Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 06:18, реферат
Аудит был известен в Европе уже в Средневековье, однако как наука и вид экономической деятельности активно развивается с XIX в. В Средние века по просьбе контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность. В XIX в. основными заказчиками аудита стали, помимо кредиторов, собственники компании — что связано с активным развитием акционерных и ограниченных компаний, в которых собственники не занимались текущим управлением и, соответственно, нуждались в периодической проверке нанятых управляющих. Глобализация экономики, создание транснациональных корпораций с множеством подразделений, разбросанных зачастую по всей стране, а то и по всему миру, значительно усилил потребности бизнеса в независимых ревизорах. Кроме того по мере роста государственного вмешательства в экономику и усложнением системы налогообложения компании стали испытывать необходимость в независимых специалистах, которые могли проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность фирмы с целью выявления ошибок и искажений отчётности и предотвращения санкций со стороны государственных органов.
1. Основные этапы становления аудита в Российской Федерации
2. Аудиторский риск: понятие, составляющие, факторы, влияющие на их оценку
Какова же цель этой предпринимательской деятельности, об этом нам опять говорят «временные правила» в п. 5.
5. Основной целью аудиторской
деятельности является
«Временные правила» определяют виды аудиторской проверки (п. 6):
обязательная (в случаях,
прямо установленных
инициативная;
по поручению государственных органов (органы дознания, прокурор, суд, арбитражный суд).
Кроме того, «Временные правила» определяют меру воздействия в случае уклонения экономическим субъектом от проведения обязательной аудиторской проверки.
7. Уклонение экономического
субъекта от проведения
Теперь давайте рассмотрим, кто же имеет право заниматься аудиторской деятельностью. П. 8 «Временных правил» гласит, что:
8. Аудиторской деятельностью
имеют право заниматься физичес
Как мы можем заметить, аудит в Российской Федерации - это лицензируемая деятельность, однако лицензируемой является только собственно проведение аудиторских проверок. «Временные правила» разрешают аудиторам и аудиторским фирмам заниматься и другими видами деятельности, а также оговаривают, чем они не могут заниматься.
9. Аудиторы и аудиторские
фирмы, помимо проведения
Кроме того, во «Временных правилах» учтены и интересы клиента (п. 9):
Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.
Во «Временных правилах» также разъясняются случаи, когда аудитор или аудиторская фирма не имеет право производить проверку экономического субъекта, в частности аудитор не может производить проверку в тех фирмах, где он (или его близкие родственники) учредитель или акционер, собственник, должностное лицо, а аудиторская фирма не может производить проверку в отношении экономических субъектов, являющихся учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами. Кроме того, не могут быть произведены проверки в случае, если данному экономическому субъекту оказывались услуги по ведению, восстановлению учета, составлению финансовой отчетности. Необходимо отметить, что сокрытие указанных обстоятельств может явиться основанием для аннулирования лицензии у аудитора (фирмы) (п. 11).
П. 12 определяет нам независимость аудиторов:
«При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают».
Во «Временных правилах» определены права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм, обязанности руководителей и иных должностных лиц проверяемого экономического субъекта.
П. 17 определяет, что «результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов», а в случае проведения проверки по поручению государственных органов - приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.
Рассмотрим более подробно, кто может заниматься аудитом и на каких основаниях.
Как уже было сказано ранее, аудит - лицензируемая деятельность. Лицензии могут быть выданы на право проведения (п.23):
банковского аудита;
аудита страховых организаций;
аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов:
общего аудита (аудита иных экономических субъектов).
Временные правила (п.24-26) регламентируют порядок лицензирования аудиторской деятельности, существовавший до принятия Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ от 25.09.98. С момента опубликования этого закона и до принятия Постановления Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ» № 472 от 27 апреля 1999 г. лицензирование не производилось. В настоящее время согласно п.2 Постановления № 474 сохраняют свое действие (до срока окончания) лицензии, выданные ранее и уже начат процесс лицензирования на основании введенного указом «Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ». Рассматриваемый Указ регламентирует лицензирование в области:
аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
общего аудита (аудит
иных юридических лиц и индивидуальн
Лицензирование в области банковского аудита - в ведении Центробанка.
