Аудит учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

Содержание

Введение
1.Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики и их нормативное правовое регулирование……………………………………..4
1.1 Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………………………………………………………4
1.2 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики…..5
2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики…………………………………………………………………………..8
2.1 Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………………………………………………………..8
3.Аудит учетной политики……………………………………………………...12
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Аудит учетной политики.docx

— 42.31 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики и их нормативное правовое регулирование……………………………………..4

1.1 Цель, задачи и информационная  база аудита организации бухгалтерского  учета и учетной политики………………………………………………………4

1.2 Этапы аудита организации  бухгалтерского учета и учетной  политики…..5

2. Планирование аудита  организации бухгалтерского учета  и учетной политики…………………………………………………………………………..8

2.1 Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………………………………………………………..8

3.Аудит учетной политики……………………………………………………...12

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России аудиторская  деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом  к рыночной экономике. В начале 90-х  годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера  государственного контроля и ведомственные  ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс  массового создания аудиторских  фирм.

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в 19 веке в акционерных  компаниях Англии, затем в Америке, Германии, Франции.

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком  положении и функционировании, и  осуществляемый компетентным независимым  лицом, которое, исходя из установленных  критериев, выносит заключение о  качественной стороне этого функционирования. Главная цель аудита состоит в  определении достоверности и  правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за  соблюдением клиентом законов и  норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах  аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно  занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства  как потребителя информации о  результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность  функционирования  рынка капитала и дает возможность оценивать  и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской  проверки даже в тех случаях, когда  она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие  субъекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться  возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками  сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и прежде всего, коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться  в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень  сложные, законны и правильно  отражены в отчетности, так как  они обычно не имеют доступа к  учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в  услугах аудиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность аудита  организации бухгалтерского учета  и учетной политики и их  нормативное правовое регулирование

 

1.1 Цель, задачи  и информационная база аудита  организации бухгалтерского учета и учетной политики

 

Согласно п.3 ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  №307-ФЗ, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель  и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ. «О бухгалтерском  учете»(ред. от 27 декабря 2011 г. N 186н)

  организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Требования Положения  по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного  приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н(ред. от 25.10.2010 № 132н), распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм.

Цель аудита организации  бухгалтерского учета и учетной  политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета  и учетной политики требованиям  действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие  задачи:

  • установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;
  • проанализировать учетную политику организации.

В соответствии с поставленной целью определим источники информации - документы, необходимые для проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики:

1. Организационная и юридическая  документация :

  • приказ об учетной политике организации;
  • график документооборота;
  • утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации;
  • рабочий план счетов предприятия.

2. Первичные учетные документы: 

  • перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3. Учетные регистры бухгалтерского  учета:

  • журналы-ордера, ведомости (при журнально-ордерной форме учета);
  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • Главная книга;

 

1.2 Этапы аудита  организации бухгалтерского учета и учетной политики

 

Работы при проведении аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики можно  разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и  заключительный.

1 этап – ознакомительный.

На данном этапе аудитор  предварительно знакомится с клиентом, оформляет свои отношения с ним.

Производится проверка наличия  и ознакомление с организационной  и юридической документацией:

  • приказ об учетной политике организации;
  • график документооборота;
  • рабочий план счетов;
  • свидетельством о государственной регистрации;
  • справками о постановке на учет в налоговом органе, о регистрации в органах статистики и соответствующих отделениях внебюджетных и экологических фондов;
  • лицензиями на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством;
  • планами и прогнозами;
  • прочей существенной документацией

Далее аудитор осуществляет планирование аудиторской проверки, путем ознакомления с деятельности аудируемого лица, расчета уровня существенности, оценки аудиторских  рисков, оценки средств внутреннего  контроля и составления плана  и программы предстоящей аудиторской  проверки.

2 этап – основной.

Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится проверка тождественности показателей  бухгалтерской отчетности и регистров  учета, оценка правильности организации  бухгалтерского учета и формирование учетной политики, а также иные аудиторские процедуры, предусмотренные  программой аудита. Для каждой аудиторской  процедуры аудитору необходимо разработать  свой рабочий документ.

Аудиторские процедуры:

  • тестирования средств внутреннего контроля;
  • аудиторские процедуры по существу.

Тесты средств внутреннего  контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских  доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности  функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения  аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные процедуры проверки проводятся в форме детальных  тестов, оценивающие правильность отражения  операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета, и в  форме аналитических процедур.

В результате проведения аудиторских  процедур выявляются различные нарушения  в организации бухгалтерского учета  и формировании учетной политики, которые обобщаются на следующем  этапе.

3 этап – заключительный.

На последнем этапе  проверки аудитор завершает подготовку документации в виде аудиторского файла, подготавливает письменную информацию руководству проверяемого субъекта по результатам аудита, формулирует  свое мнение о достоверности бухгалтерской  отчетности проверенного экономического субъекта, подготавливает аудиторское  заключение.

 

 

2. Планирование  аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

 

2.1 Формирование  плана и программы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

 

В процессе планирования аудита организации бухгалтерского учета  и учетной политики составляется общий план и программа аудита. Аудиторская организация в праве  самостоятельно определять требования к формам составления и оформления аудиторского плана и программ.

При разработке плана и  программы аудиторы должны руководствоваться  требованиями Правила (стандарта) № 3 «Планирование аудита», Правила (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», Правила (стандарт) № 11. «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», Правила (стандарт) № 12. «Согласование условий на проведение аудита».

При разработке плана аудита организации бухгалтерского учета  необходимо учитывать:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;
  • особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;
  • общий уровень компетентности руководства;
  • учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;
  • влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;
  • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;
  • существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т.д.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:

  • имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;
  • есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;
  • назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;
  • соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;
  • соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
  • полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;
  • проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;
  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
  • наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;
  • применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;
  • соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.

Информация о работе Аудит учетной политики