Аудит заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая проблемы аудита заработной платы и единого социального налога, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА
РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И ЕСН
1.1 Цели, задачи и объекты аудита
1.2 Нормативные документы, используемые при аудите
1.3 Источники информации
2 АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
2.1 Проверка расчетов по начислению заработной платы
2.2. Аудит удержаний из заработной платы
2.3 Проверка сводных расчетов по оплате труда
3 АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ЕСН
3.1 Аудит расчетов с Пенсионным фондом
3.2 Аудит расчетов с Фондом социального страхования
3.3 Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)
 

ВВЕДЕНИЕ 

       В последнее десятилетие произошли  кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том  числе в системе оплаты труда  и отчислений страховых взносов  в социальные фонды. Сложились новые  отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда: сегодня  предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор.

       Рассматривая  проблемы аудита заработной платы  и единого социального налога, даже неискушенный в этом занятии  человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.

       Для большинства людей заработная плата является основным источником доходов и зачастую именно она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. В то же время в связи с введением в силу части II Налогового кодекса Российской Федерации все предприятия и организации обязаны уплачивать единый социальный налог в размере 26% с фонда оплаты труда, а также выплат по авторским договорам. Поэтому предприятия и организации, естественно, заинтересованы не только в снижении затрат на оплату труда, но и в уменьшении суммы обязательных отчислений с нее в социальные фонды, что позволит увеличить чистую прибыль предприятия.

       Целью написания данной работы является изучение методики аудита расчетов по заработной плате и единому социальному  налогу и разработка программы аудита.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов по заработной плате и единому социальному налогу;
  • перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
  • дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
  • раскрыть  методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;
  • рассмотреть методику проверки расчетов по единому социальному налогу с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).

       Объектом  исследования являются расчеты по заработной плате и единый социальный налог.

       При написании данной работы была использована специальная литература, которая  способствовала раскрытию теоретической  части материала. Кроме того, большое  внимание было уделено нормативным  документам, регламентирующим порядок  учета труда и заработной платы, а также порядок исчисления и уплаты единого социального налога и действующим в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ОРГАНИЗАЦИЯ  АУДИТА 

РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И ЕСН 

          1.1 Цели, задачи и объекты аудита 

       Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.

       Согласно  ФЗ от 7.08.2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных (финансовой) бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

       Цель  аудита расчетов по заработной плате  и ЕСН  – основываясь на действующих  нормативно-правовых актах, осуществить  аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов по заработной плате и ЕСН.

       К числу основных комплексов задач, которые  необходимо проверить при аудите расчетов по заработной плате и ЕСН, относятся следующие:

  1. соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
  2. учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;
  3. учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
  4. расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
  5. аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
  6. сводные расчеты по заработной плате;
  7. расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда;
  8. расчеты по депонированной заработной плате.

       Объектами аудита расчетов по заработной плате  и ЕСН являются первичная информация, в качестве которых в основном  используются унифицированные формы  первичной документации, разработанные  НИПИстатинформом Госкомстата России, а также регистры бухгалтерского учета  и отчетность. 
 

1.2 Нормативные документы, используемые при аудите 

     При аудите расчетов по заработной плате  и единому социальному налогу необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1 и 2.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1 и 2.
  3. Кодекс законов о труде.
  4. Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  5. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 29.07.98г. №43н.
  6. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению», утвержденный приказом Минфина России от 31.10.00г. №94н.
  7. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.97г. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»          (с изменениями и дополнениями 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999г., 29 декабря 2000г., 6 апреля 2001г.).
  8. Постановление Минтруда РФ от 30.12.99г. №56 «Об утверждении разъяснения «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 2000 году».
  9. Закон РФ от 06.12.91г. №1991-1 «О повышении минимального размера оплаты труда» (с изменениями и дополнениями от 30.12.01г.).
  10. Постановление Минтруда РФ от 17.05.00г. №38 «Порядок исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах».
  11. Письмо МНС от 18.10.00г. №ВБ-6-19/810 «О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах».
  12. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утв. приказом МНС РФ от 29.12.00г.                №БГ-3-07/465.
  13. Федеральный закон от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  14. Федеральный закон от 02.04.93г. №4741 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации».
  15. Федеральный закон от 11.02.02г. №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».
 
 

    1.3 Источники информации 

     Источниками информации по аудиту расчетов по заработной плате и ЕСН являются документы  по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные  документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИстатинформом Госкомстата России. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы:

  • Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма №Т-1) – составляется на каждого члена трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника,  его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.
  • Личная карточка (форма №Т-2) – заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.
  • Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма №Т-5) – составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода  работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.
  • Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма №Т-6) – применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.
  • Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма №Т-8) – составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения.

     По  учету использования рабочего времени  и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета  использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма № Т-12), табель учета использования рабочего времени (форма №Т-13). Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

     Для учета выработки и сдельной заработной платы применяются следующие первичные документы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.

     Независимо  от формы первичные документы  содержат в себе, как правило, следующие  реквизиты (показатели): место работы (цех, участок, отделение); время работы (дата); наименование и разряд работы (операции); количество и качество работы; фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих; норы времени и расценки  за единицу работы; сумму заработной платы рабочих; шифры учета затрат, на которые относится начисленная заработная плата; количество нормо-часов  по выполненной работе. 

     По  учету расчетов с персоналом по оплате труда применяются расчетно-платежная  ведомость (форма № Т-49), расчетная ведомость (форма № Т-51), платежная ведомость (форма №Т-3) и лицевой счет (форма № Т-54).  В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты заработной платы. В ней указывают фамилии и инициалы работников, их табельные номера, суммы к выдаче и расписку в получении заработной платы. Расчетно-платежные ведомости или замещающие их  расчетные и платежные ведомости применяют для расчетов с работниками за целый месяц. Лицевые счета представляют собой документы, на лицевой стороне которых записываются необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), а на обратной стороне – все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц. По эти данным легко рассчитать средний заработок за любой период.

     К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости  распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (форма № 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ 

2.1 Проверка  расчетов по начислению заработной платы 

     В процессе решения первой задачи аудитор  определяет основные категории работающих, виды начисления и порядок их оформления. Подтверждение достоверности произведенных  начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные  категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, рабочие, служащие и др.), разные временные периоды (обычно один месяц квартала) и основные виды начислений (удельный вес в структуре начисленной заработной платы должен превышать 5%). Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным книги  начислений или по данным расчетных ведомостей  подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы.

Информация о работе Аудит заработной платы