Бухгалтерская и финансовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть назначение, цели, задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
описать порядок составления, предоставления, утверждения отчетности;
раскрыть информационное содержание бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

      Группы  внешних пользователей часто  имеют противоречивые интересы, так как руководствуются мотивами собственной выгоды. Отсюда возникает различие взглядов деловых партнеров на ценность одной и той же информации. В условиях рынка каждый из участников в зависимости от поставленных им целей и задач осуществляет сбор и обработку данных в контексте собственных целевых установок. Поэтому процесс нормативного регулирования составления бухгалтерской (финансовой) отчетности должен быть организован как на уровне государства, так и со стороны профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций.

      Виды  бухгалтерской (финансовой) отчетности

      Бухгалтерская отчетность делится на виды по следующим  основным признакам:

      а) По назначению различают внешнюю и внутреннюю отчетность. Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта. Состав внешней бухгалтерской отчетности регламентируется Министерством финансов РБ. Внешняя бухгалтерская отчетность в соответствии с международными стандартами подлежит обязательному опубликованию. Поэтому она называется «публичной». Внутренняя отчетность удовлетворяет информационные потребности самой организации в процессе принятия управленческих решений. Она строится на данных управленческого учета. Состав, сроки и ответственные за предоставление внутренней отчетности устанавливаются руководителем организации и отражаются в приказе об учетной политике.

      б) По периодичности различают годовую и промежуточную отчетность. Отчетность, составляемая по состоянию на конец  отчетного года, - это годовая  отчетность. Отчетность, составляемая на внутригодовую дату, - это промежуточная  отчетность. Внешняя промежуточная отчетность составляется за квартал, полугодие и девять месяцев. Периодичность составления внутренней промежуточной отчетности определяет руководитель организации (суточная, недельная, декадная, месячная и др.).

      в) По степени обобщения отчетных данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную отчетность. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта - юридического лица. Сводная отчетность составляется министерствами и другими органами исполнительной власти для статистического обобщения или в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юридическими лицами. Консолидированная отчетность составляется группой организаций по совместно контролируемому имуществу. Такая группа представлена материнской компанией и ее дочерними предприятиями. Консолидированная отчетность, в отличие от сводной, должна показывать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом.

      г) В зависимости от содержания различают: бухгалтерскую, статистическую, управленческую, налоговую.

      Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей, полученных на основе данных бухгалтерского учета, об имущественном и финансовом положении  организации и результатах их хозяйственной деятельности за отчетный период.

      Статистическая  отчетность характеризует отдельные  экономические показатели финансово-хозяйственной  деятельности организации и составляется по данным статистического, оперативно-технического и бухгалтерского учета.

      Управленческая  отчетность содержит информацию по важнейшим  показателям финансово-хозяйственной  деятельности организации и используется для оперативного контроля и управления основными хозяйственными процессами. Содержание, периодичность, сроки и  порядок составления этой отчетности определяются организацией самостоятельно. Однако наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором ее содержание и порядок составления основываются на тех же принципах, что и составление бухгалтерской отчетности.

      Налоговая отчетность отражает информацию, предназначенную для финансовых целей. Она составляется в форме деклараций по видам платежей. При этом часть отчетных форм составляется по данным бухгалтерского учета, а некоторые отчетные формы составляются по данным налогового учета, часто ведущегося параллельно с бухгалтерским учетом.  

      1.2 Состав бухгалтерской  (финансовой) отчетности 

      В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую бухгалтерскую  отчетность.

      Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

    • форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
    • форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

      Кроме указанных форм в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности организации  могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств  и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

      При ведении бухгалтерского учета  и  составлении бухгалтерской  отчетности необходимы знание  и использование  следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

    • бухгалтерский баланс – форма № 1;
    • отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
    • отчет об изменениях капитала – форма № 3;
    • отчет о движении денежных средств – форма № 4;
    • приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
    • пояснительную записку;
    • отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) – для общественных организаций и объединений;
    • итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РБ аудита бухгалтерской отчетности.

      Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

      Правила оценки статей баланса установлены  положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

      Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

    • о доходах и расходов по видам деятельности;
    • об операционных доходах и расходах;
    • о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.      

