Бухгалтерская отчетность – основа системы финансового менеджмента организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Цель анализа финансового состояния предприятия состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1 – Понятие и значение бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении управления предприятием………………………………………......5
Глава 2 – Виды отчетности, структура, содержание и требования, предъявляемые к ней……………………………………………………………… 11
Глава 3 – Сравнительная характеристика белорусских и международных стандартов финансовой отчетности………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 47.51 Кб (Скачать)

    3. По степени обобщения отчетных  данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную  отчетность. Индивидуальная отчетность  характеризует положение и результаты  деятельности отдельного хозяйствующего  субъекта – юридического лица. Сводная отчетность составляется  министерствами и другими федеральными  органами исполнительной власти  для статистического обобщения  или в рамках одного юридического  лица на основании данных по  его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными  юридическими лицами. Консолидированная  отчетность составляется группой  организаций по совместно контролируемому  имуществу. Такая группа представлена  материнской компанией и ее  дочерними предприятиями. Консолидированная  отчетность, в отличие от сводной,  должна показывать прежде всего  инвесторам и другим заинтересованным  лицам результаты финансово-хозяйственной  деятельности группы взаимосвязанных  предприятий, юридически самостоятельных,  но фактически являющихся единым хозяйственным организмом.

    Промежуточная бухгалтерская отчетность представляется в сроки, установленные Министерством  финансов Республики Беларусь (для  Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь), республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих  отраслей экономики, но не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется такая отчетность [1].

    Консолидированная бухгалтерская отчетность составляется в порядке и сроки, установленные  Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка  Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь), республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих  отраслей экономики.

    Представляемая  бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном  учредительными документами организации.

    Организации, финансируемые из бюджета, представляют месячную, квартальную и годовую  бухгалтерскую отчетность в порядке  и сроки, определенные Министерством финансов Республики Беларусь [3].

ГЛАВА 3 – СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛОРУССКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

    В конце прошлого века, в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике, в Республике Беларусь произошли  коренные преобразования. Изменения  не могли не затронуть такие важнейшие  элементы управления как учет, финансовый контроль и анализ. Поскольку учет в командно-административной системе  выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, назрела проблема реформирования учета в соответствии с общепринятой во всем мире практикой. Это необходимо, прежде всего,  для того, чтобы  предприятия республики, выходящие  на международные рынки, были их полноправными  участниками, а стандарты бухгалтерского учета объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний.

    В Республике Беларусь, в условиях повышенных бизнес рисков, признание международных  стандартов финансовой отчетности, как  основополагающих для формирования прозрачной отчетности, является важным шагом, прежде всего для привлечения  иностранного капитала, с целью улучшения  взаимоотношений с иностранными инвесторами, что будет способствовать увеличению числа совместных проектов.

    В последнее время, с учетом широкого внедрения современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчетности компаний возросли еще больше. Инвестирование набирает обороты в режиме реального  времени через всемирную электронную  сеть, что является еще одним серьезным  доводом в пользу унификации учетных  стандартов. В самом ближайшем  будущем ведение бизнеса на международном  уровне будет невозможно без использования  единых учетных нормативов, применимых вне зависимости от страны.

    Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Комитетом по международным  стандартам финансовой отчетности (КМСФО), признаны во всем мире как эффективный  инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о  деятельности компаний.

    МСФО  носят рекомендательный характер, и  страны могут самостоятельно принимать  решения об их использовании.

    В соответствии с Принципами подготовки и составления финансовой отчетности согласно МСФО, утвержденными КМСФО  в 1989 году, «цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании». Данная информация необходима достаточно широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. К пользователям финансовой отчетности Принципы МСФО относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительство и их органы, общественность.

    Сейчас все чаще говорят о переходе Республики Беларусь на МСФО. Данный переход связан с Государственной программой перехода на Международные стандарты бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 № 694 . Но готовы ли отечественные специалисты формировать действительно прозрачную и понятную любому заинтересованному пользователю отчетность, готовы ли бухгалтерское и аудиторское сообщества к внедрению МСФО? К сожалению, как показала практика общения с белорусскими субъектами хозяйствования, пока в нашей республике весьма ощутим недостаток не только квалифицированных специалистов в области МСФО, но и бухгалтеров и руководителей, имеющих элементарное представление о международных стандартах финансовой отчетности [10].

    Чтобы оценить значение и эффективность  МСФО, необходимо сравнить их с существующим белорусским бухгалтерским учетом.

    Белорусский бухгалтерский учет требует детального документарного обоснования каждой производимой операции исключительно  в соответствии с инструкциями и  нормативными документами, в то время  как для МСФО определяющим критерием  является экономический смысл операции, заложенный в каждом Стандарте и  интерпретации. Такой подход, с одной  стороны, позволяет избежать искажений  в финансовой отчетности, возникающих  из-за задержек в документообороте. С другой – требует существенно  более высокой квалификации учетных  работников, которые должны будут  выносить суждения относительно сути производимых операций. Знание МСФО в  скором времени станет нормой для  профильных специалистов.

