Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:43, реферат
Цель анализа финансового состояния предприятия состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1 – Понятие и значение бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении управления предприятием………………………………………......5
Глава 2 – Виды отчетности, структура, содержание и требования, предъявляемые к ней……………………………………………………………… 11
Глава 3 – Сравнительная характеристика белорусских и международных стандартов финансовой отчетности………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………………...23
3.
По степени обобщения отчетных
данных различают
Промежуточная
бухгалтерская отчетность представляется
в сроки, установленные Министерством
финансов Республики Беларусь (для
Национального банка Республики
Беларусь, банков – Национальным банком
Республики Беларусь), республиканскими
органами государственного управления,
подчиненными Совету Министров Республики
Беларусь, осуществляющими
Консолидированная
бухгалтерская отчетность составляется
в порядке и сроки, установленные
Министерством финансов Республики
Беларусь (для Национального банка
Республики Беларусь, банков – Национальным
банком Республики Беларусь), республиканскими
органами государственного управления,
подчиненными Совету Министров Республики
Беларусь, осуществляющими
Представляемая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
Организации, финансируемые из бюджета, представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, определенные Министерством финансов Республики Беларусь [3].
ГЛАВА 3 – СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛОРУССКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
В
конце прошлого века, в процессе
перехода от централизованно планируемого
хозяйства к рыночной экономике,
в Республике Беларусь произошли
коренные преобразования. Изменения
не могли не затронуть такие важнейшие
элементы управления как учет, финансовый
контроль и анализ. Поскольку учет
в командно-административной системе
выполняет принципиально другие
функции, нежели в условиях рыночной
экономики, назрела проблема реформирования
учета в соответствии с общепринятой
во всем мире практикой. Это необходимо,
прежде всего, для того, чтобы
предприятия республики, выходящие
на международные рынки, были их полноправными
участниками, а стандарты бухгалтерского
учета объективно отражали деятельность
и имущественное положение
В Республике Беларусь, в условиях повышенных бизнес рисков, признание международных стандартов финансовой отчетности, как основополагающих для формирования прозрачной отчетности, является важным шагом, прежде всего для привлечения иностранного капитала, с целью улучшения взаимоотношений с иностранными инвесторами, что будет способствовать увеличению числа совместных проектов.
В
последнее время, с учетом широкого
внедрения современных
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.
МСФО носят рекомендательный характер, и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании.
В соответствии с Принципами подготовки и составления финансовой отчетности согласно МСФО, утвержденными КМСФО в 1989 году, «цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании». Данная информация необходима достаточно широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. К пользователям финансовой отчетности Принципы МСФО относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительство и их органы, общественность.
Сейчас все чаще говорят о переходе Республики Беларусь на МСФО. Данный переход связан с Государственной программой перехода на Международные стандарты бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 № 694 . Но готовы ли отечественные специалисты формировать действительно прозрачную и понятную любому заинтересованному пользователю отчетность, готовы ли бухгалтерское и аудиторское сообщества к внедрению МСФО? К сожалению, как показала практика общения с белорусскими субъектами хозяйствования, пока в нашей республике весьма ощутим недостаток не только квалифицированных специалистов в области МСФО, но и бухгалтеров и руководителей, имеющих элементарное представление о международных стандартах финансовой отчетности [10].
Чтобы оценить значение и эффективность МСФО, необходимо сравнить их с существующим белорусским бухгалтерским учетом.
Белорусский бухгалтерский учет требует детального документарного обоснования каждой производимой операции исключительно в соответствии с инструкциями и нормативными документами, в то время как для МСФО определяющим критерием является экономический смысл операции, заложенный в каждом Стандарте и интерпретации. Такой подход, с одной стороны, позволяет избежать искажений в финансовой отчетности, возникающих из-за задержек в документообороте. С другой – требует существенно более высокой квалификации учетных работников, которые должны будут выносить суждения относительно сути производимых операций. Знание МСФО в скором времени станет нормой для профильных специалистов.
