацией, вложением средств в ее активы, размещением заказов и т.п. Государственные органы финансового контроля используют отчетность организаций для установления правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством. Производственные объединения, концерны, министерства, ведомства на основании полученных от организаций отчетов формируют сводные данные по основным показателям их деятельности, составляют текущие и перспективные планы, анализируют внутренние резервы роста прибыли и рентабельности производства. Органы государственной статистики используют отчеты организаций для получения обобщенных данных по народному хозяйству в целом.

  Отчетность  должна отвечать следующим требованиям: достоверность показателей, единство показателей для всех организаций  конкретной отрасли, сопоставимость фактических  показателей с плановыми, обязательность составления и своевременность представления, доступность, экономичность.

  Законом РБ от 18 октября 1994г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», с изм. и доп., предусмотрены основные принципы составления финансовой отчетности:

  • полнота отражения хозяйственных операций за отчетный период;
  • правильность отнесения расходов к соответствующим отчетным периодам;
  • разграничение текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;
  • соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета;
  • соблюдение принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки объектов учета;
  • подтверждение всех статей годового баланса и других форм годовой отчетности данными инвентаризации.

    Состав типовых форм бухгалтерской  (финансовой) отчетности, их показатели и порядок заполнения утверждаются Министерством финансов РБ. В настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности входят: баланс организации (ф. № 1), отчет о прибылях и убытках (ф. №2), отчет о движении источников собственных средств (Ф. №3), отчет о движении денежных средств (ф. №4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5), отчет о целевом использовании полученных средств (ф. №6), пояснительная записка и аудиторское заключение, если организации в соответствии с законодательством РБ подлежит обязательному аудиту. Существуют также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.

  Промежуточной месячной бухгалтерской отчетностью  является бухгалтерский баланс. Промежуточная  квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (при получении дивидендов предоставляют в обслуживающий банк).

  Порядок составления и  представления отчетности

  Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчетности и непосредственное составление баланса и других отчетных форм.

  Подготовительные  работы включают в  себя:

  • проверку полноты оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражение их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные документы поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в издержки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы предстоящих расходов, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации ОС, полностью ли начислены амортизация ОС и НМА и т.д.;
  • контроль качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учете ее результатов;
  • проведение переоценки по постановлениям правительства ОС и других активов и отражение в учете ее результатов;
  • сверку сальдо расчетов с налоговыми органами, банками, внебюджетными фондами с оформлением соответствующих актов;
  • внесение в случае необходимости исправлений в учетные данные по результатам проверки государственных и ведомственных контролирующих органов, а также аудиторов.

  В соответствии с порядком внесения исправлений  в бухгалтерский учет в случаях  обнаружения искажений и ошибок до окончания отчетного года исправления  в учетные данные вносятся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения и ошибки были допущены. В бухгалтерском учете такие исправления отражаются:

    дебет счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредит счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. – в случае занижения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов;

    дебет счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. и кредит счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы»в случае завышения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов.

  Если  ошибки выявлены до утверждения годового отчета, то они исправляются декабрем отчетного года через счет 92 «Внереализационные доходы и расходы»:

    дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредит счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. – в случае занижения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов;

    дебет счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. и кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» – в случае завышения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов.

  В случае выявления неправильного  отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета за прошлый год после утверждения годового отчета исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлый год не вносятся:

  • перенесение в соответствующие журналы-ордера и ведомости данных листов-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;
  • проведение реформации баланса путем закрытия по состоянию на 31 декабря сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки»:

    дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – на сумму нераспределенной прибыли;

    дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»  и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – на сумму непокрытого убытка;

  • подсчет и взаимная сверка оборотов и сальдо на конец отчетного периода по регистрам бухгалтерского учета;
  • перенесение в Главную книгу данных регистров учета;
  • определение конечных остатков по синтетическим счетам в Главной книге.

  Составление финансовой отчетности начинается, как  правило, с заполнения бухгалтерского баланса (ф. № 1).

  Это производится по данным остатков на счетах, отраженных в Главной книге. При этом следует учитывать определенные правила. Например, ОС, НМА, доходные вложения в материальные ценности отражается в балансе по остаточной стоимости. Некоторые статьи баланса заполняются сложением (вычитанием) остатков по нескольким счетам. Так, по статье «Сырье, материалы и другие ценности» отражается сальдо по дебету счетов 10, 15, 16 за минусом сальдо по кредиту счета 14 счета, которое отражает сумму начисленного резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Сальдо по счетам 20, 21, 23, 29, 44 отражаются по статье «Незавершенное производство (издержки обращения)», сальдо по счетам 41, 43 – по статье «Готовая продукция и товары», при этом сальдо по счету 41 «Товары» показывается по стоимости их приобретения.

  При учете организацией розничной торговли товаров в соответствии с установленным  порядком по продажным ценам розница  между стоимостью приобретения и  стоимостью по продажным ценам (валовой  доход) отражается справочно в «Отчете о прибылях и убытках» формы № 2. Таким образом, организации розничной торговли по статье «Готовая продукция и товары» отражают сальдо по дебету счета 41 «Товары» за минусом сальдо по кредиту счета 42 «Торговая наценка». По статье «Денежные средства» отражается сальдо по счетам 50, 51, 52, 55, 57, а в «Отчете о движении денежных средств» формы № 4 представлена подробная информация об источниках поступления и направлениях использования этих денежных средств. По статье «Финансовые вложения» показывается сальдо по дебету счета 58 «Финансовые вложения» за минусом сальдо по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги». Таким образом, по этой статье будет отражаться рыночная стоимость ценных бумаг, если она ниже стоимости, принятой к учету.

  Сальдо  по счетам, связанным с расчетами (счета 60, 62, 70, 71, 75, 76), показываются в балансе развернуто, т.е. дебиторская задолженность – в активе баланса, а кредиторская – в пассиве.

  В случае создания организацией в конце  отчетного года (квартала) резерва по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и физическими лицами за продукцию, товары, работы и услуги числящаяся в бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается в балансе за минусом образованного резерва. Сумма образованного резерва в пассиве баланса не отражается. Так, по статье «Расчеты с покупателями и заказчиками» в активе баланса отражается сальдо по дебету счета 62 за минусом сальдо по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»

  Особенностью  составления пассива баланса является наличие в его статьях активных счетов. Так, счет 81 «Собственные акции (доли)», счет 97 «Расходы будущих периодов» отражаются в балансе с минусом и вычитаются при подсчете итогов. Статьи «Прибыли отчетного года» и «Убыток отчетного года» используются при составлении промежуточной бухгалтерской отчетности, по которым можно судить о наличии чистой прибыли на отчетную дату (для выплаты дивидендов, получения кредита в банке, приобретения внеоборотных активов в лизинг). При составлении годовой бухгалтерской отчетности заполняются статьи «Нераспределенная прибыль» - сальдо по кредиту счета 84 после реформации баланса или «Непокрытый убыток» - сальдо по дебету счета 84, которое отражается со знаком минус.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность