Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами является проверка законности возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения такой задолженности, правильности отражения в учете операций по расчетам с подрядчиками, поставщиками, дебиторами и кредиторами, а также мероприятий по устранению причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

Работа содержит 1 файл

Аудит расчетов с поставщиками.doc

— 63.50 Кб (Скачать)
Аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами 
Целью аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами является проверка законности возникновения  дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения такой задолженности, правильности отражения в учете операций по расчетам с подрядчиками, поставщиками, дебиторами и кредиторами, а также мероприятий по устранению причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

Источниками информации при такой проверке служат: учетная политика организации, материалы инвентаризации расчетов, первичные документы, журналы регистрации счетов-фактур, доверенностей, регистры аналитического и синтетического учета, акты взаимных расчетов и другие документы.

Необходимо оценить качество системы внутреннего контроля и учета таких расчетов на предприятии, для этого тестируют систему контроля по вопросам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Тест включает в себя ряд вопросов: имеются ли договоры на все поставки и услуги, как часто производят сверку учета расчетов, какой процент поставщиков, подрядчиков, дебиторов и кредиторов охватывают такие сверки, кому выписывают доверенности, имеются ли случаи недостач, непредставления отчетов за выданные доверенности, все ли счета-фактуры регистрируются, своевременно ли предъявляются претензии и как они удовлетворяются, применяются ли штрафные санкции за невыполнение условий договоров, производится ли сверка цен по документам и цен указанных в договорах. Программа проверки включает в себя проверку:

1) договоров – юридическая оценка с позиций соответствия законодательству, в том числе налоговому;

2) инвентаризация расчетов (выявляют реальность задолженности, обоснованность сумм недостач, сумм задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности, лиц, виновных в пропуске этих сроков).

При проверке расчетов с подрядчиками аудитор  должен установить, обеспечены ли объекты  источником финансирования, имеется  ли проектно-сметная документации на объекты, соответствуют ли объемы выполненных работ, указанные в актах сдачи, фактическим объемам.

Наиболее  часто встречающиеся нарушения:

1) неопределение ТМЦ;

2) несоответствие данных счетов поставщиков данным учета проверяемого субъекта;

3) неверная корреспонденция счетов;

4) неправильное отражение НДС;

5) уничтожение подлинных документов;

6) подделка и фальсификация в документах;

7) составление нереальных обязательств и задолженностей в целях неверных кассовых выплат;

8) отражение нереальной дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета.

Внутренний  аудит в системе  управления организацией
Внутренний  аудит – это неотъемлемая часть  управленческого контроля предприятия, система контроля над соблюдением  установленного порядка ведения  бухгалтерского учета и надежностью функционирования различных звеньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и собственников и регламентированная внутренними документами.

Функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и оперативной документации, соблюдение законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Одной из важнейших сфер внутреннего контроля является учетная политика предприятия. Изучая учетную политику, аудитор  определяет типовые операции и делает вывод о наличии нарушений  учетной политики.

В системе  производственного учета создается  прежде всего информация об издержках. Издержки производства – один из основных объектов управленческого учета. Они  группируются и учитываются 40б по видам, местам их возникновения и  носителям затрат. Информация управленческой бухгалтерии обычно представляет собой коммерческую тайну организации, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер. Администрация организации самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности.

Важным  этапом в системе внутреннего  контроля является документооборот. При  изучении документооборота и анализа  документов аудитор делает вывод  о соблюдении правил оформления, взаимосвязи  отдельных первичных документов между собой и с учетными регистрами, соответствие первичного документа хозяйственной операции. На основе анализа документа делается вывод о степени соответствия документа законодательным актам.

Полученная  в ходе анализа системы внутреннего  контроля, регистрации и уточнения  внутреннего контроля, расширенная и уточненная во время проверки информация о функционировании предприятия позволяет аудитору оперативно реагировать на проблемы, возникающие у предприятия. Использование системы внутреннего контроля позволяет без значительных затрат времени и средств на первом этапе обнаружить недостатки в построении бухгалтерского учета на предприятии и выделить направления, на которые следует обратить внимание.

Действия  аудитора при выявлении  фактов несоблюдения аудируемой организацией законодательных и нормативных актов
Последствиями нарушений считают:

1) взыскания штрафных санкций в проверяемом отчетном периоде;

2) угрозу отчуждения имущества;

3) прекращение деятельности экономического субъекта;

4) возникновение сомнений в правдивости и достоверности данных отчетности;

5) принятие неверных решений на основании искаженных данных бухгалтерской отчетности.

Если  аудитор решит сокрыть обнаруженные факты состава преступления, иных действий или бездействия экономического субъекта, то к нему также могут быть применены меры ответственности, так как он дает свое профессиональное заключение – суждение о достоверности учета.