      В расшифровке отдельных внереализиционных  доходов и расходов приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, прибыль (убыток) прошлых лет, курсовые разницы и т. д.).

      Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит  из четырех разделов и справки.

      В разделе I «Уставный фонд» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года уставного фонда.

      В разделе II « Резервный фонд» и в разделе III «Добавочный фонд» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и движение имеющихся в организации резервного фонда и добавочного фонда.

      Раздел  IV «Чистая прибыль», раздел V «Непокрытый убыток», раздел VI «Расходы на потребление».

      В «Справке» указываются данные о  целевом финансировании на начало конец  отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

      Организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит  из четырех разделов:

    1. Остаток денежных средств на начало года.
    2. Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений
    3. Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов
    4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода. 

      Сведения  о движении денежных средств представляются в валюте РБ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

      Движение  денежных средств показывается по видам  деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой.

      Приложение к бухгалтерскому  балансу (форма №5) состоит из  семи разделов. Раздел 1 «Основные средства и нематериальные активы» , раздел 2 «Незавершенное вложение во внеоборотные активы», раздел 3 «Доходные вложения в активы», раздел 4 «Финансовые вложения», раздел 5 «Дебиторская задолженность», раздел 6 «Кредиторская задолженность», раздел 7 «Полученные кредиты и займы»

      Отчет о целевом использовании полученных  средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке  средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам и об остатке средств на конец года.

      Пояснительная записка к годовой бухгалтерской  отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.   

    1. Требования, предъявляемые к  отчетности.
 

      Основные  требования составления бухгалтерской  отчетности регламентируются Федеральным  законом “О бухгалтерском учете” и приложением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99). Исходя из единых основополагающих принципов и правил ведения бухгалтерского учета для всех организаций, являющихся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, показатели отчетности должны быть взаимоувязаны и дополнять друг друга.

      Объективная необходимость бухгалтерской отчетности вытекает из потребности оперативного управления хозяйством и принятия обоснованных решений для оценки эффективности предстоящих вложений капитала и величины и величины финансовых рисков. В связи с этим отчетность должна точно и реально раскрывать все основные стороны связанные деятельности организации. В условиях рыночной экономики процесс формирования показателей, характеризующих результаты финансово хозяйственной деятельности организации, приобретает новые количественные и качественные особенности. В этих условиях основное требование к информации, отраженной в бухгалтерской отчетности, заключается в том, что она должна быть полезной для заинтересованных в деловых отношениях с данной организацией. Чтобы информация, содержащаяся в отчетности, была необходимой пользователям она должна отвечать определенным качественным критериям. Качественными признаками отчетной информации, прежде всего, являются: понятность, полнота, достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость.

      Понятность  информации предоставленной в бухгалтерской  отчетности, является важнейшим качеством, по которому отчетность становится полезной пользователям. Суть такого качества информации заключается в том, что содержание бухгалтерской отчетности должно быть доступно для понимания пользователей, даже если они не имеют специальной профессиональной подготовки.

      Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленными нормативными актами по ведению бухгалтерского учета, и ее данные дают правдивое представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, а также об изменениях и финансовом положении.

      Существенность  показателей, содержащихся в бухгалтерской  отчетности, определяется не столько  их количественным выражением, сколько  той ролью, которую играет наличие  определенной информации в оказанной  заинтересованным пользователям в оценке финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Показатель считается существенным если его отсутствие в отчетности может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При формировании показателей отчетности организация сама определят степень существенности того или иного показателя в зависимости от его оценки, характера и конкретных обстоятельств возникновения. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5%. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации другого критерия, отличающегося от указанного. Исходя из принципа существенности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала, должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособлено в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения или финансового результата организации. Каждый существенный показатель представляется в бухгалтерской отчетности отдельно. Несущественные суммы аналогичного характера или значения могут объединяться. Отдельные показатели, не существенные для их обособленного отражения в бухгалтерском балансу и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными для их обособленного представления в пояснениях к бухгалтерской отчетности, без знания о которых пользователи не смогут оценить прошлые, настоящие или предстоящие события.

Информация о работе Бухгалтерская и финансовая отчетность