Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:38, курсовая работа
Бухгалтерская отчётность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учёта.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется организацией в налоговую инспекцию в течение 90 календарных дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Сроки представления отчетности в вышестоящие органы устанавливаются соответствующими министерствами,ведомствами,концернами индивидуально для каждой организации, но не позднее даты представления отчета в налоговую инспекцию.
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 1
1.1 Бухгалтерская отчётность - заключительный элемент метода бухгалтерского учёта, завершающий этап всего учётного цикла за отчётный период.
Бухгалтерская отчётность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учёта.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учёте и отчётности организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчётность:
1. собственникам (участникам, учредителям) согласно уставу (положению) организации;
2. органам государсвенной налоговой инспекции по месту своей регистрации;
3. другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и для которых предусмотрено получение соответсвующей отчётности;
4. другим лицам в случаях, предусмотренных законодательством республики и договорами организации.
Кроме того, организации, находящиеся полностью или частично в государственной собственности, представляют квартальную и годовую отчётность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Каждый из пользователей информации, содержащейся в финансовой отчётности, преследует свои цели. Например, сама организация, составившая отчётность, использует отчётные данные для контроля за выполнением показателей производственных и финансовых планов, определение возможностей повышения эффективности использования ресурсов, выявления недостатков в работе, разработки текущих и перспективных планов (бизнес-планов) деятельности организации. Учредители, акционеры, ивесторы, поставщики и другие юридические и физические лица используют отчётную информацию при принятии решений об устоновлении хозяйственных связей с организацией, вложением средств в её активы, размещениемзаказов и т.п. Государсвенныеорганы финансового контроля используют отчётность организаций для установления правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством. Производственные объединения, концерны, министерсва, ведомсва на основании полученных от организаций отчётов формируют сводные данные по основным показателям их деятельности, состовляют текущие и перспективные планы, анализируют внутренние резервы роста прибыли и рентабельности производства. Органы государственной статистики используют отчёты организаций для получения обобщённых данных по народному хозяйству в целом.
Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчётности и непосредсвенное составление баланса и других отчётных форм.
Подготовительные работы включают в себя:
1. проверку полноты оформления всех хозяйсвенно-финансовых операций первичными документами и отражение их в учётных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные документы поступили в бугалтерию, правильно ли включены в издержки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учётной политикой фонды и резервы предстоящих расходов, списаны ли с баланса непригодные к эксплуотации основные средства, полнстью ли начислены армотизация основных средств нематериальных активов и т.п.;
2. контроль качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учёте её результатов;
3. проведение переоценки по постановлениям правительства основных средств и других активов и отражение в учёте её результатов;
4. сверку сальдо расчётов с налоговыми органами, банками, внебюджетными фондами с оформлением соответсвующихактов;
5. внесение в случае необходимости исправлений в учётные данные по результатам проверки государственных и ведомсвенных контролирующих оргонов, а также аудиторов.
В соответствии с порядком внесения исправлений в бухглтерский учёт в случаях обнаружения искажений и ошибок до окончания отчётного года исправления в учётные данные вносятся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, не зависимо от того, в коком отчётном периоде эти искажения и ошибки были допущены. В бухгалтерском учёте такие исправления отражаются:
дебет счётов 90 <<Реализация>>, 91 <<Операционные доходы и раходы>>, 92 <<Внереализацинные доходы и расходы>> и кредит счётов 02,05,10,20,43,45 и т.д. - в случае занижения расходов от видов деятельности, операцыонных и внереализационных расходов;
дебет счётов 02,05,10,20,43,45 и т.д. и кредит счётов 90 <<Реализация>>, 91 <<Операционные доходы и раходы>>, 92 <<Внереализацинные доходы и расходы>> в случае завышения расходов от видов деятельности, операцыонных и внереализационных расходов.
Если ошибки выявлены до утверждения годового отчёта, то они исправляются декабрём отчётного года счёт 92 <<Внереализацинные доходы и расходы>> :
дебет счёта 92 <<Внереализацинные доходы и расходы>> и кредит счётов 02,05,10,20,43,45 и т.д. - в случае занижения расходов от видов деятельности, операцыонных и внереализационных расходов;
дебет счётов 02,05,10,20,43,45 и т.д. и кредит счёта 92 <<Внереализацинные доходы и расходы>> в случае завышения расходов от видов деятельности, операцыонных и внереализационных расходов.
В случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций на счётах бухгалтерского учёта за прошлый год после утверждения годового отчёта исправления в бухгалтерскую отчётность за прошлый год не вносятся:
1. перенесение в соответсвующие журналы-ордера и ведомости данных листов-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;
2. проведение реформации баланса путём закрытия по состоянию на конец отчётного периода (месяца, квартала, года) сальдо по счёту 99 <<Прибыли и убытки>>:
дебет счёта 99 <<Прибыли и убытки>> и кредит счёта 84 <<Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)>> - на сумму нераспределённой прибыли;
дебет счёта 84 <<Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)>> и кредит счёта 99 <<Прибыли убытки>> - на сумму непокрытого убытка;
3. подсчёт и взаимная сверка оборотов и сальдо на конец отчётного периода по регистрам бухгалтерского учёта;
4. перенесение в Главную книгу данных регистров учёта;
5. определение конечных остатков по синтетическим счётам в Главной книге.
Составление финансовой отчётности начинается, как правило, с заполнения бухгалтерского баланса (ф. №1).
Годовая бухгалтерская (финансовая)
отчетность представляется организацией
в налоговую инспекцию в течение 90 календарных
дней по окончании года, если иное не предусмотрено
законодательством Республики Беларусь.
Сроки представления отчетности в вышестоящие
органы устанавливаются соответствующими
министерствами,ведомствами,
Годовая отчетность организации может быть опубликована, а в отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, подлежит обязательной публикации вместе с аудиторскими заключением.
Отчетность организации может храниться как на бумажных, так и на электроных носителях, пригодных для хранения и чтения данной информации.
1.2
Отчетность должна отвечать следующим требованиям: достоверность показателей, единство показателей для всех организаций конкретной отрасли,сопоставимость фактических показателей с плановым, обязательность составления и своевременность представления, доступность, экономичность.
Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994г. №3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", с изм. и доп. на 26 декабря 2007 г., предусмотрены основные принципы составления финансовой отчетности:
полнота отражения хозяйственных операций за отчетный период;
правильность отнесения расходов к соответствующим отчетнным периодам;
разграничение текущих затрат на производство(издержек обращения) и капитальных вложений ;
соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета;
соблюдение принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки объектов учета;
подтверждение всех статей годового баланса и других форм годовой отчетности данными инвентаризации .
Состав типовых форм бухгалтерской (финансофой) отчетности, их показателей и порядок заполнения утверждаются Министерством финансов Республики Белорусь. В настоящее время в состав годовой бухгалтерской отчетности входят: баланс организации:(ф.№1), отчет о прибылях и убытках (ф.№2), отчет о движении источников собственных средств (ф.№3), отчет о движении денежных средств (ф.№4), приложение к бухгалтерсому балансу(ф.№5), отчет о целевом использовании полученных средств(ф.№6), пояснительная записка и аудиторское заключение, если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту. Существуют также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.
Промежуточное месячной бухгалтерской отчетностью является бухгалтерский баланс. Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках( при получении дивидендов предосавляют в обслуживающий банк).
1.3
В приложении к бухгалтерсому балансу(ф.№5) показываются сведения:
1.4
Государство, как орган верховной власти и координирующий центр, решает задачи правового регулирования экономической деятельности, создания для всех субъектов рынка равных условий хозяйствования, организации действенного контроля за соблюдением правил поведения субъектами рынка, правильным начислением и уплатой налогов, рациональным использованием природных и других производственных ресурсов. При этом государством создается правовая основа и регламентируется деятельность предприятий и организаций, их экономические взаимоотношения [25, c. 13].
Важнейшим источником информации о деятельности предприятия для государственных органов являются данные бухгалтерского учета. Поэтому в централизованном порядке определяются основные положения по его организации и ведению. Основным регламентирующим документом выступает Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 N 42-З, от 17.05.2004 N 278-З, от 29.12.2006 N 188-З, от 26.12.2007 N 302-З), который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в республике Беларусь [10].
Его дополняют законодательные акты, нормативные правовые акты, в том числе:
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008г. №19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» (в ред. постановления Минфина от 11.12.2008 № 187), которым утверждены Типовые формы годовой бухгалтерской отчетности [17];
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003г. №182 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (в ред. постановления Минфина от 31.03.2008 № 49), определяющее правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей, не освобожденных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности [16];
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003г. №181 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (в ред. постановления Минфина от 31.03.2008 № 49), определяющее правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей, не освобожденных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности [15];
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 г. № 127 (в ред. постановления Минфина от 25.06.2010 № 77) «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств», определяющей порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций [20];
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 г. № 128 (в ред. постановлений Минфина от 25.06.2010 № 77) «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета нематериальных активов», определяющей правила организации и ведения бухгалтерского учета нематериальных активов [21];
- Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 г. № 133 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», определяющее методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета;