Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 02:56, курсовая работа
Аудит учетной политики позволяет определить, какую цель преследует руководство предприятия при ее формировании и исполнении:
- если предприятие хочет показать пользователям бухгалтерской отчетности (акционерам, кредиторам, потенциальным инвесторам) успехи своей деятельности, то аудит позволяет увидеть, как предприятие стремится максимизировать оценку активов, прибыли и доходов;
- если платить меньше налогов, то тогда аудит помогает проверить обоснованность применения таких способов учета, которые дают минимальную оценку активам, прибыли и доходам.
Введение…………………………………………………………………….3
•1. Цели и задачи аудита учетной политики……………………………….5
2. Последовательность работ при проведении аудита учетной
политики…………………………………………………………………...6
•2.1. Ознакомительный этап……………………………………………6
•2.2. Основной этап……………………………………………………..7
•2.3. Заключительный этап……………………………………………14
•3. Изменения в учетной политике………………………………………..18
•4. Тестирование отдельных положений учетной политики……………18
5. Разработка оптимальной учетной политики как один из видов консультационных аудиторских услуг………………………………….20
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….24
Приложение 1 «Рабочий документ аудитора»………………………….25
Сбор аудиторских
доказательств и обобщение
В Правиле (стандарте)№ 5 «Аудиторские доказательства» установлены единые требования к количеству и качеству доказательств, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
Наиболее
распространенными способами
Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица.
Подтверждение – это ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор может запросить подтверждение суммы кредиторской задолженности непосредственно у кредиторов). (22)
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, установление причин таких ошибок и искажений.
Полученные
таким образом аудиторские
Обратимся к программе аудита и рассмотрим какие аудиторские процедуры используются при получении доказательств на каждом этапе реализации программы.
При
проверке учетной политики целесообразно
использовать процедуру инспектирования,
а также процедуру
Если при изучении Положения об учетной политике будет установлено, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:
-
изменения законодательства
-
разработки предприятием новых
способов ведения
-
существенного изменения
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения руководителем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
В развитие учетной политики предприятия могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.
Обобщая
результаты изучения организации бухгалтерского
учета и учетной политики, предприятия
аудиторы устанавливают соответствие
организации бухгалтерского учета и учетной
политики требованиям действующего законодательства
и особенностям деятельности предприятия,
определяют зоны повышенного риска при
проверке однородных групп хозяйственных
операций.
Таблица 1 - Анализ учетной политики
№ п/п | Элемент учетной политики | Нормативная база | Допустимые варианты | Вариант закрепленный в учетной политике | Примечание (описание нарушений, выводы аудитора) |
1. | Порядок организации бухгалтерского учета | Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ | а)бухгалтерская
служба;
б)бухгалтер; в) специализированная организация по договору; г) руководитель. |
Бухгалтер | Полное соответствие |
2. | Формы первичных учетных документов | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98 г.). | а) унифицированные
формы;
б) специализированные формы. |
Хозяйственные операции оформляются первичными документами унифицированных форм | Соответствует |
3. | Перечень лиц,
имеющих право подписи в |
Законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно. | Приводится в приложении к учетной политике. | ||
4. | График документооборота | Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ | Формируется организацией самостоятельно. | Формируется самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике. | Нарушение срока сдачи документов в бухгалтерию |
Изменения в учетной политике могут иметь место в следующих случаях:
1) существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности);
2) изменений российского законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;
3) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, а последствия изменений, не связанные с изменением законодательства РФ, оценены в стоимостном выражении. С этой целью аудитор может провести тестирование представленного приказа (распоряжения) об учетной политике.
Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере.
Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учетной политике содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учета:
Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы бухгалтерского учета, то аудитор должен проверить, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учетной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одна из причин таких несоответствий – несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.
Информация об учетной политике как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности выступает одним из объектов аудиторской проверки.
С одной стороны, в процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения организации. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики необходимой потребности в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения.
С другой стороны, аудитору необходимо высказать свое мнение о достоверности отчетности и ее соответствии реальному положению дел в организации. Мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики служит основой выводов и действий контрагентов организации. Пользователь бухгалтерской отчетности должен быть уверен в надежности не только числовых данных, но и пояснений к ним, т. е. информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована отчетность.
Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике. При выявлении несоответствия пояснений к бухгалтерской отчетности реально используемым организацией способам ведения бухгалтерского учета необходимо сделать особые оговорки в итоговой части аудиторского заключения.
Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита учетной политики:
• организация применяет метод списания, не установленный учетной политикой;
• учетная политика датирована текущим годом;
• у
организации отсутствуют обязательные
приложения к учетной политике, в частности,
отсутствует график документооборота,
рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих
право подписи на первичных документах.
5. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
Одной из составляющих аудиторской деятельности является предоставление экономическим субъектам консультационных аудиторских услуг. Данный вид услуг является дополнительным и может предоставляться клиенту как аудитором или аудиторской организацией, осуществляющими основную проверку его финансово-хозяйственной деятельности, так и другими аудиторами и организациями. К консультационным услугам относятся, в частности, анализ учетной политики организации и разработка способов ее оптимизации.
Привлечение
стороннего специалиста в целях
оптимизации действующей
В
процессе аудиторского анализа учетной
политики и разработки рекомендаций
по ее совершенствованию можно
1.
Комплексный анализ
-
общее ознакомление с
- анализ внешней среды функционирования организации;
-
выделение отраслевых
-
рассмотрение финансовой
-
анализ сложившейся системы
- анализ системы внутреннего контроля;
-
формулировка предварительных
2.
Разработка рекомендаций по
-
соблюдения действующих
-
повышения надежности
-
эффективности информационного
обеспечения аппарата
-
соответствия проводимой
- снижения трудоемкости учета;
- обеспечения достоверности финансовой информации, предоставляемой заинтересованным пользователям.
3.
Внедрение измененной учетной
политики в практику
-
согласование изменений в