Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:12, реферат
Известно, что аудиторская проверка деятельности страховых организаций имеет свои особенности, связанные с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Поэтому большой интерес вызывают профессиональные суждения аудиторов, которые позволяют им выразить мнение о соответствии проводимых видов страхования полученным лицензиями; соответствии осуществляемой деятельности требованиям законодательства; полноте и своевременности формирования устав
Известно, что аудиторская проверка деятельности страховых организаций имеет свои особенности, связанные с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Поэтому большой интерес вызывают профессиональные суждения аудиторов, которые позволяют им выразить мнение о соответствии проводимых видов страхования полученным лицензиями; соответствии осуществляемой деятельности требованиям законодательства; полноте и своевременности формирования уставного капитала страховой организации; наличии, правильности оформления и соблюдении принятой учетной политики; правильности отражения в учете операций страхования; обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат; формировании страховых резервов и другим аспектам. Для проведения аудита в страховых организациях, как и в других организациях, формируется общий план и программы проверки. При разработке общего плана аудита, согласно правилу (стандарту) "Планирование аудита", необходимо рассмотреть следующие вопросы: деятельность аудируемого лица; системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность; характер, временные рамки и объем аудиторских процедур; координацию, текущий контроль и направления выполненной работы; прочие аспекты. Надо отметить, что каждый раздел общего плана аудита требует специальной разработки с учетом требований соответствующих правил (стандартов) аудита. Федеральными правилами (стандартами) аудита установлены общие требования к методике и организации аудиторских проверок. В этой связи аудиторским фирмам целесообразно разрабатывать внутрифирменные стандарты, раскрывающие особенности методики аудита страховых организаций.
Рассмотрим наиболее важные аспекты каждого раздела общего плана аудита и вопросы проверки специфических объектов аудита применительно к деятельности страховых организаций.
Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора и помогает аудитору: оценивать риски и выявлять проблемные области; эффективно планировать и проводить аудит; оценивать аудиторские доказательства; обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов. В федеральном правиле (стандарте) аудита № 15 "Понимание деятельности аудируемого лица" определены задачи, источники информации, основные вопросы и факторы, изучение которых позволяет решить эти задачи.
Целесообразно изучить и отразить в рабочей документации аудита следующие вопросы "о деятельности страховой организации (см. табл. 1).
Таблица 1. Вопросы о деятельности страховой организации
№ | Содержание вопроса |
1 | Организационно-правовая форма страховой организации |
2 | Полное и сокращенное наименование |
3 | Юридический адрес и адрес органа управления организации |
4 | Наличие филиалов и представительств и место их расположения |
5 | Сведения о государственной регистрации, постановке на налоговый учет и реквизиты организации |
6 | Реквизиты лицензии на право осуществления страховой деятельности, регистрационный номер в государственном реестре страховщиков |
7 | Виды добровольного и обязательного страхования, предусмотренные в соответствии с приложениями к лицензии. Какие виды осуществлялись фактически в проверяемом периоде? |
8 | Величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами |
9 | Вносились ли изменения в учредительные документы в проверяемом периоде |
10 | Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров страхования по каждому из осуществляемых видов |
11 | Осуществлялись ли операции перестрахования? Сколько партнеров — перестраховщиков и перестрахователей имеет ваша организация? |
12 | Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, принятых в перестрахование по каждому из осуществляемых видов |
13 | Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, переданных в перестрахование по каждому из осуществляемых видов |
14 | Функциональная структура управления организацией |
15 | Функциональная структура бухгалтерской службы |
16 | Определены ли порядок, сроки и форма представления информации, необходимой для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, отделами и службами организации |
17 | Характеристика технических и программных средств автоматизации оперативного и бухгалтерского учета |
18 | Связаны ли системы бухгалтерского и оперативного учета единой системой информационной системой? Если нет, то каким образом организована передача информации из одной системы в другую? |
19 | Применялись ли в проверяемый период к организации санкции Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью Минфина России? Если да, то по каким основаниям? |
20 | Имели ли место налоговые проверки в проверяемом периоде? |
21 | Имеются ли незаконченные судебные дела и неурегулированные претензии с какими-либо организациями и другими лицами? |
Кроме того, необходимо провести предварительный анализ деятельности страховой организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следует изучить масштабы деятельности, динамику страховых премий и страховых выплат, страховые резервы и направления их инвестирования, рентабельность деятельности и дать оценку другим показателям. Целью такого анализа является предварительная оценка финансового положения и состояния аудируемого лица, а так же выявление важнейших направлений (областей) аудита.
Согласно требованиям правила (стандарта) аудита № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" аудитор должен достичь понимания систем бухгалтерского учета (СБУ) и внутреннего контроля (СВК) аудируемой организации и определить их эффективность.
Система внутреннего контроля (СВК) — это совокупность методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в целях выявления, исправления и предотвращения существенных ошибок и искажений учетной информации, которые могут повлиять на достоверность показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. На рис. 1 показаны все элементы системы внутреннего контроля, которые следует проанализировать.