Продолжим рассмотрение нормативных документов, регулирующих аудит в отсутствие федерального закона.
6 мая 1994 г. во исполнение Указа № 2263 было принято Постановление правительства РФ № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ», уточняющее гарантии независимости аудиторов, регламентирующее порядок аттестации аудиторов, порядок выдачи лицензий (изменен, см. выше). При этом, в целях организации лицензионной работы предусмотрено, что Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ выдает генеральные лицензии:
Министерству финансов РФ - на лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита;
Федеральной службе России
по надзору за страховой деятельностью
- на лицензирование аудита страховых
организаций и обществ
Центральному банку РФ - на лицензирование банковского аудита.
Вопрос о том, кто же может и каким образом получить квалификационный аттестат, рассмотрен в Постановлении. Согласно п. 3 для получения квалификационного аттестата на право заниматься определенным видом аудита претендент должен иметь:
1) высшее или среднее
специальное экономическое или
2) стаж работы не
менее 3 лет из последних пяти
в качестве аудитора, специалиста
аудиторской организации,
Квалификационные экзамены происходят в специализированных учебных центрах в письменной форме.
Экзамены продолжаются 2 дня:
в первый день - тесты (50 вопросов),
во второй день - письменный экзамен.
При сдаче письменного экзамена соискатель готовит ответы на вопросы по 5 дисциплинам: бухгалтерский учет; аудит; налогообложение; финансы (финансовый анализ); право.
Тесты также состоят из вопросов по указанным дисциплинам.
Квалификационный аттестат выдается сроком на 3 года, затем он подлежит продлению. Оплата за выдачу аттестата составляет 20 ММОТ (за продление 10). После получения аттестата аудитор включается в единый государственный реестр, сведения об аттестованных аудиторах публикуются. Продление аттестата происходит также после прохождения обучения в УМЦ и сдачи экзаменов (собеседования) по тем же предметам.
С аудитом финансовой отчетности непосредственно связаны следующие виды риска: предпринимательский и аудиторский.
Предпринимательский риск заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что предоставленное аудиторское заключение положительное. Он зависит от следующих факторов:
— конкурентоспособности фирмы;
— недружественной рекламы деятельности фирмы;
— вероятности судебных исков по отношению к аудитору;
— финансового состояния клиента;
— характера операций клиента;
— компетентности администрации и учетного персонала клиента;
— сроков проведения аудита и т.д.
Аудиторский риск — субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Понятие аудиторского риска содержится в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».
Пункт 3 данного стандарта определяет, что под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.
Для анализа его составляющих представим аудиторский- риск в виде следующей упрощенной предварительной модели:
АР = ВХР х РК х РН,
где АР — аудиторский риск (относительная величина); ВХР — неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск; РК — риск средств контроля; РН — риск необнаружения.
Аудиторский риск (АР) показывает серьезность опасности, что аудитор на основании выполненных им процедур может иметь неправильное суждение о достоверности и правильности финансовой отчетности (ввиду субъективности его действий).
Нулевой риск будет означать абсолютную уверенность в достоверности информации, а 100-процентный — полное отсутствие таковой. На практике аудитор не может гарантировать полную уверенность в аккуратности внешней отчетности, поэтому АР всегда находится между 0 и 100 %.
Чем ниже величина желаемого риска для аудитора, тем более он хочет быть уверенным в том, что внешняя отчетность не содержит материальных ошибок и пропусков. В настоящее время большинство пользователей при принятии решений предпочитают всецело полагаться на внешнюю отчетность. Поэтому аудиторы обычно планируют низкий процент АР. Между желаемым АР и планируемой информационной базой для проведения аудита существует обратная зависимость: чем меньше аудиторский риск, тем большее количество информации необходимо привлечь для тестирования.
Внутрихозяйственный риск (ВХР) связан с характеристиками фирмы клиента и влияющими на нее факторами, которые невозможно проверить средствами внутреннего контроля. Таким образом, предполагается полное отсутствие внутрихозяйственного контроля в аудируемой компании. Выключение влияние фактора внутреннего контроля объясняется тем, что он обосабливается в модели АР в качестве риска средств контроля (РК).
Информация о работе Аудиторский риск: понятие, составляющие, факторы, влияющие на их оценку