Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:27, реферат
Целью аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами является проверка законности возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения такой задолженности, правильности отражения в учете операций по расчетам с подрядчиками, поставщиками, дебиторами и кредиторами, а также мероприятий по устранению причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.
Аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами |
Целью
аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками,
дебиторами и кредиторами является
проверка законности возникновения
дебиторской и кредиторской задолженности,
своевременности погашения такой задолженности,
правильности отражения в учете операций
по расчетам с подрядчиками, поставщиками,
дебиторами и кредиторами, а также мероприятий
по устранению причин, вызывающих возникновение
невостребованной задолженности.
Источниками информации при такой проверке служат: учетная политика организации, материалы инвентаризации расчетов, первичные документы, журналы регистрации счетов-фактур, доверенностей, регистры аналитического и синтетического учета, акты взаимных расчетов и другие документы. Необходимо оценить качество системы внутреннего контроля и учета таких расчетов на предприятии, для этого тестируют систему контроля по вопросам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Тест включает в себя ряд вопросов: имеются ли договоры на все поставки и услуги, как часто производят сверку учета расчетов, какой процент поставщиков, подрядчиков, дебиторов и кредиторов охватывают такие сверки, кому выписывают доверенности, имеются ли случаи недостач, непредставления отчетов за выданные доверенности, все ли счета-фактуры регистрируются, своевременно ли предъявляются претензии и как они удовлетворяются, применяются ли штрафные санкции за невыполнение условий договоров, производится ли сверка цен по документам и цен указанных в договорах. Программа проверки включает в себя проверку: 1) договоров – юридическая оценка с позиций соответствия законодательству, в том числе налоговому; 2) инвентаризация расчетов (выявляют реальность задолженности, обоснованность сумм недостач, сумм задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности, лиц, виновных в пропуске этих сроков). При проверке расчетов с подрядчиками аудитор должен установить, обеспечены ли объекты источником финансирования, имеется ли проектно-сметная документации на объекты, соответствуют ли объемы выполненных работ, указанные в актах сдачи, фактическим объемам. Наиболее часто встречающиеся нарушения: 1) неопределение ТМЦ; 2) несоответствие данных счетов поставщиков данным учета проверяемого субъекта; 3) неверная корреспонденция счетов; 4) неправильное отражение НДС; 5) уничтожение подлинных документов; 6) подделка и фальсификация в документах; 7) составление нереальных обязательств и задолженностей в целях неверных кассовых выплат; 8) отражение нереальной дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета. | |
Внутренний аудит в системе управления организацией |
Внутренний
аудит – это неотъемлемая часть
управленческого контроля предприятия,
система контроля над соблюдением
установленного порядка ведения
бухгалтерского учета и надежностью
функционирования различных звеньев управления,
организованная самим экономическим субъектом,
действующая в интересах его руководства
и собственников и регламентированная
внутренними документами.
Функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и оперативной документации, соблюдение законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. Одной из важнейших сфер внутреннего контроля является учетная политика предприятия. Изучая учетную политику, аудитор определяет типовые операции и делает вывод о наличии нарушений учетной политики. В системе
производственного учета Важным этапом в системе внутреннего контроля является документооборот. При изучении документооборота и анализа документов аудитор делает вывод о соблюдении правил оформления, взаимосвязи отдельных первичных документов между собой и с учетными регистрами, соответствие первичного документа хозяйственной операции. На основе анализа документа делается вывод о степени соответствия документа законодательным актам. Полученная в ходе анализа системы внутреннего контроля, регистрации и уточнения внутреннего контроля, расширенная и уточненная во время проверки информация о функционировании предприятия позволяет аудитору оперативно реагировать на проблемы, возникающие у предприятия. Использование системы внутреннего контроля позволяет без значительных затрат времени и средств на первом этапе обнаружить недостатки в построении бухгалтерского учета на предприятии и выделить направления, на которые следует обратить внимание. |
Действия аудитора при выявлении фактов несоблюдения аудируемой организацией законодательных и нормативных актов |
Последствиями
нарушений считают:
1) взыскания штрафных санкций в проверяемом отчетном периоде; 2) угрозу отчуждения имущества; 3) прекращение деятельности экономического субъекта; 4) возникновение сомнений в правдивости и достоверности данных отчетности; 5) принятие неверных решений на основании искаженных данных бухгалтерской отчетности. Если
