Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:52, реферат
В России аудит бухгалтерской отчётности в послереволюционную эпоху появился с конца 80-х гг. и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие Президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 г. Характерная черта этого времени — профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. Это наложило отпечаток на т. н. «русский» аудит (то есть аудит в российском понимании), который отличался и до настоящего времени продолжает отличаться от аудита в классическом смысле.
Аудит в России
В России аудит бухгалтерской отчётности в послереволюционную эпоху появился с конца 80-х гг. и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие Президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 г. Характерная черта этого времени — профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. Это наложило отпечаток на т. н. «русский» аудит (то есть аудит в российском понимании), который отличался и до настоящего времени продолжает отличаться от аудита в классическом смысле.
Главные отличия — налоговый
уклон (проверяющие большую
В настоящее время российские
аудиторы активно усваивают
В 2001 г. в России был принят и с 2002 г. вступил в силу Закон «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности следует отметить, что закон устанавливает специальную правоспособность для аудиторских организаций, то есть аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами, к числу которых отнесены:
Закон достаточно подробно регламентировал основные отношения в сфере финансового аудита, однако полностью игнорировал даже само понятие специального аудита, в том числе промышленного аудита, а также аудита со специальным заданием и т. д. Не нашли отражения нормы по судебно-бухгалтерской экспертизе и привлечению аудиторов в качестве экспертов и специалистов в уголовном и гражданском процессе.
Тем не менее, хотя закон определил основные пути развития и правовые рамки аудиторской деятельности в России на целое пятилетие, он будет правиться в ближайшем будущем, что связано как с допущенными ошибками, так и изменениями эволюционного характера (например, ожидаемая отмена лицензирования аудиторской деятельности).
Следует также учитывать, что закон носит отсылочный характер (то есть содержит большое количество норм, ссылающихся на другие нормативные документы). В частности нормы, регулирующие аудит, содержатся в Федеральных Стандартах Аудиторской Деятельности, являющихся обязательными для всех аудиторских организаций в России, Законе «О бухгалтерском учёте», Законе «О техническом регулировании» и других нормативных актах.
На сегодняшний день аудит всё ещё лицензируемый вид деятельности. Лицензия на аудиторскую деятельность выдаётся Министерством Финансов РФ. Лицензии выдаются сроком на 5 лет на три вида деятельности:
Основным
лицензионным условием является наличие
в штате не менее 5 аттестованных аудиторов.
Существует также сложившаяся практика
аккредитации аудиторских организаций
при том или ином органе государственной
власти.
Перспективы развития аудита в России связаны с отказом от лицензирования с переходом функций по регулированию и контролю в сфере аудиторской деятельности к саморегулирующим организациям (СРО) — некоммерческим общественным профессиональным организациям, состоящим из аудиторских фирм и частных аудиторов. Именно СРО должны будут обязать своих членов внедрить аудиторские стандарты и стандарты качества, обеспечить механизм ответственности аудиторов (через страхование или солидарную ответственность членов СРО) и обеспечит систему повышения квалификации и аттестации кадров.
http://cptim.narod.ru/
Каковы
же перспективы развития аудиторского
рынка в России?
С первого января 2010 года российский рынок
аудиторских услуг находится в состоянии
саморегулирования. Таким образом, государственные
структуры отказались от осуществления
контроля над деятельностью аудиторов.
К чему это приведет?
Уже сейчас наблюдается резкое сокращение
числа аудиторов, ведь примерно треть
их отказалась от вступления в саморегулируемые
аудиторские организации. И теперь основная
задача тех, кто остался в строю – поднять
оказание аудиторских услуг на качественно
новый уровень, доказав, а быть может и
опровергнув эффективность СРО.
http://www.aton-c.ru/
Переходный период от лицензирования к саморегулированию в аудиторской деятельности закончился 1 января 2010 г.: лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
В отличие, например, от оценочной деятельности субъектами аудиторской деятельности являются как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы саморегулирования в аудиторской деятельности, являются:
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- Федеральный
закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ
«О саморегулируемых
Иными значимыми
актами, регулирующими отдельные
вопросы осуществления
Согласно Закону об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:
Следует также отметить, что Законом об аудиторской деятельности предусмотрено принятие каждой из СРО аудиторов одобренного Советом по аудиторской деятельности кодекса профессиональной этики аудиторов с возможностью включения в принимаемый на уровне СРО кодекс дополнительных требований.
Кроме того, Законом
об аудиторской деятельности определен
новый порядок получения
Для проведения квалификационного экзамена всеми СРО аудиторов создается единая аттестационная комиссия, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (Министерство финансов Российской Федерации). Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности - Минфином России (постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185).
в долгосрочной перспективе представляется необходимым проработать вопрос об изменении субъекта аудиторской деятельности, по а налогии с другими отраслями и сферами деятельности, где введено обязательное членство в СРО, и субъектом регулирования является физическое лицо.
Среди основных положительных моментов, связанных с изменением отраслевого законодательства в части регламентации вопросов саморегулирования аудиторской деятельности, необходимо отметить следующее.
Помимо государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов, Законом об аудиторской деятельности предусматривается осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, как саморегулируемыми организациями аудиторов, так и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (Росфиннадзор).
Также, Законом
об аудиторской деятельности определен
новый порядок получения
1. Наряду с
обязательным требованием о