При разработке учетной политики в белорусском учете необходимо утвердить целый ряд документов: рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота и т. д. Кроме того, необходимо разработать порядок проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия, а также утвердить методы их оценки. Международный стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» иначе трактует понятие учетной политики: «Это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности». И белорусские стандарты бухгалтерского учета (БСБУ), и МСФО требуют раскрывать положения учетной политики в примечаниях к финансовой отчетности (пояснительной записке). При этом в отечественном учете необходимо утвердить отдельный документ, посвященный учетной политике. Учитывая нормы МСФО, подобные действия желательны, но не обязательны – вся информация может содержаться в примечаниях к финансовой отчетности.
Другие требования к учетной политике в МСФО также заметно либеральнее. Например, выбор плана счетов – индивидуальное дело предприятия, при желании, его можно вообще не составлять, т.е. проводки хозяйственных операций можно фиксировать просто словами. Однако, учитывая долгосрочный опыт общения с планами счетов бухгалтерского учета, основанными на принципе порядковой нумерации, бухгалтерский учет белорусским бухгалтерам вести без плана счетов весьма затруднительно, и предприятия все равно его формируют, только их значность не отграничивается 2-3 символами. В практическом применении, в зависимости от принципов формирования аналитики на предприятии, счета могут достигать 20-30 знаков. Еще один пример – формы первичных учетных документов. В МСФО их просто не существует. Организация сама вправе составлять удобные ей формы, без утверждения или регистрации в соответствующих инстанциях. При ведении учета и формировании отчетности в соответствии с МСФО важно, чтобы в бланки документов попала информация, которая должна быть раскрыта в соответствии со Стандартами, кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость форм, относящихся к разным периодам.
Порядок проведения инвентаризации также не входит в требования МСФО. Предприятие и его аудитор сами заботятся о том, как отразить все активы и обязательства с достаточной степенью надежности. К тому же предприятия должны придерживаться принципа осмотрительности (консервативности), согласно которому активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы – занижены.
Для того, чтобы выполнять поставленные задачи, финансовая отчетность, отвечающая требованиям МСФО, составляется по методу начисления. Согласно данному методу, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность в периодах, к которым относятся. Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но и об обязательствах выплатить деньги в будущем, и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем. Таким образом, они обеспечивают пользователей информацией о прошлых операциях и прочих событиях, которая чрезвычайно важна при принятии экономических решений.
Не требуется в учетной политике по МСФО определять и правила документооборота. Эти правила говорят о наличии системы внутреннего контроля в компании, описанные в Международных стандартах аудита, которые облегчают составление отчетности, но в ее формировании не участвуют. Важно отметить, что МСФО содержат принцип приоритета экономической сущности над юридической формой (substance over form). Согласно ему сделка или событие могут быть отражены в отчетности даже при отсутствии документов. То есть операция должна быть отражена не в соответствии с юридической формой, а в соответствии с экономической сущностью [7].
Например,
операции финансового лизинга всегда
отражаются на балансе лизингополучателя,
а сделку по обратному лизингу
можно отразить как привлечение
инвестиций. При краже имущества
для его списания не ждут окончания
срока исковой давности, а списывают
утерянное имущество
Суммируя все преимущества применения МСФО, важно отметить положительные факторы для всех заинтересованных пользователей финансовой отчетности:
В случае полного перехода Республики Беларусь на МСФО не следует ожидать, будто иностранные инвестиции рекой хлынут в Беларусь. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между нашей республикой и международным сообществом. Качественное повышение прозрачности финансовой отчетности будет означать снижение рисков инвестиционных вложений, а, следовательно, и снижение стоимости на их привлечение [10].
Очевидно,
что ни один национальный финансовый
рынок не сможет нормально развиваться
в отрыве от международного. Тем
не менее, переход будет реально
закончен лишь тогда, когда каждый бухгалтер
будет профессионально владеть
основами МСФО, а руководители компаний
– будут действительно
В
числе других задач перехода следует
отметить необходимость окончательного
разделения бухгалтерского учета на
финансовый, управленческий и налоговый,
как это принято в
Информация о работе Бухгалтерская отчетность – основа системы финансового менеджмента организации