аудитор решит сокрыть Влияние невыполнения требований нормативных актов экономическим субъектом отражается на оценке возможных рисков, влечет к корректировке разработанных в плане аудиторских процедур, переоценке системы внутреннего контроля над предприятием. Аудитор выносит свое суждение о нарушении: являлось ли оно преднамеренным или непреднамеренным, причастны ли работники и руководитель экономического субъекта к фактам невыполнения требований нормативных документов. Существенные нарушения по учету и налогообложению аудитор оформляет в своей рабочей документации в виде таблицы «Перечень законов, по которым выявлено нарушение». Кроме высшего органа управления экономического субъекта должны быть также поставлены в известность о нарушениях и пользователи данных отчетности и само руководство субъекта проверки (в письменном виде). Факты невыполнения требований нормативных актов учитываются аудитором в процессе составления аудиторского заключения. Если аудитор считает, что нарушения нормативных и законодательных актов привели к искажению и повлияли на достоверность бухгалтерской отчетности, то он представляет условно-положительное или отрицательное заключение. На практике (в условиях жесткой конкуренции) аудиторы помогают организациям исправить все нарушения, так как заключение неположительное невыгодно характеризует как фирму, так и самого аудитора в отношении деловой репутации, поэтому заключения отрицательного характера – явление редкое и скорее может иметь место при проверке по поручению государственных органов. В большинстве случаев предприятия получают условно-положительное или положительное заключение. | |
Система финансового контроля и внутренний аудит |
Общий
финансовый контроль осуществляется на
базе Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-фз
«О бухгалтерском учете», Гражданского
кодекса, Кодекса об административных
правонарушениях, Уголовного кодекса,
Бюджетного кодекса, Налогового кодекса,
а отдельные контрольные мероприятия
осуществляют контрольно-ревизионные
органы, Казначейство, Счетная палата,
Министерство финансов, финансовые органы
субъектов РФ и муниципальных образований,
антимонопольные органы, налоговые и другие
государственные органы в рамках своей
компетенции.
Система финансового контроля включает в себя предварительный контроль (контроль до совершения хозяйственных операций, предупреждающий незаконные финансовые действия), текущий контроль (контроль в процессе совершения хозяйственных операций, в оперативном порядке устраняющий выявленные нарушения), последующий контроль (контроль уже совершенных хозяйственных операций методами анализа, прослеживания, сопоставления, пересчета и другими с целью проверки их законности и целесообразности, правильности и полноты отражения данных операций). Внутренний
аудит – разновидность В функции внутреннего аудита входит: проверка наличия и состояния оценки активов, эффективности их использования, проверка методов и технологии учета на предприятии, его организации, проверка порядка отражения операций согласно законодательству РФ, проверка полноты учета операций и формирования отчетности, консультирование специалистов учета, внесение предложений по совершенствованию учетной работы. Внутренний аудит должен быть закреплен положениями внутренних локальных нормативных актов, инструкций. Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре экономического субъекта, как правило, система внутреннего аудита является ограниченно независимой. Служба внутреннего аудита использует методические приемы, это: 1) инспектирование для получения доказательств достоверности отражения в учете хозяйственных процессов; 2) проверка документов на правильность оформления и полноту отражения в них хозяйственных операций; 3) наблюдение – отслеживание процессов, сбор информации, необходимой для проверки; 4) запрос, опрос, тестирование, анкетирование в целях получения сведений для проверки; 5) подтверждение, пересчет, инвентаризация, выборочная и сплошная проверка; 6) сверка, проверка на тождественность, анализ проб и образцов и т. д. | |
Документирование аудита |
Аудиторская
организация и индивидуальный аудитор
должны документально оформлять
все сведения, которые важны с
точки зрения представления доказательств,
подтверждающих аудиторское мнение,
а также доказательств того, что аудиторская
проверка проводилась в соответствии
с федеральными правилами (стандартами)
аудиторской деятельности. Под термином
«документация» понимаются рабочие документы
и материалы, подготавливаемые аудитором
и для аудитора либо получаемые и хранимые
аудитором в связи с проведением аудита.
Рабочие документы могут быть представлены
в виде данных, зафиксированных на бумаге,
фотопленке, в электронном виде или другой
форме.
Рабочие документы используются: 1) при планировании и проведении аудита; 2) при осуществлении текущего контроля и проверке выполненной аудитором работы; 3) для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникает необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог понять проделанную работу и обоснованность решений, выводов прежнего аудитора. Форма и содержание рабочих документов определяется следующими факторами: 1) характером аудиторского задания; 2) требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению; 3) характером и сложностью деятельности аудиторского лица; 4) характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудиторского лица; 5) необходимостью давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу; 6) конкретными методами и приемами, принимаемыми в процессе аудита. Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам каждой аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения). Стандартизация документирования облегчает работу и позволяет контролировать результаты выполненной проверки. Для повышения эффективности аудита допускается в ходе проверки использовать графики, аналитическую и иную документацию. Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. |
Аудиторский риск, его связь с информационной базой и существенностью |
Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами