Бухгалтерская отчетность, состав и формы отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:32, реферат

Описание работы

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности компании за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.
Бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение компании, и в этом качестве представляет и интерес для большого числа различных пользователей подобной информации.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 25.73 Кб (Скачать)

Тема: Бухгалтерская отчетность, состав и формы отчетности.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности компании за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.

     Бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение  компании, и в этом качестве представляет и интерес для большого числа  различных пользователей подобной информации.

     Все компании любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.

     Отчетность  в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных  сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и  финансовом положении компании и  результатах ее хозяйственной деятельности.

     В настоящее время компании представляют в обязательном порядке квартальную  и годовую бухгалтерскую отчетность. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности  деятельности компании, а также внутренними  пользователями для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем, она необходима для  оперативного руководства хозяйственной  деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной и своевременной, которая  должна обеспечиваться сопоставимость показателей с данными за прошлые  периоды.

     Аудитор, дающий обязательное заключение, выполняет роль публичного органа, но действует за счет проверяемого лица. Обязательное аудиторское заключение носит признаки публичности, т.к. его основное назначение состоит в возникновении канала обратной связи в отношениях государства, общества и экономических хозяйствующих субъектов. В настоящее время в России создано и успешно функционирует более четырех тысяч аудиторских фирм.

      С этого года организации будут  применять новые формы бухгалтерской  отчетности,  которые утверждены приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н. Обновленные бланки утратили сокращенные  названия «Форма № 1», «Форма № 2» и  т. д. Изменения коснулись и состава  отчетности, и каждого бланка в  отдельности.

        И так когда же применять свежие бланки?!

Промежуточную отчетность за первый квартал, полугодие  и девять месяцев 2011 года можно сдавать  как на старых, так и на новых  бланках по желанию бухгалтера. Отчитываться за 2010 год следует по старой форме.

      Новые требования к отчетам

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом № 66н, не являются «рекомендуемыми». Это значит, что они предназначены  для всех без исключения компаний. Правда, степень детализации показателей бухгалтер может выбрать по своему усмотрению. К примеру, он вправе расшифровать, из чего складываются управленческие расходы, введя в отчете о прибылях и убытках дополнительные строки «в том числе».

Состав  годовой отчетности

Как было:

Раньше  годовая отчетность в общем случае состояла из баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчета об изменениях капитала (форма  № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к балансу (форма № 5) и пояснительной записки. Кроме того, предприятия, подлежащие обязательному аудиту, должны были предоставить аудиторское заключение.

Как стало

Согласно  комментируемому приказу № 66н  в состав годовой отчетности входит баланс, отчет о прибылях и убытках, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. Плюс к этому общественные организации, не ведущие коммерческой деятельности, должны сдавать отчет о целевом  использовании полученных средств.

     Приложение  к балансу по форме № 5 отменено. Теперь дополнительные сведения нужно  оформлять в виде так называемых пояснений. Специального бланка для  них не предусмотрено, компания по собственному выбору может либо сгруппировать  пояснения в таблицах, либо представить  в текстовой форме.

     Заключение  аудиторов в новом приказе  не упоминается. Тем не менее компании, подлежащие обязательному аудиту, по-прежнему должны сдавать этот документ.

     Пояснительная записка в комментируемом приказе  тоже не названа. Однако отказываться от нее не следует, потому что записка  фигурирует в законе о бухучете и  в некоторых других нормативных  правовых актах. В частности, в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском  учете и отчетности». Там говорится, что при обнаружении существенных ошибок прошлых периодов в пояснительной  записке нужно указать характер неточности и сумму корректировки.

     Сдавать итоговую отчетность в ИФНС надо по-прежнему в течение 90 дней по окончании года.

      Состав  промежуточной отчетности

Как и  раньше, предприятия будут отчитываться по итогам квартала, полугодия и  девяти месяцев. Объем промежуточной  отчетности остался таким же —  баланс и отчет о прибылях и  убытках. Не изменились и сроки сдачи  в налоговую: квартальные отчеты следует предоставить в течение 30 дней по окончании квартала.

Отчетность  малых предприятий

Как было

     Субъекты  малого предпринимательства имели  право по итогам года не сдавать  ничего, кроме баланса и формы  № 2. К тому же малые предприятия, не подлежащие обязательному аудиту, могли заполнять их по группам статей без дополнительных расшифровок.

Как стало

Сейчас  малые предприятия в общем  случае должны заполнять не только баланс и отчет о прибылях и  убытках, но и отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств  и пояснения. Но существует оговорка: в этих отчетах следует приводить  только наиболее важную информацию, необходимую  для оценки финансового положения  и результатов. Отсюда можно сделать  вывод: если особо важной информации нет, то субъекты малого предпринимательства  вправе ограничиться балансом и отчетом  о прибылях и убытках. При этом детализация по отдельным статьям  для них по-прежнему не требуется.

Рассмотрим  каждую новую форму  бухгалтерской отчетности в отдельности.

Баланс

Главная отличительная черта нового баланса  — это увеличенное количество столбцов, предназначенных для показателей  прошлых периодов. Раньше существовали всего две графы «На начало отчетного года» и «На конец  отчетного периода». В них указывали  данные по состоянию на 1 января и  на 31 марта (30 июня, 30 сентября, 31 декабря) текущего года соответственно. 

      Теперь  предусмотрено три столбца: «На  отчетную дату», «На 31 декабря предыдущего  года» и «На 31 декабря года, предшествующего  предыдущему». Так, при оформлении баланса  по итогам первого квартала 2011 года бухгалтеру понадобятся данные по состоянию  на 31 марта 2011 года, на 31 декабря 2010 года и на 31 декабря 2009 года соответственно.

      Появился  дополнительный столбец «Пояснения». В нем следует указать номер  пояснений, которые относятся к  той или иной строке баланса. Предположим, сведения о наличии и движении основных средств сгруппированы в таблице 2.1. Тогда в балансе перед строкой «Основные средства» необходимо поставить «2.1».

     Некоторые строки баланса переименованы (например, показатель «Займы и кредиты» теперь называется «Заемные средства»). Ликвидирован раздел, посвященный остаткам на забалансовых счетах. Однако, бухгалтер вправе его восстановить, если сочтет необходимым.

Отчет о прибылях и убытках

     В новом отчете о прибылях и убытках, нужно указывать сведения за отчетный период текущего года и за аналогичный  период прошлого года.

     Здесь тоже добавлена графа «Пояснения». Заполнять ее нужно так же, как  и в балансе. То есть указывать  номер пояснений, соответствующих  той или иной строке отчета о прибылях и убытках.

     Появился  новый показатель «Совокупный финансовый результат периода». Чтобы его  найти, нужно сложить чистую прибыль (убыток), результат от переоценки внеоборотных активов и результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Отчет об изменениях капитала

     Он  состоит из трех разделов. Первый посвящен движению капитала в отчетном периоде, а также в двух предыдущих годах. В этом разделе перечислены показатели увеличения и уменьшения капитала отдельно для уставного, добавочного и резервного капиталов, для нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также для собственных акций, выкупленных у акционеров. В предыдущей версии отчета акции, выкупленные у акционеров, в отдельную графу не выделялись.

     Второй  раздел — принципиально новый, в  старом отчете ничего подобного не было. Раздел называется «Корректировки в связи с изменениями учетной  политики и исправлением ошибок». Здесь  помещается информация о корректировках и исправлениях за год, предшествующий отчетному периоду. В числе прочего  в данной таблице приводятся сведения о существенных ошибках прошлых  лет, выявленных в отчетном периоде  и отраженных по счету 84 согласно ПБУ 22/2010.

     Третий  раздел — «Чистые активы» —  состоит из трех граф, где нужно  указывать чистые активы по состоянию  на 31 декабря текущего года, прошлого года, и года, предшествующего прошлому.

     Отчет о движении денежных средств

     В новой форме, как и в старом варианте, есть две колонки: для показателей  отчетного периода и для показателей  аналогичного периода предыдущего  года. Сам отчет по-прежнему состоит  из трех блоков: движение денежных средств  по текущей деятельности, по инвестиционной деятельности и по финансовой деятельности. По каждому из блоков нужно перечислить  поступившие и израсходованные  суммы. После заполнения каждого блока нужно вычислить результат, то есть разницу между полученными и направленными денежными средствами.

Пояснения

     Цель  пояснений — расшифровать строки баланса и отчета о прибылях и  убытках, чтобы у пользователей  отчетности не осталось вопросов, каким  образом выведена та или иная цифра. Ранее подобные расшифровки приводились  в форме № 5, сейчас специального бланка для них не существует.

     Бухгалтер вправе оформить пояснения так, как  ему удобно. Если главбух выберет  табличный формат, он может воспользоваться  образцом, составленным авторами приказа  № 66н. Образец представляет собой  ряд таблиц, где сгруппированы  данные по различным счетам: по основным средствам, нематериальным активам, запасам, дебиторской задолженности и  пр.

Те, кто  предпочтет текстовый формат пояснений, должны показать на словах и цифрах, какие операции совершены за год. Независимо от выбранного формата важно, чтобы каждый фрагмент пояснений (будь то таблица или часть текста) имел свой номер. Его необходимо указать  перед соответствующей строкой  баланса или отчета о прибылях и убытках, чтобы пользователь мог  легко найти нужные пояснения.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность, состав и формы отчетности