Аудиторская проверка расчетов

Автор: Анастасия Кумакшева, 21 Ноября 2010 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Она осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на то государственными органами.

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Различные виды расчетов имеют место быть на каждом предприятии. Расчетам в настоящее время уделяется большое внимание. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов: расчеты с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом по оплате труда, расчеты с бюджетом, расчеты с прочими дебиторами и кредиторами. Расчеты с носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, операциями по движению материальных ценностей, производством и калькулированием себестоимости, учетом расходов на продажу, что обуславливает высокую трудоемкость и актуальность аудита расчетов.

Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения аудиторской проверки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Методические и теоретические аспекты аудиторской проверки расчетов 5
1.1 Цель, информационное обеспечение аудита…………………………........5
1.2 Аудит расчетов с подотчетными лицами…………………………………… 6
1.3 Аудит с поставщиками и покупателями……………………………………8
1.4 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда……………………………10
1.5 Аудит расчетов с бюджетом………………………………………………..15
1.6 Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами …………………19
2. Организация аудиторской проверки расчетов на ООО "Мечта"…………21
2.1 Составление плана аудиторской проверки………………………………..21
2.2 Программа аудита…………………………………………………………...22
2.3 Рабочий документ аудитора……………………………………….……….24
3. Рекомендации руководству предприятия………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...29















Введение
Аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Она осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на то государственными органами.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Различные виды расчетов имеют место быть на каждом предприятии. Расчетам в настоящее время уделяется большое внимание. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов: расчеты с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом по оплате труда, расчеты с бюджетом, расчеты с прочими дебиторами и кредиторами. Расчеты с носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, операциями по движению материальных ценностей, производством и калькулированием себестоимости, учетом расходов на продажу, что обуславливает высокую трудоемкость и актуальность аудита расчетов.
Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения аудиторской проверки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
Разработать общий план проверки.
Проверить правильность составления бухгалтерских записей, правильность проведенных расчетов.
Составить рабочие документы аудитора. Дать рекомендации по внесению исправлений в бухгалтерский учет.
При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, большое внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок аудита расчетов.
Курсовая работа состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части курсовой работы проводятся нормативные и методические основы проверки расчетов, дается характеристика основных операций, их документальное отражение и оформление в учете, основные процедуры аудиторских проверок. Во второй части осуществляется проверка правильности составления бухгалтерских записей, правильность расчетов, приводится общий план, программа и рабочие документы аудитора. В третьем разделе даются рекомендации руководителю организации по исправлению допущенных ошибок и совершенствованию данной отрасли учета.

Работа содержит 1 файл

курсовая по аудиту.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

      Анализируется несоблюдение расчетов с поставщиками и покупателями, устанавливается наличие и возмещение штрафных санкций. Проверка получения штрафных санкций осуществляется по аналитическому учету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Аудитор останавливается на претензионной задолженности поставщику. Устанавливается причина возникновения претензии, ведение аналитического учета по счету 76/2 "Расчеты по претензиям". Аудитор устанавливает законность описания дебитор задолженности и наличие сумм на забалансовом счете 007 "Списание в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".

      При проверке расчетов с покупателями и  заказчиками необходимо установить:

      заключены ли договора поставки продукции;

      реальность  задолженности покупателей, что  должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

      правильность ведения аналитического учета по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок);

      правильность  составления бухгалтерских проводок по счету 62;

      соответствие  записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере № 11, Главной книге и балансе.

      Проверка  правильности записей, произведенных  в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 62 и всем счетам учета расчетов. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны. 

      1.4 Аудит расчетов  с персоналом по  оплате труда

      Цель  аудита - заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из неё; документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов предприятием и его работниками.

      Для достижения этой цели аудитор должен решить следующие задачи:

      установить  соблюдение штатной дисциплины и  установленных должностных окладов;

      проверить состояние нормирования труда;

      установить  обоснованность оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда, совместительству;

      определить  правильность оплаты труда по сдельным нарядам, выявляя при этом случаи приписок невыполненных работ, применение аккордной системы оплаты труда, выполнение аккордных заданий к установленному сроку;

      проверить порядок и обоснованность выплаты  премий, надбавок;

      установить  правильность расчетов отпускных, пособий  по временной нетрудоспособности;

      определить правильность исчислений средней заработной платы;

      определить  правильность удержаний из заработной платы;

      определить  правильность учета прочих операций по оплате труда;

      проверить правильность корреспонденции счетов.

      При аудите учета труда и расчетов с персоналом по оплате труда следует руководствоваться следующими основными нормативными документами:

      Трудовым  кодексом РФ от 30.12. 2001 № 197-Ф3;

      Налоговым кодексом РФ / часть I от 31.07.97 № 146-Ф3, в  ред. Федерального закона от 24.03. 2001 № 118-Ф3/;

      Методическими рекомендациями по применению главы 21 “Налог на доходы физических лиц”, части  второй Налогового кодекса РФ от 29.11. 2000 № БГ-3-08/415, в ред. Приказа МНС  РФ от 25.03. 2001 № БГ-3-08/73;

      Письмом МНС РФ от 04.02. 2002 № СА-6-04/124 “О социальных налоговых вычетах”;

      Об  обязательном пенсионном страховании, утв.15.12. 2001г. №67-ФЗ.

