Аудит в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Описание работы

В России аудит бухгалтерской отчётности в послереволюционную эпоху появился с конца 80-х гг. и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие Президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 г. Характерная черта этого времени — профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. Это наложило отпечаток на т. н. «русский» аудит (то есть аудит в российском понимании), который отличался и до настоящего времени продолжает отличаться от аудита в классическом смысле.

Работа содержит 1 файл

Аудит в России.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Аудит в России

В России аудит бухгалтерской отчётности в послереволюционную эпоху появился с конца 80-х гг. и был тесно  связан с деятельностью вновь  возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался  стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие Президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 г. Характерная черта этого времени — профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. Это наложило отпечаток на т. н. «русский» аудит (то есть аудит в российском понимании), который отличался и до настоящего времени продолжает отличаться от аудита в классическом смысле.

  Главные отличия — налоговый  уклон (проверяющие большую часть  проверки ищут допущенные бухгалтерией  ошибки при расчёте налогов)  и «карательный характер» аудита — то есть целенаправленный поиск нарушений.

  В настоящее время российские  аудиторы активно усваивают зарубежный  опыт и занимаются не только  аудитом, но и сопутствующими услугами, причём доля именно сопутствующих услуг постоянно растёт.

В 2001 г. в России был принят и с 2002 г. вступил в силу Закон «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности следует отметить, что закон устанавливает специальную правоспособность для аудиторских организаций, то есть аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами, к числу которых отнесены:

  • ведение и восстановление бухгалтерской и налоговой отчётности,
  • юридические услуги,
  • оценочная деятельность,
  • автоматизация процессов управления и учёта на предприятиях,
  • маркетинг.

Закон достаточно подробно регламентировал  основные отношения в сфере финансового  аудита, однако полностью игнорировал  даже само понятие специального аудита, в том числе промышленного аудита, а также аудита со специальным заданием и т. д. Не нашли отражения нормы по судебно-бухгалтерской экспертизе и привлечению аудиторов в качестве экспертов и специалистов в уголовном и гражданском процессе.

Тем не менее, хотя закон определил основные пути развития и правовые рамки аудиторской деятельности в России на целое пятилетие, он будет правиться в ближайшем будущем, что связано как с допущенными ошибками, так и изменениями эволюционного характера (например, ожидаемая отмена лицензирования аудиторской деятельности).

Следует также учитывать, что закон носит  отсылочный характер (то есть содержит большое количество норм, ссылающихся  на другие нормативные документы). В  частности нормы, регулирующие аудит, содержатся в Федеральных Стандартах Аудиторской Деятельности, являющихся обязательными для всех аудиторских организаций в России, Законе «О бухгалтерском учёте», Законе «О техническом регулировании» и других нормативных актах.

На  сегодняшний день аудит всё ещё лицензируемый вид деятельности. Лицензия на аудиторскую деятельность выдаётся Министерством Финансов РФ. Лицензии выдаются сроком на 5 лет на три вида деятельности:

  • общий аудит,
  • аудит банков,
  • аудит профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Основным лицензионным условием является наличие в штате не менее 5 аттестованных аудиторов. Существует также сложившаяся практика аккредитации аудиторских организаций при том или ином органе государственной власти.  

Перспективы развития аудита в России связаны с отказом от лицензирования с переходом функций по регулированию и контролю в сфере аудиторской деятельности к саморегулирующим организациям (СРО) — некоммерческим общественным профессиональным организациям, состоящим из аудиторских фирм и частных аудиторов. Именно СРО должны будут обязать своих членов внедрить аудиторские стандарты и стандарты качества, обеспечить механизм ответственности аудиторов (через страхование или солидарную ответственность членов СРО) и обеспечит систему повышения квалификации и аттестации кадров.

http://cptim.narod.ru/documents/rus_audit.html

Каковы  же перспективы развития аудиторского рынка в России? 
С первого января 2010 года российский рынок аудиторских услуг находится в состоянии саморегулирования. Таким образом, государственные структуры отказались от осуществления контроля над деятельностью аудиторов. К чему это приведет? 
Уже сейчас наблюдается резкое сокращение числа аудиторов, ведь примерно треть их отказалась от вступления в саморегулируемые аудиторские организации. И теперь основная задача тех, кто остался в строю – поднять оказание аудиторских услуг на качественно новый уровень, доказав, а быть может и опровергнув эффективность СРО.

http://www.aton-c.ru/materialsarchiv/15-10-2010/114.html

Переходный период от лицензирования к саморегулированию  в аудиторской деятельности закончился 1 января 2010 г.: лицензии на осуществление  аудиторской деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

В отличие, например, от оценочной деятельности субъектами аудиторской деятельности являются как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими  вопросы саморегулирования в  аудиторской деятельности, являются:

- Федеральный  закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

- Федеральный  закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ  «О саморегулируемых организациях»  (далее - Закон о саморегулируемых  организациях).

Иными значимыми  актами, регулирующими отдельные  вопросы осуществления аудиторской деятельности, являются федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а также кодекс профессиональной этики аудиторов.

Согласно Закону об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая  организация включается в государственный  реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

  • Объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации;
  • Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • Обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Следует также  отметить, что Законом об аудиторской  деятельности предусмотрено принятие каждой из СРО аудиторов одобренного  Советом по аудиторской деятельности кодекса профессиональной этики  аудиторов с возможностью включения  в принимаемый на уровне СРО кодекс дополнительных требований.

Кроме того, Законом  об аудиторской деятельности определен  новый порядок получения квалификационного  аттестата аудитора, устанавливаются  правила проведения квалификационного  экзамена. Указанный порядок окончательно вступит в силу с 1 января 2013 г., до указанного срока Законом об аудиторской деятельности предусмотрена возможность сдачи квалификационного экзамена в упрощенном порядке.

Для проведения квалификационного экзамена всеми  СРО аудиторов создается единая аттестационная комиссия, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (Министерство финансов Российской Федерации). Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью  СРО аудиторов осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности - Минфином России (постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185).

в долгосрочной перспективе представляется необходимым проработать вопрос об изменении субъекта аудиторской деятельности, по а налогии с другими отраслями и сферами деятельности, где введено обязательное членство в СРО, и субъектом регулирования является физическое лицо.

Среди основных положительных моментов, связанных  с изменением отраслевого законодательства в части регламентации вопросов саморегулирования аудиторской  деятельности, необходимо отметить следующее.

Помимо государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов, Законом об аудиторской деятельности предусматривается осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, как саморегулируемыми организациями аудиторов, так и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (Росфиннадзор).

Также, Законом  об аудиторской деятельности определен  новый порядок получения квалификационного  аттестата аудитора, устанавливаются правила проведения квалификационного экзамена, в соответствии с которыми всеми СРО аудиторов создается единая аттестационная комиссия, в порядке, установленном Минфином России.

Выводы  и предложения  по развитию саморегулирования в сфере аудиторской деятельности

1. Наряду с  обязательным требованием о создании  компенсационного фонда, целесообразно  введение механизма страхования  профессиональной ответственности  с целью обеспечения индивидуальной  и коллегиальной ответственности в сфере аудиторской деятельности. При этом целесообразно предусмотреть возможность регресса лицу, причинившему вред, в случае, если страховой случай наступил вследствие его умысла. Размер регрессного требования не может превышать суммы выплаченного страхового возмещения.

  • Для создания единой модели института саморегулирования в Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о передаче функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов органу, отличному от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности.
  • Представляется необходимым создание национального объединения в сфере аудиторской деятельности как самостоятельного органа регулирующего профессию аудитора, независимого от федеральных органов исполнительной власти. При этом целесообразно:
    • рассмотреть вопрос либо о придании Совету по аудиторской деятельности при Минфине России статуса совещательного органа с передачей его функционала национальному объединению в сфере аудиторской деятельности, либо вопрос о ликвидации Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.
    • рассмотреть вопрос об обязательном создании при таком объединении третейского суда (т.е. на национальном уровне, а не на уровне отдельно взятой СРО). Одновременно, представляется целесообразным рассмотреть вопрос об обязательном привлечении медиаторов для разрешения споров на уровне СРО аудиторов;
    • предусмотреть включение в такое объединение представителей от каждой СРО аудиторов, по аналогии с Национальным Советом по оценочной деятельности;
    • в целях стимулирования СРО аудиторов к разработке стандартов аудиторской деятельности предусмотреть закрепление за таким национальным объединением выдачу предписаний СРО аудиторов по совершенствованию стандартов аудиторской деятельности, разработанной соответствующей СРО аудиторов. При этом представляется необходимым детально проработать вопрос о предотвращении «навязывания» отдельных положений стандартов аудиторской деятельности, разработанных доминирующими СРО аудиторов, другим СРО аудиторов; - рассмотреть вопрос о проведении национальным объединением оценки регулирующего воздействия разработанных федеральных стандартов аудиторской деятельности перед их утверждением Минфином России.

Информация о работе Аудит в России