    При разработке учетной политики в белорусском  учете необходимо утвердить целый  ряд документов: рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных  учетных документов и документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота и т. д. Кроме того, необходимо разработать  порядок проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия, а также утвердить методы их оценки. Международный стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» иначе трактует понятие учетной политики: «Это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности». И белорусские стандарты бухгалтерского учета (БСБУ), и МСФО требуют раскрывать положения учетной политики в примечаниях к финансовой отчетности (пояснительной записке). При этом в отечественном учете необходимо утвердить отдельный документ, посвященный учетной политике. Учитывая нормы МСФО,  подобные действия желательны, но не обязательны – вся информация может содержаться в примечаниях к финансовой отчетности.

    Другие  требования к учетной политике в  МСФО также заметно либеральнее. Например, выбор плана счетов –  индивидуальное дело предприятия, при  желании, его можно вообще не составлять, т.е. проводки хозяйственных операций можно фиксировать просто словами. Однако, учитывая долгосрочный опыт общения  с планами счетов бухгалтерского учета, основанными на принципе порядковой нумерации, бухгалтерский учет белорусским  бухгалтерам вести без плана  счетов весьма затруднительно, и предприятия  все равно его формируют, только их значность не отграничивается 2-3 символами. В практическом применении, в зависимости от принципов формирования аналитики на предприятии, счета  могут достигать 20-30 знаков. Еще один пример – формы первичных учетных  документов. В МСФО их просто не существует. Организация сама вправе составлять удобные ей формы, без утверждения или регистрации в соответствующих инстанциях. При ведении учета и формировании отчетности в соответствии с МСФО важно, чтобы в бланки документов попала информация, которая должна быть раскрыта в соответствии со Стандартами, кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость форм, относящихся к разным периодам.

    Порядок проведения инвентаризации также не входит в требования МСФО. Предприятие  и его аудитор сами заботятся  о том, как отразить все активы и обязательства с достаточной  степенью надежности. К тому же предприятия  должны придерживаться принципа осмотрительности (консервативности), согласно которому активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы  – занижены.

    Для того, чтобы выполнять поставленные задачи, финансовая отчетность, отвечающая требованиям МСФО, составляется по методу начисления. Согласно данному  методу, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или  выплачены). Они отражаются в учетных  записях и включаются в финансовую отчетность в периодах, к которым относятся. Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но и об обязательствах выплатить деньги в будущем, и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем. Таким образом, они обеспечивают пользователей информацией о прошлых операциях и прочих событиях, которая чрезвычайно важна при принятии экономических решений.

    Не  требуется в учетной политике по МСФО определять и правила документооборота. Эти правила говорят о наличии  системы внутреннего контроля в  компании, описанные в Международных  стандартах аудита, которые облегчают  составление отчетности, но в ее формировании не участвуют. Важно отметить, что МСФО содержат принцип приоритета экономической сущности над юридической  формой (substance over form). Согласно ему сделка или событие могут быть отражены в отчетности даже при отсутствии документов. То есть операция должна быть отражена не в соответствии с юридической  формой, а в соответствии с экономической  сущностью [7].

    Например, операции финансового лизинга всегда отражаются на балансе лизингополучателя, а сделку по обратному лизингу  можно отразить как привлечение  инвестиций. При краже имущества  для его списания не ждут окончания  срока исковой давности, а списывают  утерянное имущество немедленно, даже при отсутствии документов.

    Суммируя  все преимущества применения МСФО, важно отметить положительные факторы  для всех заинтересованных пользователей  финансовой отчетности:

  • для финансовых аналитиков и инвесторов - это понятность и сопоставимость, прозрачность и надежность, снижение издержек по анализу отчетности;
  • для компаний – снижение издержек по привлечению капитала, единая система учета, отсутствие необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность внутреннего и внешнего учета;
  • для аудиторов – единообразные принципы отчетности, возможность участия в процедуре принятия самих Стандартов и Интерпретаций к ним, тренинги в глобальном масштабе;
  • для национальных разработчиков стандартов – обмен опытом, основа для национальных стандартов, повышение доверия к национальным стандартам со стороны зарубежных специалистов и инвесторов, конвергенция стандартов - процесс постепенного сближения систем учета разных стран;
  • для развивающихся стран – снижение издержек по разработке национальных стандартов, привлечение инвесторов.

    В случае полного перехода Республики Беларусь на МСФО не следует ожидать, будто иностранные инвестиции рекой  хлынут в Беларусь. Однако это будет  важным шагом в процессе построения взаимного доверия между нашей  республикой и международным  сообществом. Качественное повышение  прозрачности финансовой отчетности будет  означать снижение рисков инвестиционных вложений, а, следовательно, и снижение стоимости на их привлечение [10].

    Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться  в отрыве от международного. Тем  не менее, переход будет реально  закончен лишь тогда, когда каждый бухгалтер  будет профессионально владеть  основами МСФО, а руководители компаний – будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и  объективной информации.

    В числе других задач перехода следует  отметить необходимость окончательного разделения бухгалтерского учета на финансовый, управленческий и налоговый, как это принято в международной  практике. При этом финансовый анализ, на основе данных финансовой отчетности, ориентирован на внешних пользователей, управленческий учет используется для систематизации затрат, принятия управленческих решений и планирования, а налоговый учет – применяется для исчисления налогов.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность – основа системы финансового менеджмента организации