Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:50, курсовая работа
Целью исследования в данной курсовой работе является рассмотрение теоретических основ бухгалтерского учета предприятий, а также аспекты состава и требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности на современном этапе.
Для достижения поставленной в рамках курсовой работы цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы бухгалтерской отчетности предприятий.
Охарактеризовать состав бухгалтерской отчетности.
Рассмотреть требования, предъявляемые к показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В бухгалтерской отчетности содержатся и показатели предприятия и его подразделений, выделенных на отдельные (самостоятельные) балансы. Финансовая (бухгалтерская) отчетность, как правило, составляется за отчетный год. Месячная и квартальная отчетность являются промежуточными и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года. Зачастую сопоставление данных производятся путем сравнительного анализа. При сравнительном анализе сопоставляют коэффициенты и другую финансовую информацию, относящиеся по меньшей мере к двум предприятиям, желательно одинакового размера и одной отрасли. Это позволяет аналитику сравнить эффективность работы этих предприятий. Используя анализ годовых отчетов, можно сравнить предприятие со многими другими предприятиями и получить статистические выводы.
Кроме
того, формирование рыночных отношений
обусловило необходимость при решении
задач управления предприятием анализировать
состояние экономики отраслевых и финансовых
рынков, что далеко выходит за пределы
традиционного понимания анализа финансовой
отчетности и внутрихозяйственного - производственного
анализа, выполняемых на основе отчетов
и сведений, получаемых в результате обработки
данных финансового и управленческого
бухгалтерского учета.
2. АСПЕКТЫ СОСТАВА БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОКАЗАТЕЛЯМ
2.1
Состав и содержание бухгалтерской отчетности
Состав
бухгалтерской отчетности как наиболее
достоверного и предсказуемого источника
информации в той или иной степени
регулируется различными нормативными
документами. В последние годы наблюдается
некоторое увеличение числа централизованно
утверждаемых форматов отчетности. Такая
же изменчивость свойственна и статьям
отчетности - менялись их число, наполняемость,
месторасположение, способы группировки
и др. Ниже приведена краткая
Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета. Перед составлением годового отчета предприятия обязательно проводят инвентаризацию имущества и обязательств, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Термин «баланс» (от латинских слов bis - дважды и lanx - чаша, что значит буквально «двучашие») употребляется как символ равновесия, равенства. Он не является специфическим бухгалтерским термином и также широко используется в других разделах экономической науки, политике, повседневной жизни. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет несколько значений:
Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: а) по составу (виду), б) по источникам формирования. Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В нашей стране традиционно баланс представлен в виде двусторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия, а в правой - его пассивы; в этом случае общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают. Форма бухгалтерского баланса приведена в Приложении 1 курсовой работы.
На
практике можно встретиться с различными
видами балансов. Ниже приведена одна
из возможных классификаций баланса (Таблица
1).
Таблица 1 Классификация бухгалтерских балансов
Классификационный признак | Виды баланса |
По
времени составления По источникам составления По объему информации По характеру деятельности По видам
деятельности По формам собственности По объекту отражения По степени аналитичности |
Вступительные,
текущие, ликвидационные, разделительные,
объединительные
Инвентарные, книжные, генеральные Единичные, сводные, консолидированные Основной, неосновной деятельности Баланс организации, баланс инвестиционного фонда, баланс частного предприятия, баланс банка и др. Баланс государственного предприятия, частного Самостоятельный, отдельный баланс Баланс-брутто, нетто, шахматный баланс, о оборотный, средний, уплотненный баланс |
Далеко не все из приведенных в Таблице 1 видов балансов имеют познавательную значимость для финансового менеджера или аналитика, однако с некоторыми из них они постоянно сталкиваются в своей работе.
Структура
баланса, подразумевающая выделение тех
или иных разделов и статей, может быть
различной. В настоящее время она имеет
следующий вид (Таблица 2).
Таблица 2 Статистическое представление бухгалтерского баланса
Актив | Пассив |
Внеоборотные активы | Капитал и резервы |
Оборотные активы | Долгосрочные обязательства |
Краткосрочные обязательства |
До недавнего времени баланс подвергался периодическим изменениям как по количеству разделов и статей, так и с позиции содержательного наполнения отдельных показателей. Любой формат баланса представляет собой лишь некую искусственную конструкцию, а итог баланса в целом и по отдельным его разделам путем несложных манипуляций в системе двойной записи можно изменить. Последнее утверждение не следует понимать буквально и исключительно в негативном смысле. Имеется в виду, что одни и те же данные могут быть представлены в отчетности различным образом, - так, введение в баланс регулирующих статей может существенно изменить итоговые показатели и структуру баланса. Расположение разделов в балансе может быть различным. В частности, в ряде стран предпочитают располагать активы по убыванию степени их ликвидности, а пассивы - по возрастанию времени их погашаемости. Что касается противопоставления разделов пассива и актива, то здесь выдерживается определенная логика.
Между выделенными разделами баланса существуют определенные взаимосвязи. Из сущности построения балансовой таблицы вытекает, что итоги по активу и Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:
Источники средств предприятия отражаются в балансе:
Если баланс дает наиболее общее представление об имущественном и финансовом положении предприятия, то отчет о прибылях и убытках (форма № 2) характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты. При этом квартальная форма содержит данные нарастающим итогом, т.е., например, форма, составляемая по итогам II квартала, включает данные о выручке, доходах и расходах за первые два квартала. В Отчете о прибылях и убытках доходы и расходы предприятия отражаются по разделам: доходы по обычным видам деятельности; операционные доходы и расходы; внереализационные доходы и расходы; чрезвычайные доходы и расходы.
(+) Выручка от продажи товаров, продукции, услуг (нетто)
(-) Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, покупная цена
(=) Валовая прибыль
(-) Коммерческие расходы
(-) Управленческие расходы
(=)
Прибыль (убыток) от продаж
(+) Проценты к получению (по облигациям и другим видам ценных бумаг)
(-) Проценты к уплате
(+) Доходы от участия в других предприятиях
(+) Прочие операционные доходы
(-)
Прочие операционные расходы
(+) Прочие внереализационные доходы
(-) Прочие внереализационные расходы