Рис. 1. Система внутреннего контроля и ее элементы
Система внутреннего контроля |
Система бухгалтерского учета: - Бухгалтерская служба - Учетная политика - Система документооборота - Первичные документы - Технические и программные средства автоматизации |
Средства (методы контроля): - Порядок и сроки проведения инвентаризации - Наличие внутренних документов, регулирующих права и ответственность должностных лиц - Наличие внутренних регламентов (правил) - Контроль за соблюдением регламентов (правил) - Ограничение доступа посторонних лиц к активам информации и т.п. - Санкционированность (разрешение) выполняемых действий в системе - Обоснованность действий в системе и их соответствие (законодательству) |
Контрольная среда: - Организационная структура - Распределение ответственности и полномочий - Кадровая политика - Порядок подготовки отчетности для внешних пользователей - Порядок ведения управленческого учета и внутренняя отчетность - Соответствие хозяйственной деятельности требованиям законодательства - Стиль и принципы управления |
Оценка состояния системы внутреннего контроля проводится в соответствии с предпосылками подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности и требует решения следующих задач:
· существование — СВК препятствует отражению в учете фиктивных и несуществующих фактов хозяйственной жизни;
· законность — СВК не допускает отражение в учете противозаконных фактов хозяйственной жизни; обеспечивает мониторинг изменения законодательства;
· права и обязанности — СВК не допускает отражение в учете несанкционированных и необоснованных фактов хозяйственной деятельности, которые могли бы привести к
· злоупотреблениям, неэффективному использованию активов и др.;
· полнота — СВК не допускают пропуска в учетных записях фактов хозяйственной жизни, имевших место в отчетном периоде;
· оценка — СВК обеспечивают оценку фактов хозяйственной жизни в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
· точность — СВК обеспечивают правильность записей фактов хозяйственной жизни в учетные регистры, их классификацию, систематизацию и суммирование данных в регистрах, их соответствие главной книге и отчетности;
· периодизация — СВК обеспечивают отражение фактов хозяйственной жизни своевременно и в соответствующем периоде;
· представление и раскрытие — СВК обеспечивают правильное отражение фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета и раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исходя из перечисленных предпосылок аудиторы разрабатывают тесты оценки надежности СВК и ее элементов.
Предлагаемая форма теста позволяет дать не только оценку элементов СВК, но и обосновать (пояснить) вывод аудитора в отношении исследуемых аспектов. Например, оценивая соответствие учетной политики требования ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (пункт 1.7.), целесообразно пояснить, какие из установленных требований не соблюдаются. С этой целью может быть подготовлен рабочий документ оценки соответствия учетной политики.
Оценка надежности и эффективности СВК в целом и ее отдельных элементов требует формирования профессионального суждения аудитора. Для этого могут быть использованы два подхода: качественной или количественной оценки. Первый подход основан на использовании системы качественных оценок: низкая, средняя, высокая. При этом сначала оценивается каждый элемент СВК, а затем анализируется общий уровень надежности системы или ее составляющих (системы бухгалтерского учета, системы контроля и других). Поскольку отдельные элементы системы могут получить различные оценки надежности и эффективности, для оценки системы в целом необходимо сопоставить долю (удельный вес) полученных оценок по каждой группе (низкая, средняя, высокая) в общем числе полученных оценок. Для обобщения и анализа полученных оценок мы предлагаем использовать следующую матрицу оценок (табл. 3).
Второй подход (количественный) к оценке надежности системы основан на использовании некоторых количественных характеристик, например, балльной оценке. Аудитором могут быть выработаны и иные подходы, приемы и методы, позволяющие дать оценку надежности СВК и ее элементов.
Исходя из результатов тестирования можно оценить аудиторский риск проверки, руководствуясь правилом (стандартом) аудита № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом". Следует помнить, что аудиторский риск является предпринимательским риском аудитора (аудиторской фирмы) и представляет собой оценку вероятности неэффективности аудиторской проверки.
Уровень аудиторского риска зависит от неэффективности системы учета (неотъемлемый риск); от неэффективности системы внутреннего контроля (риск средств контроля); от невыявления аудитором ошибок в ходе аудита (риск необнаружения). Задача аудитора состоит в изучении и оценке этих рисков в ходе работы, и документировании результатов оценки. Анализ результатов тестирования СВК позволяет дать общую оценку эффективности системы внутреннего контроля и составляющих аудиторского риска: неотъемлемого риска и контрольного риска.
При подготовке общего плана аудита дается оценка неотъемлемого риска в отношении отдельных статей баланса и показателей бухгалтерской отчетности. При подготовке программы аудита оцениваются неотъемлемые риски для счетов бухгалтерского учета и операций, сальдо и (или) обороты по которым превышают заданный уровень существенности.
На практике аудиторы используют два основных подхода к оценке аудиторского риска: оценочный (интуитивный) подход; количественный подход.
Оценочный, интуитивный подход заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторий риск по отчетности в целом или по отдельным группам операций как высокий, вероятный (средний) и маловероятный (низкий) и используют эту оценку в планировании аудита.
Количественный подход предполагает количественный расчет моделей аудиторского риска. DAR = IR*CR* DR,
где:
DAR — аудиторский риск;
IR— неотъемлемый риск;
CR— контрольный риск (риск средств контроля);
DR— риск необнаружения (процедурный риск).
Очевидно, что оценка неотъемлемого риска и контрольного риска прямо связана с оценкой эффективности СВК, основана на единых подходах.
Во взаимосвязи с аудиторским риском дается оценка уровня существенности. При оценке уровня существенности аудитор должен руководствоваться правилом (стандартом) аудита № 4 "Существенность в аудите".
Ошибка считается существенной, если ее пропуск (необнаружение) значительно искажает показатели бухгалтерской отчетности и влияет на решение пользователя, основанное на данной отчетности. При определении уровня существенности учитывают, как правило, два фактора: абсолютную и относительную величину ошибки. Абсолютная величина — это субъективное мнение аудитора о том, что ошибка в определенной сумме может признаваться существенной ввиду значимости суммы, независимо от других обстоятельств. Относительная величина определяется в процентном соотношении к соответствующей принятой базовой величине.