Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа
Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности
Введение
1. Правовое положение Центрального банка РФ
2. Меры воздействия на коммерческие банки
3. Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков
4. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования
Заключение
Список литературы
Приложение 1: Извлечения из Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»
Приложение 2: Лицензирование деятельности коммерческих банков и аннулирование лицензии
Введение
9). В инструкции Банка России № 34 предусматриваются цели инспектирования коммерческих банков. Естественно, что цели инспектирования должны быть согласованы с целями банковского надзора, закрепленными в Федеральном законе. На наш взгляд, такая согласованность отсутствует. В Федеральном законе на первое место поставлена цель - проверка соблюдения законов. В инструкции она занимает третье место. И этот момент весьма показателен. Как уже говорилось, роль законности явно недооценивается. Таким образом, мы видим, что есть определенное расхождение между законом и нормативным актом Банка России в части целей проводимых проверок. На практике это непосредственно сказывается не только на эффективности надзора за банками, но и на состоянии защищенности банковских вкладов, сбережений населения. Так или иначе, это затрагивает интересы всех банковских клиентов.
10). Банк России имеет довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью коммерческого банка. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.
Заключение
В заключении можно сказать что, современное состояние банковской системы России требует принятия комплексных мер по ее укреплению, поддержанию финансовой устойчивости банков.
В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и контроль, в соответствии с законодательством является Центральный Банк. Объясняется это, прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно.
Банковский контроль представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.
Банковский надзор выступает наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.
Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям:
1) минимальные требования к капиталу;
2) требования к качеству руководящего состава;
3) антимонопольные ограничения.
Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.
В отличие от лицензирования, текущий надзор занимается угрозами здоровью кредитных организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния кредитной организации.
Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя коммерческими банками.
Сосредоточение функций по надзору за деятельностью коммерческих банков, регулированию и контролю за функционированием ряда сегментов финансового рынка обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем. Дезинтеграция функций Банка России неминуемо привела бы как минимум к снижению общей эффективности выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
У Банка России есть уникальные возможности осуществлять банковский надзор не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью имеется в виду использование в практике регулирования таких инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной банковской системы. Вместе с тем эффективность надзора при таком подходе зависит не только от Банка России, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.
Список литературы
1. Банковское дело: Учеб. Пособие/Под ред. Г.Н. Белоглазовой,
Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк,
2001.
3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
4. Деньги. Кредит. Банки/ О.И. Лаврушин, М.М. Ямпольский.- М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. – М.: Омега – Л, 2005.
6. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. Академ. РАЕН Е.Ф.Жукова. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
7. Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс. // Деньги и кредит. - №5. – 2001. – С. 12-19.
8. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Серия «Учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
9. Сухов М.И. Банковский надзор: общеэкономические аспекты. // Деньги и кредит. - №8. – 2000. – С. 6-9.
10. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки.: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.
11. ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». -3-е изд. - М.: «Ось - 89», 2005.
12. Хохленкова М.А. Банк России как орган банковского регулирования и надзора. // Банковское дело. – №8. – 2002. – С. 11-15.
Приложение 1: Извлечения из Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»
Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления
Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей, участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами. Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.
Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России.
Статья 51. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.
Статья 52. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.
Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.
Статья 55. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.
Глава Х. Банковское регулирование и банковский надзор
Статья 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.
Статья 57. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности. Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц. Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации. Положения настоящей статьи распространяются на информацию, собираемую Банком России и передаваемую им по поручению Правительства Российской Федерации международным организациям.
Информация о работе Банк РФ как орган контроля и регулирования деятельности коммерческих банков