Аудит учетной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки.

Содержание

1. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.
1.1 Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
1.2 Нормативное правовое регулирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики в Российской Федерации
1.3 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
2.1 Понимание деятельности аудируемого лица
2.2 Оценка системы бухгалтерского учета системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска
2.3 Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки
3.1 Сбор аудиторских доказательств и их документирование
3.2 Обобщение результатов проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики
3.3 Совершенствование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики с использованием компьютера
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

анализ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руководители предприятия могут в зависимости  от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

     Объем учетной работы на конкретном предприятии  определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство  перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.

     В ходе проверки аудиторы на основании  изучения Положения о бухгалтерской  службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников  службы выясняют ее организационную  структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

     Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Основными факторами, влияющими на такой выбор, являются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень применения компьютерных технологий. В настоящее время все большее распространение получает автоматизированная форма учета, преимуществами которой является возможность оперативной обработки значительных массивов информации, реализация принципа однократного ввода информации в систему, возможность получения разнообразных отчетов по мере необходимости и за любой период времени. Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии - в ее составе появляется подразделение, которое занимается программным и техническим сопровождением компьютерных систем.

     Сопоставление фактической организационной структуры  бухгалтерии с оптимальной и  анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам  сделать вывод, насколько структура  бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.

     В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.

     Особое  внимание аудиторы должны обратить на содержание Положения об учетной  политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается  соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.

     Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

     - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

     - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

     - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

     - методы оценки активов и обязательств;

     - правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

     - порядок контроля за хозяйственными операциями;

     - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

     Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следующим правилам, регламентированным действующим законодательством:

     - неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;

     - полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;

     - правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

     - строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений;

     - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и синтетического учета;

     - использование метода двойной записи;

     - разделение хозяйственной деятельности  предприятия на отчетные периоды  (месяц, квартал и год);

     - соблюдение имущественной обособленности предприятия;

     - предположение о непрерывности деятельности предприятия.

     Несоблюдение  названных правил приводит к искажению  картины имущественного и финансового  положения предприятия и должно рассматриваться аудиторами как  неправильное ведение бухгалтерского учета.

     В приложении 3 представлен общий план аудита учетной политики.

     Для осуществления общего плана аудитору необходимо составить и документально  оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. Программа составляется в развитии общего плана и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для реализации общего плана.

     Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, - фактический материал для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. (31)

     Общий план и программа аудита могут  уточняться и пересматриваться по мере необходимости в ходе аудита. Все  изменения должны быть документально зафиксированы. (3)

 

      3. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики ООО «Экран плюс» 

     3.1 Характеристика ООО «Экран плюс» и анализ его учетной политики»

     Общество  с ограниченной ответственностью «Экран плюс», в дальнейшем именуемое  «общество», является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

     Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа  указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. (22)

     Наиболее  распространенными способами получения аудиторского доказательства при аудите организации бухгалтерского учета и учетной политики:

  • Нормативная проверка соответствия законодательству;
  • Запрос;
  • Подтверждение;
  • Опрос персонала;
  • Прослеживание;
  • Аналитические процедуры

     Запрос  представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. (22)

     Подтверждение – это ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор может запросить  подтверждение суммы кредиторской задолженности непосредственно  у кредиторов). (22)

     Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, установление причин таких ошибок и искажений. (22)

     Полученные  таким образом аудиторские доказательства должны обязательно удовлетворять двум требованиям — достаточности аудиторских доказательств для обоснованных выводов и надлежащему характеру собранных аудиторских доказательств.

     Обратимся к программе аудита и рассмотрим какие аудиторские процедуры используются при получении доказательств на каждом этапе реализации программы.

     При проверке учетной политики целесообразно использовать процедуру инспектирования, а также процедуру тестирования. При этом составляются соответствующие рабочие документы (табл.3.1)

     Если  при изучении Положения об учетной  политике будет установлено, что  в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка  оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:

     - изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

     - разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, направленных на более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемкости учетного процесса;

     - существенного изменения условий деятельности, которое связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.

     Изменение учетной политики должно вводиться  с 1 января года (начала финансового  года), следующего за годом его утверждения  руководителем предприятия. Последствия  изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

     В развитие учетной политики предприятия  могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных  операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

     Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия  аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций. 

Информация о работе Аудит учетной политики предприятия