Бюбжетирование как элемент системы управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:11, реферат

Описание работы

Одним из направлений экономики России является повышение эффективности аграрного производства. Сегодня выживание и эффективное функционирование любой коммерческой организации в рыночных условиях построено на соответствующей системе информационного обеспечения. При этом оптимальность этой системы – условие оперативного экономического управления.

Работа содержит 1 файл

СТАТЬЯ.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Рубрика: Специалисты АПК нового поколения


курсовая бд

В.П. Кулешова, Р.В. Закирьянов

Башкирский государственный аграрный унивеситет, г. Уфа

Одним из направлений экономики  России является повышение эффективности  аграрного производства. Сегодня  выживание и эффективное функционирование любой коммерческой организации  в рыночных условиях построено на соответствующей системе информационного  обеспечения. При этом оптимальность  этой системы – условие оперативного экономического управления.

Экономическая информационная система должна гибко реагировать  на изменения внешней и внутренней среды, обеспечивать согласованность  показателей, быть адекватной условиям производства и ориентироваться  на получение качественной продукции. Существуют проблемы и внутри самих  экономических субъектов, причем руководители сельскохозяйственных организаций  испытывают большие трудности из-за недостаточности информации и ее содержательности. Кроме того, происходит постоянное влияние на результаты производства природно-климатических и биологических факторов. В связи с этим в данной ситуации большое значение следует уделять информации, ее элементам и этапам построения.

В производственной сфере  сельского хозяйства бюджетирование играет роль информационного источника  для планирования расходов организации  на нужды производства. Сама актуальность постановки бюджетирования для сельскохозяйственных организаций, во-первых, связана с  повышением уровня конкуренции между  ними, а значит, необходимостью получения  дополнительных конкурентных преимуществ, например, за счет более эффективного управления финансами. Во-вторых, в  каждой организации существует необходимость  изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство, реализацию продукции, обоснования оптимальных уровней  расхода финансовых средств, а также  оптимизации налогообложения. В-третьих, в организации появляется потребность  в повышении своей инвестиционной привлекательности, так как инвесторы  охотнее вложат деньги в предприятие  с высоким уровнем менеджмента. Таким образом, решение данных задач  связано прежде всего с совершенствованием системы управления.

Бюджетирование в системе  управления выступает как основа планирования и принятия управленческих решений в организации, оценки всех аспектов ее финансовой состоятельности, укрепления финансовой дисциплины и  подчинения интересов отдельных  структурных подразделений интересам  организации в целом. Кроме этого  бюджетирование как элемент системы  управления обеспечивает финансовый контроль за расходованием денежных средств на определенные циклы и процессы производства в соответствии с технологией.

При рассмотрении бюджетирования как процесса необходимо выделить три  его основных элемента: организационное  обеспечение, процесс и технология.

Организационное обеспечение  касается вопросов внутриотраслевой организации  подразделений и служб, которые  несут ответственность за обеспечение  и поддержание самого процесса бюджетирования, а также предусматривает выбор  лица, отвечающего за правильное и  своевременное выполнение всего  процесса. В сельском хозяйстве этот аспект строится в разрезе отдельных отраслей производства. Например, растениеводстве внутриотраслевая организация подразделений и служб может включать в себя на 1-м уровне начальника отрасли растениеводства (главного агронома), а на 2-м уровне – руководителей бригад (главных бригадиров-учетчиков). В отрасли животноводства на 1-м уровне можно выделить главного зоотехника, а на 2-м – заведующего молочно-товарной или свиноводческой фермой.

Сам процесс бюджетирования разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и  т. д. – при этом должен быть разработан и утвержден регламент для  контроля выполнения всех указанных  процедур. Также в процессе работы над построением механизма бюджетирования затрат следует учитывать особенности  сельского хозяйства при производстве определенного вида продукции. Процесс  построения бюджетов идет не от уровня продаж, а от производства. Для построения последовательной и логической системы  бюджетирования необходимо выделять определенные этапы производства в общем производственном цикле. Каждый этап может представлять собой законченный цикл работ.

Рассмотрим технологию бюджетирования. Она включает в себя формирование и консолидацию бюджетов организации. Для этого разрабатывается финансовая структура организации, представляющая собой совокупность центров ответственности. На основании финансовой структуры  для каждой из бригад в отрасли  растениеводства отдельно формируются  соответствующие бюджеты. При этом основной бюджет (master budget) включает в себя взаимосвязанную систему финансовых (financial budget) и операционных (operating budget) бюджетов.

Следует отметить, что логика построения бюджетов должна быть основана прежде всего на утвержденных Министерством  сельского хозяйства РФ «Методических  рекомендациях по бухгалтерскому учету  затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях» от 6 июня 2003 г. № 792. Также необходимо учитывать, что на формирование статей бюджета расходов существенно влияют положения учетной политики организации.