Влияние невыполнения требований нормативных  актов экономическим субъектом  отражается на оценке возможных рисков, влечет к корректировке разработанных в плане аудиторских процедур, переоценке системы внутреннего контроля над предприятием.

Аудитор выносит свое суждение о нарушении: являлось ли оно преднамеренным или  непреднамеренным, причастны ли работники  и руководитель экономического субъекта к фактам невыполнения требований нормативных документов.

Существенные  нарушения по учету и налогообложению  аудитор оформляет в своей  рабочей документации в виде таблицы  «Перечень законов, по которым выявлено нарушение».

Кроме высшего органа управления экономического субъекта должны быть также поставлены в известность о нарушениях и пользователи данных отчетности и само руководство субъекта проверки (в письменном виде).

Факты невыполнения требований нормативных  актов учитываются аудитором  в процессе составления аудиторского заключения.

Если  аудитор считает, что нарушения  нормативных и законодательных  актов привели к искажению  и повлияли на достоверность бухгалтерской  отчетности, то он представляет условно-положительное  или отрицательное заключение.

На  практике (в условиях жесткой конкуренции) аудиторы помогают организациям исправить все нарушения, так как заключение неположительное невыгодно характеризует как фирму, так и самого аудитора в отношении деловой репутации, поэтому заключения отрицательного характера – явление редкое и скорее может иметь место при проверке по поручению государственных органов. В большинстве случаев предприятия получают условно-положительное или положительное заключение.

Система финансового контроля и внутренний аудит 
Общий финансовый контроль осуществляется на базе Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-фз «О бухгалтерском учете», Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса, а отдельные контрольные мероприятия осуществляют контрольно-ревизионные органы, Казначейство, Счетная палата, Министерство финансов, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, антимонопольные органы, налоговые и другие государственные органы в рамках своей компетенции.

Система финансового контроля включает в  себя предварительный контроль (контроль до совершения хозяйственных операций, предупреждающий незаконные финансовые действия), текущий контроль (контроль в процессе совершения хозяйственных операций, в оперативном порядке устраняющий выявленные нарушения), последующий контроль (контроль уже совершенных хозяйственных операций методами анализа, прослеживания, сопоставления, пересчета и другими с целью проверки их законности и целесообразности, правильности и полноты отражения данных операций).

Внутренний  аудит – разновидность финансового  контроля, осуществляемого внутренними  службами субъекта. Это может быть контрольный отдел, ревизионная комиссия или внутренний аудитор, осуществляющий функции внутреннего контроля. Внутренний аудит строится в зависимости от содержания и специфики деятельности экономического субъекта, масштабов этой деятельности, системы управления хозяйственными процессами.

В функции  внутреннего аудита входит: проверка наличия и состояния оценки активов, эффективности их использования, проверка методов и технологии учета на предприятии, его организации, проверка порядка отражения операций согласно законодательству РФ, проверка полноты учета операций и формирования отчетности, консультирование специалистов учета, внесение предложений по совершенствованию учетной работы.

Внутренний  аудит должен быть закреплен положениями  внутренних локальных нормативных актов, инструкций. Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре экономического субъекта, как правило, система внутреннего аудита является ограниченно независимой.

Служба  внутреннего аудита использует методические приемы, это:

1) инспектирование для получения доказательств достоверности отражения в учете хозяйственных процессов;

2) проверка документов на правильность оформления и полноту отражения в них хозяйственных операций;

3) наблюдение – отслеживание процессов, сбор информации, необходимой для проверки;

4) запрос, опрос, тестирование, анкетирование в целях получения сведений для проверки;

5) подтверждение, пересчет, инвентаризация, выборочная и сплошная проверка;

6) сверка, проверка на тождественность, анализ проб и образцов и т. д.

Документирование  аудита
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор  должны документально оформлять  все сведения, которые важны с  точки зрения представления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или другой форме.

Рабочие документы используются:

1) при планировании и проведении аудита;

2) при осуществлении текущего контроля и проверке выполненной аудитором работы;

3) для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникает необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог понять проделанную работу и обоснованность решений, выводов прежнего аудитора.

Форма и содержание рабочих документов определяется следующими факторами:

1) характером аудиторского задания;

2) требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;

3) характером и сложностью деятельности аудиторского лица;

4) характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудиторского лица;

5) необходимостью давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

6) конкретными методами и приемами, принимаемыми в процессе аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам каждой аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения). Стандартизация документирования облегчает работу и позволяет контролировать результаты выполненной проверки.

Для повышения эффективности аудита допускается в ходе проверки использовать графики, аналитическую и иную документацию.

Результаты  выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения  аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Аудиторский риск, его связь  с информационной базой и существенностью

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками