Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:45, курсовая работа
В условиях кризиса проблема профессионального управления банковскими рисками, оперативный учет факторов риска приобретают первостепенное значение для участников финансового рынка, а особенно для коммерческих банков. Банк по своему определению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представляет основу стабильности экономической системы. При этом профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентификация и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.
Введение………………………………………………………………….2
Понятие банковских рисков…………………………………………….3
Классификация банковских рисков…………………………………….7
Механизмы регулирования рисков банковской системы…………...10
Организация управления рисками в банках………………………....13
Заключение………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………….16
Ретроспективные
риски иллюстрируют подверженность
банков различным видам риска
в предшествующие периоды и помогают
оценить текущие и
По возможности управления банковские риски делятся на открытые и закрытые. Открытые риски не подлежат регулированию, в то время как закрытые риски поддаются управлению.
В зависимости от метода расчета следует выделить совокупные (общие) и частные риски. Совокупный риск предполагает оценку и прогнозирование величины риска банка в зависимости от его дохода и соблюдения экономических нормативов банковской ликвидности. Частный риск оценивается на основе шкалы коэффициентов риска по отдельной банковской операции или их группам.
Механизмы
регулирования рисков
банковской системы.
В
последнее десятилетие меняется
традиционный подход к банковскому
регулированию и надзору. Органы
банковского надзора все более
отходят от мониторинга соблюдения
банковского законодательства и
заменяют его мониторингом процесса
управления рисками, осуществляемого
самими банками. Другим значительным новшеством
стало ужесточение требований к
публичному раскрытию информации, направленное
на делегирование функций данного
мониторинга широкой
Механизмы регулирования рисков банковской системы весьма разнообразны и действуют, как правило, в комплексе, взаимно дополняя друг друга. На уровне банковской системы основными регуляторами являются государственные органы (обычно в лице центральных банков) и профессиональные саморегулируемые организации.
В
условиях финансовой глобализации возрастает
роль наднационального (международного)
регулирования, основная задача которого
– обеспечение устойчивого
На уровне коммерческих банков в дополнение к внешним используются внутренние механизмы управления рисками, к которым относятся внутренние модели оценки и методы управления рисками (лимитирование, хеджирование, внутренний контроль и др.)
Как правило, органы регулирования в своей деятельности придерживаются либо предписывающего, либо рыночно ориентированного подхода. Предписывающий подход, как правило, накладывает ограничения на деятельность банков и регулирует все известные риски. Однако в современных условиях нормы регулирования быстро теряют адекватность, и в результате финансовых инноваций появляются новые, не регулируемые риски.
Усложнение
банковской деятельности и появление
новых банковских рисков стимулировали
осознание того, что предписывающий
подход к банковскому надзору
не соответствует современным
В рамках данного подхода задачи каждого участника в процессе управления риском распределяются следующим образом:
1.
Органы банковского
и правовую среду, должны стимулировать
процесс управления риском.
2.
Высшему руководству банка
3.
Внешние аудиторы должны
4. Общественность в лице многочисленных инвесторов, кредиторов, клиентов банка –юридические и физические лица.
В случае банкротства банка они понесут финансовые потери и должны понимать, что усилия со стороны регулирующих органов и банковского менеджмента по обеспечению устойчивости банков не могут защитить их от рисков. Клиенты банка сами должны управлять риском и нести ответственность за принимаемые решения. Базой для принятия обоснованных решений может стать мониторинг банковских рисков, осуществляемый другой частью общественности (средствами финансовой информации, финансовыми аналитиками, брокерами, рейтинговыми агентствами) на основе публичной банковской информации.
Другим
существенным новшеством стало ужесточение
требований к публичному раскрытию
информации о финансовом положении
банка и системе управления рисками,
направленное на делегирование функций
мониторинга широкой
Кроме того, новый подход к банковскому регулированию и надзору в своих основных элементах соответствует регулированию небанковских финансовых учреждений, что способствует формированию более однородных условий функционирования.
Международный опыт показывает, что базовым инструментом регулирования для обеспечения устойчивости банковской системы служат требования к величине собственного капитала банка, которые выдвигаются регулирующими органами с целью создания резерва для возмещения непредвиденных потерь. Постоянный анализ уровня капитала банка с учетом риска – важнейший элемент процесса управления риском.
Чтобы
стимулировать управление рисками,
регулирующие органы многих стран ввели
определенные требования к достаточности
капитала. Возникла проблема в выработке
общих критериев достаточности
капитала, применяемых для разных банков
и независимых от их страховой принадлежности
и спектра проводимых операций.
Организация
управления рисками
в банках.
Либерализация
и неустойчивость финансовых рынков,
возросшая конкуренция и
Международная
практика выработала принципы управления
рисками на корпоративном уровне.
Основным участником процесса управления
рисками должен являться Совет директоров
банка, который несет ответственность
за обеспечение надежности банка. Зная
профиль рисков, которым подвержен
банк, Совет директоров должен создать
адекватную этому профилю систему
выявления, мониторинга и управления
риском. В его функции входит формирование
стратегии управления рисками, разработка
организационной структуры
За
реализацию политики управления рисками
несет ответственность высший менеджмент
банка, осуществляющий текущее управление
банком. Поэтому в ряде стран органы
регулирования устанавливают
В
современных условиях интенсивного
развития финансовых инструментов усложняются
анализ финансовой отчетности, идентификация
и оценка комплексных рисков, присущих
новым финансовым инструментам. Внутренний
аудит помогает менеджменту выявлять
и, как следствие, управлять рисками.
Эффективное управление рисками
невозможно без формализации процесса
управления. К основным элементам
управления относятся: создание специализированной
организационной структуры по управлению
рисками; выработка стратегии управления
рисками;
выработка индикаторов приемлемого уровня
риска; принятие деловых решений с учетом
анализа рисков; использование стандартных
и оригинальных методов оценки для адекватной
оценки риска;
информационное обеспечение процесса
управления рисками.
Заключение.
При определении и изучении банковских рисков, необходимо помнить, что банки в своей деятельности сталкиваются не с одним определенным риском, а со всей совокупностью различных видов риска, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, своему влиянию на деятельность банка, и рассматривать их необходимо в совокупности. Изменение одного вида риска вызывают изменения почти всех остальных видов. Все это, естественно, затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска и принятие решения по его оптимизации ведет к углубленному анализу множества других рисковых факторов.
Формирование в России системы самостоятельно функционирующих коммерческих банков с особой остротой выявило проблему управления рисками, возникающих в их хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.
Список используемой литературы
.