Аудит в страховых компаниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

Известно, что аудиторская проверка деятельности страховых организаций имеет свои особенности, связанные с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Поэтому большой интерес вызывают профессиональные суждения аудиторов, которые позволяют им выразить мнение о соответствии проводимых видов страхования полученным лицензиями; соответствии осуществляемой деятельности требованиям законодательства; полноте и своевременности формирования устав

Работа содержит 1 файл

62.doc

— 102.00 Кб (Скачать)


Известно, что аудиторская проверка деятельности страховых организаций имеет свои особенности, связанные с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Поэтому большой интерес вызывают профессиональные суждения аудиторов, которые позволяют им выразить мнение о соответствии проводимых видов страхования полученным лицензиями; соответствии осуществляемой деятельности требованиям законодательства; полноте и своевременности формирования уставного капитала страховой организации; наличии, правильности оформления и соблюдении принятой учетной политики; правильности отражения в учете операций страхования; обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат; формировании страховых резервов и другим аспектам. Для проведения аудита в страховых организациях, как и в других организациях, формируется общий план и программы проверки. При разработке общего плана аудита, согласно правилу (стандарту) "Планирование аудита", необходимо рассмотреть следующие вопросы: деятельность аудируемого лица; системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность; характер, временные рамки и объем аудиторских процедур; координацию, текущий контроль и направления выполненной работы; прочие аспекты. Надо отметить, что каждый раздел общего плана аудита требует специальной разработки с учетом требований соответствующих правил (стандартов) аудита. Федеральными правилами (стандартами) аудита установлены общие требования к методике и организации аудиторских проверок. В этой связи аудиторским фирмам целесообразно разрабатывать внутрифирменные стандарты, раскрывающие особенности методики аудита страховых организаций.

Рассмотрим наиболее важные аспекты каждого раздела общего плана аудита и вопросы проверки специфических объектов аудита применительно к деятельности страховых организаций.

Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора и помогает аудитору: оценивать риски и выявлять проблемные области; эффективно планировать и проводить аудит; оценивать аудиторские доказательства; обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов. В федеральном правиле (стандарте) аудита № 15 "Понимание деятельности аудируемого лица" определены задачи, источники информации, основные вопросы и факторы, изучение которых позволяет решить эти задачи.

Целесообразно изучить и отразить в рабочей документации аудита следующие вопросы "о деятельности страховой организации (см. табл. 1).


Таблица 1. Вопросы о деятельности страховой организации

 

Содержание вопроса

1

Организационно-правовая форма страховой организации

2

Полное и сокращенное наименование

3

Юридический адрес и адрес органа управления организации

4

Наличие филиалов и представительств и место их расположения

5

Сведения о государственной регистрации, постановке на налоговый учет и реквизиты организации

6

Реквизиты лицензии на право осуществления страховой деятельности, регистрационный номер в государственном реестре страховщиков

7

Виды добровольного и обязательного страхования, предусмотренные в соответствии с приложениями к лицензии. Какие виды осуществлялись фактически в проверяемом периоде?

8

Величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами

9

Вносились ли изменения в учредительные документы в проверяемом периоде

10

Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров страхования по каждому из осуществляемых видов

11

Осуществлялись ли операции перестрахования? Сколько партнеров — перестраховщиков и перестрахователей имеет ваша организация?

12

Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, принятых в перестрахование по каждому из осуществляемых видов

13

Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, переданных в перестрахование по каждому из осуществляемых видов

14

Функциональная структура управления организацией

15

Функциональная структура бухгалтерской службы

16

Определены ли порядок, сроки и форма представления информации, необходимой для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, отделами и службами организации

17

Характеристика технических и программных средств автоматизации оперативного и бухгалтерского учета

18

Связаны ли системы бухгалтерского и оперативного учета единой системой информационной системой? Если нет, то каким образом организована передача информации из одной системы в другую?

19

Применялись ли в проверяемый период к организации санкции Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью Минфина России? Если да, то по каким основаниям?

20

Имели ли место налоговые проверки в проверяемом периоде?

21

Имеются ли незаконченные судебные дела и неурегулированные претензии с какими-либо организациями и другими лицами?

Кроме того, необходимо провести предварительный анализ деятельности страховой организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следует изучить масштабы деятельности, динамику страховых премий и страховых выплат, страховые резервы и направления их инвестирования, рентабельность деятельности и дать оценку другим показателям. Целью такого анализа является предварительная оценка финансового положения и состояния аудируемого лица, а так же выявление важнейших направлений (областей) аудита.

Согласно требованиям правила (стандарта) аудита № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" аудитор должен достичь понимания систем бухгалтерского учета (СБУ) и внутреннего контроля (СВК) аудируемой организации и определить их эффективность.

Система внутреннего контроля (СВК) — это совокупность методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в целях выявления, исправления и предотвращения существенных ошибок и искажений учетной информации, которые могут повлиять на достоверность показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. На рис. 1 показаны все элементы системы внутреннего контроля, которые следует проанализировать.


Рис. 1. Система внутреннего контроля и ее элементы

 

Система внутреннего контроля

 

Система бухгалтерского учета:

- Бухгалтерская служба

- Учетная политика

- Система документооборота

- Первичные документы

- Технические и программные средства автоматизации

 

Средства

(методы контроля):

- Порядок и сроки проведения инвентаризации

- Наличие внутренних документов, регулирующих права и ответственность должностных лиц

- Наличие внутренних регламентов (правил)

- Контроль за соблюдением регламентов (правил)

- Ограничение доступа посторонних лиц к активам информации и т.п.

