Бухгалтерская отчетность и ее состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в актуальности выбранной темы курсовой работы сомневаться не приходится так как:
- составление годового отчета является одной из наиболее сложных задач для бухгалтерской службы организации;
- бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации;
- бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа.

Содержание

Введение ……………………………………………………….…………………………3

1 Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности…………………….6
1.1 основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности….…….……………….6
1.2 основные функции и виды бухгалтерской отчетности………...………………….10
1.3 требования к качественным характеристикам информации, предоставляемой в бухгалтерской отчетности…………………………………………...………………….12
2 Состав и взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности…..……...…………………16
2.1 состав и содержание форм бухгалтерской отчетности……………………………16
2.2 взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности…….………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………………27
Глоссарий………………………………………………………...………………………30
Список использованных источников …………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерская отчетность и ее состав .doc

— 204.00 Кб (Скачать)

  Показатели  об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных  операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

  В бухгалтерском учете существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 процентов. Если без знания об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, то эти показатели также приводятся в бухгалтерской отчетности обособлено.

  Своевременность предполагает представление необходимой  бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.

  Простота  бухгалтерской отчетности состоит  в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к  международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

  Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность регламентирован законодательством.

  В российской практике бухгалтерского учета  применяются не все принципы, принятые в международной практике, определяющие качественные характеристики информации финансовой отчетности (см. Приложение 1).

  При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации [22, с.71].

  Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих  показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку. 

  2. Состав и взаимосвязь  форм бухгалтерской  отчетности 

  2.1 Состав и содержание  форм бухгалтерской  отчетности 

  Документом, определяющим состав, содержание и  методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), является Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. №43н.

  Состав  промежуточной и годовой бухгалтерской  отчетности различен. Промежуточная  бухгалтерская отчетность включает:

  • Бухгалтерский баланс (форма №1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма №2).

  Организация может представлять в составе  промежуточной бухгалтерской отчетности кроме вышеперечисленных и иные отчетные показатели: Отчет о движении денежных средств (форма №4) и др., а также пояснительную записку.

  Годовая бухгалтерская отчетность включает:

  • Бухгалтерский баланс (форма №1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • Пояснительная записка;

  Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

  Некоторые организации могут составлять годовую  бухгалтерскую отчетность не в полном составе. К ним относятся:

  • малые предприятия;
  • некоммерческие организации.

  Состав  годовой бухгалтерской отчетности малых предприятий зависит от того, подлежит ли их деятельность обязательному  аудиту. Если организация не обязана  проводить аудит бухгалтерской  отчетности, то в составе годовой  бухгалтерской отчетности можно представить только Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Если же организация обязана проводить аудит, то помимо Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках представьте приложения к ним (по которым имеются данные) и Пояснительную записку.

  Некоммерческие  организации могут не сдавать  в составе годовой бухгалтерской  отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств  и Приложение к Бухгалтерскому балансу. Однако им рекомендуется составить  Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

  Каждая  составляющая часть бухгалтерской  отчетности должна содержать следующие  данные:

  • наименование составляющей части;
  • отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность;
  • наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму;
  • формат представления числовых показателей бухгалтерского отчета.

  Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.

  В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в  бухгалтерском балансе в определенной группировке [19, с.111].

  Бухгалтерский баланс делится на две части: актив  и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.

  В актив баланса включены два раздела:

  I - "Внеоборотные активы";

  II - "Оборотные активы".

  В пассиве баланса три раздела:

  III - "Капитал и резервы";

  IV - "Долгосрочные обязательства";

  V - "Краткосрочные обязательства".

  Каждый  из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные  статьи - строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.

  Конкретная  структура бухгалтерского баланса  определена в разделе IV ПБУ 4/99 "Бухгалтерская  отчетность организации".

  Отчет о прибылях и убытках, является вторым по значению (но не по важности) в годовой  бухгалтерской отчетности, и представляет финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.

  В отчете указываются:

  • доходы и расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие доходы и расходы;
  • прибыль (убыток) до налогообложения;
  • чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

  Учет  и отражение в отчетности доходов  и расходов регламентированы ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

  Данный  отчет служит связующим звеном между  балансовыми отчетами различных учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с предыдущим. В отличие от бухгалтерского баланса этот документ показывает всем заинтересованным лицам не общее материально-финансовое положение организации, а то, насколько успешно она осуществляет свою хозяйственную деятельность в отчетном периоде. Отчет наглядно демонстрирует эффективность работы компании с точки зрения ее собственников и акционеров, поскольку раскрывает суть изменений капитала компании в истекшем/текущем периоде за счет определенных доходов и расходов [13, с.111].

  Отчет об изменении капитала раскрывает информацию о движении уставного (складочного) капитала (счет 80), резервного капитала (счет 82), добавочного капитала (счет 83), а также об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (счет 84). Кроме того, в этой форме указываются суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией.

  Субъекты  малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации имеют право не включать отчет об изменении капитала в состав бухгалтерской отчетности. Это право предоставлено также общественным организациям (объединениям), если они не осуществляли в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и не имели оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества.

  Кооперативы, некоммерческие организации, бюджетные  и унитарные предприятия (учреждения), отчет об изменении капитала представлять не обязаны.

  Отчет о движении денежных средств характеризует  изменения в финансовом положении  организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

  Под текущей деятельностью понимается обычная деятельность организации: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, продажа товаров, сдача имущества в аренду и др.

  Инвестиционная  деятельность - это приобретение и продажа земельных участков, объектов недвижимости, оборудовании, нематериальных активов и других внеоборотных активов; предоставление другим организациям займов и осуществление прочих финансовых вложений (выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, приобретение ценных бумаг других организаций и т.п.).

  Финансовой  деятельностью считается деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций [6, с.66].

  Эта форма годовой бухгалтерской  отчетности раскрывает перед пользователями картину обеспеченности организации наличными деньгами [17, с.45].

  В данной форме отчета отражаются данные о фактическом поступлении и  расходовании денежных средств по счетам 50 "Касса" (за исключением субсчета "Денежные документы"), 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" и 57 "Переводы в пути".

  В приложении к бухгалтерскому балансу  раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в  форме №1. Отчет состоит из 10 разделов:

  • Нематериальные активы;
  • Основные средства;
  • Доходные вложения в материальные ценности;
  • Расходы на НИОКР;
  • Расходы на освоение природных ресурсов;
  • Финансовые вложения;
  • Дебиторская и кредиторская задолженность;
  • Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);
  • Обеспечения;
  • Государственная помощь.

  Если  в качестве приложения к балансу  будет использоваться типовая форма, то незаполненные строки из нее удаляются.

  В пояснительной записке приводится дополнительная информация, необходимая для характеристики финансового состояния организации, и расшифровываются отдельные показатели форм бухгалтерской отчетности.

  Но  стандартизированной формы или  структуры пояснительной записки  этими документами не определено. Поэтому организации вправе группировать составные части пояснительной записки на свое усмотрение, но так чтобы информационная составляющая удовлетворяла всем требованиям вышеназванных нормативных документов [17, с.48].

Информация о работе Бухгалтерская отчетность и ее состав