Бухгалтерская отчетность и его состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема и ее актуальность. Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Данная тема является на сегодняшний момент актуальной так как:

Содержание

Введение
1 Бухгалтерская отчетность
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности
1.2 Состав бухгалтерской отчетности
1.3 Порядок составления бухгалтерской отчетности
2 Правовая база бухгалтерской отчетности
2.1 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
2.2 Нормативные документы о бухгалтерской отчетности
2.3 Пути перехода России на международные стандарты
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерская отчетность и ее состав.docx

— 43.90 Кб (Скачать)

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных  форм в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности организации  могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств  и др.), а также пояснительную  записку, входящие в состав годовой  отчетности.

При ведении  бухгалтерского учета и составлении  бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих  нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

бухгалтерский баланс – форма № 1;

отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

отчет об изменениях капитала – форма № 3;

отчет о движении денежных средств – форма № 4;

приложение  к бухгалтерскому балансу – форма  № 5;

пояснительную записку;

отчет о целевом  использовании полученных средств (форма №6) – для общественных организаций и объединений;

специализированные  формы бухгалтерской отчетности, утвержденные для организаций министерствами и ведомствами по согласованию с  Минфином России;

итоговую  часть аудиторского заключения, выданного  по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения  в денежном выражении хозяйственных  средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской  отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в  своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ  услуг;

об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате;

о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию.

В расшифровке  отдельных прибылей и убытков  приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков.

Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех  разделов и справки.

В разделе I «Капитал»  показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.

В разделе II «  Резервы предстоящих расходов»  и в разделе III « Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец  отчетного периода, и движение имеющихся  в организации резервов предстоящих  расходов и оценочных резервов.

В разделе IV «Изменение капитала» содержаться сведения за отчетный и предшествующие периоды  о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

В «Справке»  указываются данные о чистых активах  на начало конец отчетного года и  о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным  видам деятельности и на расходы  по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации  составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит  из четырех разделов:

Остаток денежных средств на начало года.

Поступило денежных средств – всего и в том  числе по видам поступлений

Направлено  денежных средств – всего и  в том числе по направлениям расходов

Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Сведения  о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

Движение  денежных средств показывается по видам  деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой.

Приложение  к бухгалтерскому балансу (форма  №5) состоит из семи разделов.

В разделе 1 «Движение  заемных средств» показывают остатки  на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные  займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год  по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с  выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и  выданных обеспечениях.

В разделе 3 «Амортизируемое  имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении  и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В разделе 4 «Движение  средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться  сведения о собственных средствах  организации и привлеченных средствах  по их видам. В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые  вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных  финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности»  отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

В разделе 7 «Социальные  показатели» приводятся данные об отчислениях  в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные  пенсионные фонды.

Отчет о целевом  использовании полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств  на начало года, поступлении средств  по их видам, использование средств  по из видам и об остатке средств  на конец года.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской  отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.6

 

1.3 Порядок составления бухгалтерской  отчетности

Для того чтобы  бухгалтерская отчетность соответствовала  предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к  закрытию счетов, следует иметь в  виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.

При взаимном использовании продукции и услуг  невозможно во всех случаях отнести  на все объекты калькуляции фактические  затраты. Какую-то часть затрат по некоторым  объектам калькуляции организации  вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии сданным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.

В первую очередь  исчисляют себестоимость услуг  вспомогательных производств и  закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

В порядке  последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных  вложений, определяется финансовый результат  от деятельности организации, и закрываются  счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», субсчет «Выбытие основных средств», если таковой был предусмотрен, распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАВОВАЯ  БАЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

2.1 Требования к информации, формируемой  в бухгалтерской

отчетности

 

Требования  к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности, определены Законом о  бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность Оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).

Требование  достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если при  составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления  о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения  финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ 4/99.

Требование  нейтральности означает, что при  формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требование  целостности означает необходимость  включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование  последовательности означает необходимость  соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в  бухгалтерской отчетности должны содержаться  данные, позволяющие осуществить  их сравнение с аналогичными данными  за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование  соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Для составления  бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный  день отчетного периода (31 декабря  для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев  для периодической бухгалтерской  отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы — 29 февраля).

Информация о работе Бухгалтерская отчетность и его состав