Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
В течение долгих лет существования банковских структур остается неизменным их главное предназначение, заключающееся в посредничестве при перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от покупателей к продавцам. В процессе осуществления деятельности банки сталкиваются с множеством вопросов управления, главным из которых является поддержание постоянного баланса между потребностями в ресурсах и возможностями их приобретения в условиях, обеспечивающих финансовую устойчивость банка и удовлетворения интересов партнеров, а также достаточность ресурсов
Введение
Глава I. Сущность банковских рисков.
1. Понятие риска.
2. Классификация банковских рисков.
3. Виды рисков.
4. Анализ и оценка рисков.
Глава II. Система управления банковскими рисками.
1. Роль управления банковскими рисками в современных условиях.
2. Этапы управления рисками.
3. Мониторинг и регулирование риска.
Глава III. Основные пути минимизации банковских рисков.
1. Хеджирование.
2. Аналитический метод.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Таким образом, управление рисками в коммерческих банках является одним из важнейших инструментов повышения их конкурентоспособности в условиях ожесточающейся конкуренции.
Качественное управление риском повышает шансы коммерческого банка добиться успехов в долгосрочной перспективе. Деятельность по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска принимается совокупность различных мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения[13].
Знать о возможном наступлении риска необходимо, но недостаточно. Важно установить как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска, и каковы его последствия.
Выявление риска может осуществляться различными способами: анализ объективных факторов (вероятностный анализ исследования операций), анализ субъективных факторов (интуитивное предсказание тенденции поведения рынка[14].
В настоящее время российские участники финансового рынка в управлении рисками опираются на интуицию, чей-то авторитет и на предыдущий опыт. Лишь незначительный процент руководителей способен учитывать риск, с применением математических методов.
Процесс управления риском достаточно динамичен и его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации в целом, финансового состояния коммерческого банка. Особое значение в решении рисковых задач играет интуиция, которая представляет собой способность находить правильное решение проблемы и инсайт, т.е. осознания решения некоторой проблемы.
В процессе управления риском следует учитывать следующие правила: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал, всегда нужно помнить о возможных последствиях риска, нельзя рисковать многим ради малого, положительное решение, связанное с риском, принимается лишь при отсутствии сомнений, всегда существует несколько решений рисковых задач[15].
Комплексный подход к управлению риском позволяет более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы.
Одним из традиционных методов оценки и управления риском считается статистический метод. Основными инструментами статистического анализа являются - дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации. Суть этого метода состоит в анализе статистических данных за возможно больший период времени, что позволяет сравнить частоту возникновения потерь банка с вероятностью их возникновения. Данный способ можно применять к оценке самых разных видов рисков банка, как внешних, так и внутренних. При этом частота возникновения допустимого уровня потерь для данного банка зависит от числа случаев наступления конкретного уровня потерь и общего числа случаев в статистической выборке.
При работе банка в безрисковой зоне потери не ожидаются, что позволяет получить хорошую прибыль. При попадании в зону допустимого риска прибыль банка превышают понесенные потери. В зоне недопустимого риска банк не получает прибыли от своей деятельности. Она направляется на покрытие возникших потерь. В зоне критического риска банк близок к банкротству. Полученной прибыли не хватает для покрытия потерь.
Статистический метод заключается в том, чтобы изучить статистику потерь и прибылей, имевших место при принятии аналогичных рений, установить величину и частоту получения той или иной экономической отдачи, а затем провести вероятностный анализ и составить прогноз будущего поведения на рынке[16].
Таким образом, управление банковскими рисками является весьма скрупулезным процессом, требующим тщательной подготовки, высокой квалификации и ответственного подхода к оценке реальных последствий наступления рисковой ситуации.
Этапы управления рисками.
Мониторинг и регулирование риска.
Мониторинг риска — это процесс регулярного анализа показателей риска применительно к его видам и принятия решений, направленных на минимизацию риска при сохранении необходимого уровня прибыльности[20].
Процесс мониторинга риска включает в себя: распределение обязанностей по мониторингу риска, определение системы контрольных показателей (основных и дополнительных), методы регулирования риска.
Обязанности по мониторингу рисков распределяются между функциональными подразделениями банка, его специализированными комитетами, подразделениями внутреннего контроля, аудита и анализа, казначейством или другим сводным управлением банка, его менеджерами. При этом функциональные подразделения банка отвечают за управление коммерческими рисками, а комитеты и сводные подразделения — фундаментальными рисками.
Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).
Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы[21]:
1. методы предотвращения рисков
2. методы перевода рисков
3. методы распределения рисков
4. методы поглощения рисков
К методам регулирования риска можно отнести[22]:
создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов
порядок покрытия потерь собственным капиталом банка
определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени риска
контроль за качеством кредитного портфеля
отслеживание критических показателей в разрезе видов риска
диверсификация операций с учетом факторов риска
операции с производными финансовыми инструментами
мотивацию бизнес-подразделений и персонала, связанного с рисковыми операциями банка
ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска
установление лимитов на рисковые операции
продажа активов
хеджирование индивидуальных рисков
Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками[23]:
комплексность, т.е. единая структура системы управления для всех видов риска
дифференцированность, т.е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков
единство информационной базы
координация управления различными видами рисков
Для построения эффективной системы управления банковскими рисками необходимо[24]:
1. с учетом вышеуказанных принципов построения системы управления сформулировать во внутрибанковских документах стратегию и задачи управления;
2. установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач и обеспечить сбалансированную защиту интересов всех лиц, имеющих отношение к банку;
3. использовать данные принципы в качестве базы для создания важнейших процедур управленческого контроля, в том числе при создании схемы организационной структуры, подготовке документов о делегировании полномочий, а также технических заданий;
4. определить процедуры обеспечения ответственности, самооценки и оценки результатов деятельности в соответствии с принципами управления риском и системы контроля, использовать данные процедуры в качестве факторов совершенствования процесса управления;