Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 01:06, курсовая работа
отчетность и основные требования предъявляемые к ней
Введение 3
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
1.1 Понятие и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.2 Виды бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.3 Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.4 Порядок составления, представления и утверждения отчетности
2. Требования, предъявляемые к отчетности
3. Совершенствование бухгалтерской отчетности
Заключение
Список литературы
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. Если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в Республике Беларусь принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.
Для
составления бухгалтерской
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Республике Беларусь (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
Бухгалтерская отчетность составляется предприятиями и организациями периодически (в установленные сроки).
Период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность, называется отчетным. Именно по этой причине бухгалтерская (финансовая) отчетность является завершающим этапом учетного процесса.
В ней отражаются итоговые данные системного бухгалтерского учета, на основе которых можно судить не только о работе самого предприятия, но и о его положении в сегменте рынка, в котором он работает, о его конкурентоспособности.
Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.
Достоверная отчетность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.
Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.
Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.
Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.
Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.
Сравнимость
предусматривает наличие
Цель такого сравнения выявить тенденции развития фирмы.
Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета.
Оформление
означает, что составление отчетности
равно как и ведение
Публичность
предполагает публикацию годовой бухгалтерской
отчетности в средствах массовой информации,
передачу в органы статистики. Перечень
предприятий, которые должны публиковать
свою годовую отчетность регламентирован
законодательством.
3.
Совершенствование бухгалтерской отчетности
Важность процесса перехода на Международные стандарты финансовой отчетности заключается не только в унификации систем бухгалтерского учета во всем мире. Его значение состоит еще и в том, что внедряемые международные стандарты направлены на обеспечение прозрачности и отражение реальной экономической ситуации и тем самым позволяют пользователям отчетности хозяйствующих субъектов принимать правильные экономические решения.
Белорусская система бухгалтерского учета, которая представляет собой адаптированный вариант системы, первоначально ориентированной на плановую экономику, наименее пригодна для принятия решений в условиях рынка. Это приводит к ошибочным экономическим решениям и растрате экономических ресурсов. Напротив, предоставление пользователям значимой информации позволило бы обеспечить более эффективное вложение и более точную оценку ограниченных ресурсов с максимальным эффектом для предприятий и для всего общества.
Улучшение качества финансовой информации выгодно не только хозяйствующим субъектам, имеющим сторонних инвесторов. Руководство предприятий в ходе своей работы должно иметь более полное представление о реальных экономических условиях своей хозяйственной деятельности для принятия более эффективных управленческих решений.
Результаты ряда экономических исследований свидетельствуют о том, что для обеспечения стабильных и высоких темпов роста белорусской экономика нуждается в весьма существенных капиталовложениях.
Многим белорусским предприятиям, планирующим привлечение заемного или акционерного капитала, придется составлять финансовую отчетность по МСФО. Таким образом, белорусские предприятия, заинтересованные в привлечении заемного или акционерного капитала по разумным ценам, сталкиваются с двойной нагрузкой и затратами, связанными с составлением двойного комплекта отчетности и проведением двойного аудита. Такая двойная нагрузка сохраняется и после привлечения капитала, поскольку новым инвесторам также требуются отчетность в формате МСФО и, вероятнее всего, ее аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).
Приватизацию белорусских предприятий, продажу государственных пакетов акций можно осуществлять по гораздо более высоким ценам в том случае, если потенциальным покупателям будет предоставлена финансовая отчетность в формате МСФО, прошедшая аудит в соответствии с МСА. Это позволит значительно увеличить поступления в бюджет. В то же время стоимость продаваемых акций оказывается значительно заниженной, если цены реализации формируются на основе балансовых показателей без учета текущей и будущей экономической выгоды, которую можно оценить только на основе МСФО.
Переход
банков на МСФО способствовал восстановлению
эффективной банковской системы
благодаря появлению
Однако непрозрачность используемой в Белоруссии системы финансового учета позволяет руководителям отдельных предприятий скрывать их реальное финансовое положение (использование денежных средств, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период) от внешних заинтересованных пользователей, причем не только от имеющихся внешних акционеров, но и от сотрудников, кредиторов, потенциальных инвесторов, местных и федеральных органов и т.д. Переход на финансовую отчетность, составленную по МСФО и прошедшую аудит по МСА, сам по себе не всегда способен предотвратить случаи крупного мошенничества и помешать руководству заключать сделки в личных интересах в ущерб собственному предприятию, однако он должен способствовать своевременному выявлению таких фактов и служит мощным сдерживающим фактором.
Важно отметить, что в случае полного перехода Белоруссии на МСФО не следует ожидать, что иностранные инвестиции буквально хлынут в Беларусь. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Белоруссией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. По итогам реформы бухгалтерского учета уже можно говорить как об определенных положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена лишь тогда, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в представлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.
В числе других задач реформирования белорусской системы бухгалтерского учета следует отметить необходимость окончательного разделения бухгалтерского учета на финансовый, управленческий и налоговый, как это принято в международной практике. При этом финансовый анализ будет ориентирован на внешних пользователей (собственников, инвесторов, кредиторов, дебиторов и т.д.), управленческий учет будет использоваться для систематизации затрат, принятия управленческих решений и планирования, а налоговый учет - для исчисления налогов. В то же время еще раз следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учета должна осуществляться с учетом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития Белоруссии, а не путем слепого копирования западного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь мы можем «читать» отчетность предприятия. Так, форма №1 (бухгалтерский баланс) дает нам сведения о состоянии основных средств и внеоборотных активов, о стоимости запасов предприятия, о величине денежных средств и состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, о величине источников собственных средств, о сумме кредитов банков и о картине финансовых вложений фирмы.
Форма №2 (отчет о прибылях и убытках) дает нам возможность получить информацию о финансовых результатах фирмы, подробно освещает использование прибыли, а также дает полную характеристику платежей в бюджет, которые осуществляет фирма с учетом различных льгот.
Форма
№3 (отчет об изменениях капитала) отражает
финансово-имущественное
Форма №4 (отчет о движении денежных средств) показывает движение денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, кроме собственного бухгалтерского отчета, составляется сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность и основные требования предъявляемые к ней