      Объектами аудита учета труда и заработной платы являются первичная информация, в качестве которых в основном используются унифицированные формы  первичной документации, а также регистры бухгалтерского учета и отчетность.

      Источниками информации, то есть объектами аудита по учету труда и заработной платы  являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. Так, по учету личного состава используются следующие формы:

      Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) - составляется на каждого члена  трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным  за прием работников. В нем указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.

      Личная  карточка (ф. №Т-2) - заполняется на каждого  работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование  и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.

      Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) - составляется в двух экземплярах в отделе кадров при  оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.

      Приказ о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) - применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.

      Приказ  о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) - составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения.

      Данная  аудиторская проверка включает в  себя следующие направления:

      1) проверка внутренних локальных документов по учету труда и заработной платы. Аудит законности регулирования трудовых взаимоотношений осуществляется на соответствие Трудовому Кодексу, проверяется коллективный договор;

      2) изучается штатное расписание  организации, аудитор проверяет штатное расписание в соответствии с формой № Т-3. Штатное расписание содержит: перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавок и месячном фонде заработной платы;

      3) проводится проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме работника на работу и трудовых договоров на соответствие типовой форме, указание профессии, условия приема на работу;

      4) осуществляется контроль трудовой  дисциплины и учета отработанного  времени на основании ведения табельного учета. Он заключается в ежедневной регистрации, явок на работу, ухода с неё, всех случаев опозданий, неявок с указанием причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы;

      5) правильность начисления заработной  платы по расчетно-платежной ведомости, расчетным листкам и лицевым счетам. Аудитор проверяет основной заработок и прочие выплаты работникам. Правильность начисления заработной платы аудитор устанавливает при взаимной сверке данных бухгалтерии с табелем учета рабочего времени;

      6) проводится контроль за правильностью  начисления пособий по временной  нетрудоспособности, об отпускных  работникам. Аудитор проводит следующие  процедуры: а) наличие документального  подтверждения начисления пособий  по временной нетрудоспособности  и отпускных; б) соблюдение законности начисления выплат в соотв. с действующим законодательством и Трудовым Кодексом РФ; в) арифметическая проверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных;

      7) аудитор осуществляет проверку  удержаний из заработной платы по двум направлениям: а) обязательные удержания; б) удержания по инициативе работника. Проверяются налоговые карточки, лицевые счета работников, расчетно-платежные ведомости. Аудитор устанавливает своевременность перечисления налога на доходы физических лиц.

      8) аудитор проверяет правильность  расчета суммы заработной платы,  подлежащей выплате работнику  после удержания; 

      9) проверка организации бухгалтерского  учета расчетов с персоналом  по оплате труда. Осуществляется  проверка по кредиту счету  70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и по дебету счетов: 20,23,25,26,44,60,91.

      В ходе аудиторской проверки следует  изучить первичные документы  по учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям: штатное  расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера, договоры личного страхования, на выдачу ссуд, табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы, наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты, журналы-ордера, Главную книгу, копии со свидетельств о рождении детей, удостоверений участников войны, жителей блокадного Ленинграда, пенсионеров и другие документы, а также учетные регистры по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

      Следует знать, что к основным нарушениям и злоупотреблениям по учету труда  и заработной платы относятся:

      неправильное  исчисление среднесписочной численности  работников;

      отсутствие  начисления заработной платы;

      завышение общих итогов расчетно-платежной  ведомости;

      создание  нереальной депонентской задолженности;

      ошибки  в расчетах при удержаниях из заработной платы;

      нарушение правил исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ);

      в налоговую базу по НДФЛ включается стоимость обучения сотрудников  в интересах организации;

      налоговые агенты производят удержание НДФЛ с  материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, без нотариальной доверенности от физических лиц;

         несвоевременное начисление НДФЛ с сумм оплаты труда;

      фальсификация записей в расчетно-платежной  ведомости;

      ошибки  при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.). 

      1.5 Аудит расчетов  с бюджетом

      Цель - подтверждение законности формирования налогооблагаемой базы и расчетов с  бюджетом по различным налогам и  сборам.

      Общими  вопросами, подлежащими проверке при  проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:

      1) полнота и правильность определения  налогооблагаемой базы;

      2) правильность применения ставок  налогов и других платежей, а  также арифметических подсчетов  при начислении платежей;

      3) законность и обоснованность  применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;

      4) полнота и своевременность уплаты  платежей в бюджет;

      5) правильность составления бухгалтерских  проводок по начислению и уплате  платежей.

      В процессе аудиторской проверки расчетных  операций по налогам и сборам следует  руководствоваться следующими основными  нормативными документами:

      1) Налоговым кодексом РФ (часть  I от 31.07.97 № 146-Ф3, в ред. Федерального  закона от 24.03. 2001 № 118-Ф3, часть II от 05.08. 2001 № 117-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.05. 2001 № 71-Ф3, в ред. Федерального закона от 29.05. 2002 №57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12. 2002 №187-Ф3);

Информация о работе Аудиторская проверка расчетов