При внедрении механизма  бюджетирования следует учитывать, что высокие экономические показатели в производстве сельскохозяйственной продукции достигаются только за счет комплексных мероприятий включающих в себя наряду с освоением механизма  управления затратами: рациональную организацую труда и соблюдение технологии производства на всех его стадиях.

 

 

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ  АПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рубрика: Экономика и бухгалтерский учет в АПК


промышленный переворот  в россии в xix в курсовая

Е.В. Давыденко 

Саратовский ГАУ, г. Саратов

Повышение эффективности  и конкурентоспособности предприятий  АПК, выход из кризиса требует  разработки и применения новых идей, концепций, подходов и методов организации  производства и управления в сложившейся  экономической ситуации.

Практическое значение приобретает  разработка и реализация эффективных  стратегий управления, способствующих повышению эффективности производства. Из системы стратегического управления выделяются функции стратегического  планирования, ориентированных на разработку и практическую реализацию долгосрочных стратегий.

Следует особо подчеркнуть, что предприятие должно рассматриваться  как открытая система, а главная  предпосылка успеха находится не внутри такой системы, а вне ее. Предприятие должно приспосабливаться  к своему внешнему окружению –  экономическому, научно-техническому и т. д., чтобы суметь вовремя распознать угрозы для своего существования, возникающие во внешней среде.

Особую актуальность проблема стратегического управления предприятием приобретает в преддверии вступления России в ВТО.

Концепция стратегического  управления содержит рациональное «зерно», однако из-за дороговизны, пассивности  и непоследовательности системного подхода она может и не найти  широкого применения в наших условиях.

Она основана на системном, ситуационном, технологическом, социально-экономическом  и вероятностном принципах. Внешняя  среда для всех предприятий является одинаковой, а менеджмент рассматривается  как наиболее современная модификация  корпоративного планирования.

В теории управления процесс  формирования стратегии осуществляется, как правило, на основе портфельного анализа. С помощью этого инструмента  оценивается вся хозяйственная  деятельность предприятия с целью  распределения инвестиционных ресурсов: вложение средств в наиболее прибыльные и перспективные направления  развития и сокращения инвестиций в  неэффективные проекты. В результате проведения портфельного анализа компания дает оценку конкурентоспособности  основных продуктов, определяет размеры  вложений капитала в каждое подразделение. Для каждого отдельного продукта разрабатывается отдельный инновационный  проект.

Разработка стратегического  поведения должна включать анализ перспектив в области научного, технического, биологического и технологического прогресса, обзор состояния стратегии  в целом и перспективных планов предприятий-конкурентов в частности. Цель этой части формирования стратегического  плана состоит в изучении внешних  условий ведения бизнеса с  тем, чтобы выявит угрозы и возможности, которые могут возникнуть во внешней  окружающей по отношению к предприятию  среде и определить направления  дальнейшего развития.

Далее следует оценить  внутренний потенциал организации  относительно своих конкурентов.

Принятие предприятием стратегии  высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости  принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования  тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.

На практике для многих сельскохозяйственных предприятий  характерна «размытость» комплекса  «цели – стратегии». Обычными целями являются, получение хорошей прибыли  и развитие предприятия, стратегиями  – сложившиеся традиции и методы деятельности. Такие стратегии теряют свой направляющий и стабилизирующий  эффект, допускают любое творчество персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств.

В практике современных российских предприятий наиболее часто используется стратегии глубокого внедрения  на рынок. С ростом конкуренции и  ценовым диспаритетом эту возможность следует считать не столько стратегией роста, сколько стратегией выживания, применяемая большинством предприятий. Для предприятий такой стратегии необходима глубокая проработка в первую очередь факторов управления, сбыта и маркетинга на предприятии, потребности потребителей и посредников, поведение конкурентов.

Экономическая эффективность, бесспорно, серьезно зависит от степени  ответственности специалистов, их компетентности и уровня профессиональной подготовки, уровня модернизации производственных процессов, стратегии предприятия.

Повышение экономической  эффективности предприятия невозможно без применения передовых ресурсосберегающих технологий, внедрения технологических  элементов позволяющих снизить  себестоимость продукции.

Менеджер практически  бессилен воздействовать на внешнюю  среду и вынужден к ней приспосабливаться, но влиять на внутреннюю обстановку в  коллективе – его прямая обязанность. При этом следует принимать во внимание, что предприятие лишь звено  в системе рынка, вынужденное  трансформироваться вмести с ним. Поэтому  так важно добиваться соответствия его внутренней структуры требованиям  внешней среды.

Меняются исходные принципы составления планов – от будущего к настоящему, а не от прошлого к  будущему. Ведущую роль начинает играть стратегическое планирование. Главное  в планирование – это выбор  цели и определение системы действий для их достижения.

Характеризуя значение стратегического  планирования, следует отметить, что  оно является единственной возможностью прогнозирования возникновения  в будущем новых проблем и  потенциалов.


Информация о работе Бюбжетирование как элемент системы управленческого учета