Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:46, курсовая работа
Основными задачами данного вида аудита являются:
Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата.
Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.
Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж.
Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доводов.
Проверка правильности формирования и использования чистой прибыли.
Введение
В условиях рыночных отношений основой стабильного положения любого предприятия является финансовая устойчивость, мерой которой служит его финансовое состояние.
Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Именно финансовое состояние определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить степень гарантий экономических интересов как самого предприятия, так и его настоящих и потенциальных партнеров по финансовым и другим отношениям.
Целью проверки финансовых результатов является установление соответствия применяемой предприятием методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативных документов, действующим в Российской Федерации. Это необходимо для установления достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.
Основными задачами данного вида аудита являются:
Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата.
Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.
Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж.
Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доводов.
Проверка правильности формирования и использования чистой прибыли.
Во время проверки правильности формирования финансового результата используются процедуры, выполняемые в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Аудит достоверности финансовых результатов проведем, используя бухгалтерские данные ООО «Гамма». Заключительным этапом курсовой работы будет являться заключение о достоверности формирования финансового результата предприятия.
1. Источники информации аудита достоверности финансовых результатов
Источниками информации для проведения аудиторской проверки правильности формирования финансовых результатов служат:
унифицированные документы, служащие основанием для отражения в учете
операций по реализации товаров (работ, услуг), и другие первичные документы, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций, связанных с формированием и использованием финансовых результатов;
учетные регистры, используемые для отражения хозяйственных операций по учету (на предприятиях, применяющих единую журнально - ордерную форму счетоводства, утвержденную Письмом Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 «Об Инструкции по применению единой журнально - ордерной формы счетоводства»);
главная книга;
бухгалтерский баланс (ф. № 1) и отчет о прибылях и убытках (ф. № 2).
При проверке финансовых результатов следует учитывать, что в Бухгалтерском балансе (ф. № 1) в разд. 3 «Капитал и резервы» отражаются показатели:
нераспределенная прибыль прошлых лет (стр. 460);
непокрытый убыток прошлых лет (стр. 465);
нераспределенная прибыль отчетного года (стр. 470);
непокрытый убыток отчетного года (стр. 475).
Формирование финансового результата деятельности организации приводится в Отчете о прибылях и убытках (ф. №2).
Аудиту могут быть подвергнуты и другие источники информации:
планово - экономическая документация по калькулированию стоимости продукции (работ, услуг);
отчеты об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием;
соответствующие таблицы бизнес - плана и др.
2.Планирование аудита
На первом этапе, согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Планирование аудита», проводится сбор информации о хозяйствующем субъекте в целях выяснения особенностей его финансово-хозяйственной деятельности, характере внешней и внутренней среды, оказывающих как прямое, так и косвенное влияние на его деятельность, а также о структуре капитала, уровне рентабельности, системе внутреннего контроля, порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта.
При первичном знакомстве с предварительной бухгалтерской (финансовой) отчетностью проводятся аналитические процедуры с элементами упрощенного финансового анализа. Цели этих процедур - выявление нетипичных и существенных колебаний, определение сущности, содержания и временных границ аудиторской проверки.
Полученная таким образом предварительная информация является главным ориентиром в ходе выполнения основной программы аудита.
На втором этапе аудитору необходимо составить свое мнение о постановке бухгалтерского учета, достоверности и объективности учетных данных, эффективности внутреннего контроля.
Планирование проверки достоверности финансовых результатов является непрерывным процессом. Аудитор обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:
заказчик предоставил неточные сведения о положении дел, что привело к изменению узловых позиций проверки;
обнаружены существенные ошибки и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;
Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.
На следующем этапе необходимо определить, по каким участкам проводится системная проверка, по каким - проверка отдельных элементов. На это решение влияют результаты аналитических процедур и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Во время разработки общего плана проверки необходимо с учетом степени риска определить аудиторские процедуры для тех позиций годовой бухгалтерской отчетности, которые не подлежат системной проверке.
После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки, т.е. объем информации для выборок. Объем выборки зависит от степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции годовой бухгалтерской отчетности; уровня существенности; степени точности ожидаемых результатов; оценки надежности системы внутреннего контроля.
3. Проверочные процедуры
Во время проверки правильности формирования финансового результата
аудиторами проводятся указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры, которые выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности:
сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»);
оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);
исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности («Аналитические процедуры»);
проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);
получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта);
отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);
оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность и аудиторский риск»);
установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»);
получение доказательств («Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);
проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности»);
проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами («Учет операций со связанными сторонами»);
проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);
оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур («Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);
контроль качества работы в ходе проведения аудита («Внутрифирменный контроль качества аудита»);
4. Виды аналитических процедур
В процессе проведения проверки аудитор может применять следующие аналитические процедуры:
сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями, определенными экономическим субъектом;
сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозируемыми показателями, самостоятельно определенными аудитором;
сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;
сравнение показателей бухгалтерской отчетности с небухгалтерскими данными (данными, не входящими в состав бухгалтерской отчетности);
анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними;
другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие индивидуальные особенности организационной структуры экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит.
5. Проверка формирования финансового результата
Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта значительно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.
Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.
Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Цель аудита - сформировать мнение о достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской отчетности по финансовым результатам.
В соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) доходы и расходы организации в зависимости от характера, условий получения и осуществления направлений деятельности организации подразделяют:
Доходы
Расходы
Доходы от обычных видов деятельности
Расходы от обычных видов деятельности
Операционные доходы
Операционные расходы
Внереализационные доходы
Внереализационные расходы
Чрезвычайные доходы
Чрезвычайные расходы
Осуществляя проверку необходимо учитывать, что в отчетности формирование финансового результата показывается развернуто.
Для достижения цели проверки финансовых результатов и их использования необходимо проконтролировать:
правильность формирования финансового результата от продажи (продажу продукции (работ, услуг); соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;
учет операционный доходов и расходов;
учет внереализационных доходов и расходов;
учет чрезвычайных доходов и расходов;
учет использования прибыли (налоги, финансовые санкции).
Тест проверки формирования показателей "Отчета о прибылях и убытках" (ф. N 2)
Показатели отчетной формы | Данные регистров синтетического и аналитического учета | ||||
Код строки | Показатель | Сумма, руб. | Заполнение по данным бухгалтерского учета | Сумма, руб | Отклонения |
010 | 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей |
| Сальдо счета 90-1 минус сальдо счета 90-3 минус сальдо счета 90-4 минус сальдо счета 90-5 "Экспортные пошлины" минус сальдо счета 90-6 "Налог с продаж"
Итого сальдо нетто-выручки |
|
|
020 | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
| Сальдо счета 90-2 (кроме коммерческих и управленческих расходов) |
|
|
030 | Коммерческие расходы |
| Сальдо субсчета 90-7 "Расходы на продажу" (или по данным аналитического учета к субсчету 90-2) |
|
|
040 <*> | Управленческие расходы |
| Сальдо субсчета 90-8 "Управленческие расходы" |
|
|
060 | Проценты к получению |
| По данным аналитического учета счета 91-1 или по данным отдельного субсчета |
|
|
070 | Проценты к уплате |
| По данным аналитического учета счета 91-2 |
|
|
080 | Доходы от участия в других организациях |
| По данным аналитического учета счета 91-1 |
|
|
090 | Прочие операционные доходы |
| По данным аналитического учета счета 91-2 |
|
|
100 | Прочие операционные расходы |
| По данным аналитического учета к счету 91-2 |
|
|
110 | Внереализационные доходы |
| По данным аналитического учета к счету 91-1 |
|
|
130 | Внереализационные расходы |
| По данным аналитического учета к счету 91-2 |
|
|
150 | Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
| По данным аналитического учета к счету 99 "Прибыли и убытки" (субсчет) |
|
|
170 | Чрезвычайные доходы |
| По данным аналитического учета к счету 99 "Прибыли и убытки" |
|
|
180 | Чрезвычайные расходы |
| По данным аналитического учета к счету 99 "Прибыли и убытки" |
|
|
<*> Стр. 040 заполняется в тех организациях, которые применяют методику списания общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 "Продажи". |