- Санкционированность (разрешение) выполняемых действий в системе

- Обоснованность действий в системе и их соответствие (законодательству)

 

Контрольная среда:

- Организационная структура

- Распределение ответственности и полномочий

- Кадровая политика

- Порядок подготовки отчетности для внешних пользователей

- Порядок ведения управленческого учета и внутренняя отчетность

- Соответствие хозяйственной деятельности требованиям законодательства

- Стиль и принципы управления

 


Оценка состояния системы внутреннего контроля проводится в соответствии с предпосылками подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности и требует решения следующих задач:

· существование — СВК препятствует отражению в учете фиктивных и несуществующих фактов хозяйственной жизни;

· законность — СВК не допускает отражение в учете противозаконных фактов хозяйственной жизни; обеспечивает мониторинг изменения законодательства;

· права и обязанности — СВК не допускает отражение в учете несанкционированных и необоснованных фактов хозяйственной деятельности, которые могли бы привести к

· злоупотреблениям, неэффективному использованию активов и др.;

· полнота — СВК не допускают пропуска в учетных записях фактов хозяйственной жизни, имевших место в отчетном периоде;

· оценка — СВК обеспечивают оценку фактов хозяйственной жизни в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;

· точность — СВК обеспечивают правильность записей фактов хозяйственной жизни в учетные регистры, их классификацию, систематизацию и суммирование данных в регистрах, их соответствие главной книге и отчетности;

· периодизация — СВК обеспечивают отражение фактов хозяйственной жизни своевременно и в соответствующем периоде;

· представление и раскрытие — СВК обеспечивают правильное отражение фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета и раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исходя из перечисленных предпосылок аудиторы разрабатывают тесты оценки надежности СВК и ее элементов.

Предлагаемая форма теста позволяет дать не только оценку элементов СВК, но и обосновать (пояснить) вывод аудитора в отношении исследуемых аспектов. Например, оценивая соответствие учетной политики требования ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (пункт 1.7.), целесообразно пояснить, какие из установленных требований не соблюдаются. С этой целью может быть подготовлен рабочий документ оценки соответствия учетной политики.

Оценка надежности и эффективности СВК в целом и ее отдельных элементов требует формирования профессионального суждения аудитора. Для этого могут быть использованы два подхода: качественной или количественной оценки. Первый подход основан на использовании системы качественных оценок: низкая, средняя, высокая. При этом сначала оценивается каждый элемент СВК, а затем анализируется общий уровень надежности системы или ее составляющих (системы бухгалтерского учета, системы контроля и других). Поскольку отдельные элементы системы могут получить различные оценки надежности и эффективности, для оценки системы в целом необходимо сопоставить долю (удельный вес) полученных оценок по каждой группе (низкая, средняя, высокая) в общем числе полученных оценок. Для обобщения и анализа полученных оценок мы предлагаем использовать следующую матрицу оценок (табл. 3).

Второй подход (количественный) к оценке надежности системы основан на использовании некоторых количественных характеристик, например, балльной оценке. Аудитором могут быть выработаны и иные подходы, приемы и методы, позволяющие дать оценку надежности СВК и ее элементов.

Исходя из результатов тестирования можно оценить аудиторский риск проверки, руководствуясь правилом (стандартом) аудита № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом". Следует помнить, что аудиторский риск является предпринимательским риском аудитора (аудиторской фирмы) и представляет собой оценку вероятности неэффективности аудиторской проверки.

Уровень аудиторского риска зависит от неэффективности системы учета (неотъемлемый риск); от неэффективности системы внутреннего контроля (риск средств контроля); от невыявления аудитором ошибок в ходе аудита (риск необнаружения). Задача аудитора состоит в изучении и оценке этих рисков в ходе работы, и документировании результатов оценки. Анализ результатов тестирования СВК позволяет дать общую оценку эффективности системы внутреннего контроля и составляющих аудиторского риска: неотъемлемого риска и контрольного риска.

При подготовке общего плана аудита дается оценка неотъемлемого риска в отношении отдельных статей баланса и показателей бухгалтерской отчетности. При подготовке программы аудита оцениваются неотъемлемые риски для счетов бухгалтерского учета и операций, сальдо и (или) обороты по которым превышают заданный уровень существенности.

На практике аудиторы используют два основных подхода к оценке аудиторского риска: оценочный (интуитивный) подход; количественный подход.

Оценочный, интуитивный подход заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторий риск по отчетности в целом или по отдельным группам операций как высокий, вероятный (средний) и маловероятный (низкий) и используют эту оценку в планировании аудита.

Количественный подход предполагает количественный расчет моделей аудиторского риска. DAR = IR*CR* DR,

где:

DAR — аудиторский риск;

IR— неотъемлемый риск;

CR— контрольный риск (риск средств контроля);

DR— риск необнаружения (процедурный риск).

Очевидно, что оценка неотъемлемого риска и контрольного риска прямо связана с оценкой эффективности СВК, основана на единых подходах.

Во взаимосвязи с аудиторским риском дается оценка уровня существенности. При оценке уровня существенности аудитор должен руководствоваться правилом (стандартом) аудита № 4 "Существенность в аудите".

Ошибка считается существенной, если ее пропуск (необнаружение) значительно искажает показатели бухгалтерской отчетности и влияет на решение пользователя, основанное на данной отчетности. При определении уровня существенности учитывают, как правило, два фактора: абсолютную и относительную величину ошибки. Абсолютная величина — это субъективное мнение аудитора о том, что ошибка в определенной сумме может признаваться существенной ввиду значимости суммы, независимо от других обстоятельств. Относительная величина определяется в процентном соотношении к соответствующей принятой базовой величине.

Информация о работе Аудит в страховых компаниях