Содержание
Введение
1. Общая характеристика
аудита расчетов с бюджетом
1.1 Сущность и значение
аудита расчетов с бюджетом
1.2 Цель, задачи и источники
информации аудита расчетов с бюджетом
1.3 Основные этапы аудита
расчетов с бюджетом. Методы проверки
2. Особенности аудита
расчетов с бюджетом по отдельным
налогам
2.1 Аудит расчетов с
бюджетом по налогу на добавленную
стоимость (НДС)
2.2 Аудит расчетов с
бюджетом по налогу на прибыль
2.3 Аудит расчетов с
бюджетом по налогу на доходы
физических лиц (НДФЛ)
Заключение
Список литературы
Введение
Вопросы проверки правильности
исчисления и уплаты налогов являются
одними из наиболее актуальных для
руководства и собственников
организаций. Проверка налоговой отчетности
является фактором повышения достоверности
всей финансовой отчетности организации.
Проведение аудита расчетов с бюджетом
позволяет оценить правильность
исчисления и уплаты налогов, минимизировать
налоговые риски и возможные
санкции за нарушение налогового
законодательства и получить необходимую
информацию для оптимизации налогообложения
организации-клиента. В ходе аудита
проверяются соответствие налогового
учета экономического субъекта требованиям
нормативных актов, регулирующих порядок
ведения налогового учета и составления
налоговой отчетности в РФ, соответствие
налоговой отчетности экономического
субъекта данным первичного учета. Также
оцениваются последствия искажений,
обнаруженных в учете, и предлагаются
пути их устранения, обсуждается необходимость
внесения изменений и дополнений
в учетную политику для целей
налогообложения, применяемую в
организации.
Цель курсовой работы
– раскрыть особенности и значение
аудита расчетов с бюджетом.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность и значение аудита расчетов с бюджетом;
- рассмотреть цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом;
- исследовать основные этапы аудита расчетов с бюджетом и методы проверки;
- рассмотреть особенности аудита расчетов с бюджетом по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ).
Объект работы –
аудит.
Предметом исследования
курсовой работы является аудит
расчетов с бюджетом.
Структура работы отражает
ее общий замысел и логику
и определяется поставленными
целью и задачами. Работа состоит
из введения, двух глав, заключения,
списка литературы. Первая глава
посвящена изучению общей характеристики
аудита расчетов с бюджетом. Во
второй главе рассмотрены особенности
аудита расчетов с бюджетом
по отдельным налогам (НДС,
налог на прибыль, НДФЛ).
Общая характеристика
аудита расчетов с бюджетом
1.1. Сущность и
значение аудита расчетов с
бюджетом
Расчеты с бюджетом
являются частью финансовых операций
организации по выполнению обязательств
перед государством. Это обусловливает
необходимость достоверного определения
налоговых баз и сумм налогов,
подлежащих уплате в бюджет
при соблюдении действующего
налогового законодательства Российской
Федерации. За несвоевременные
и неправильные исчисление и
уплату налогов руководство организации
несет административную и уголовную
ответственность. Это позволяет
говорить о налоговом аудите
как о весьма важной и необходимой
аудиторской услуге, позволяющей
осуществлять своевременный контроль
за соответствием совершаемых операций
нормам налогового законодательства.1
Проверка взаимоотношений
с бюджетом является для аудитора
объектом особого внимания, так
как его заключение, подтверждающее
правильность расчетов и реальность
задолженности, может быть принято
налоговой инспекцией, а может
быть и не принято - поставлено под сомнение.
Налоговая инспекция имеет право перепроверить
правильность представленного аудиторами
заключения в случаях, если ею будет установлена
недобросовестность и недоброкачественность
аудита, приведшая к ущемлению интересов
бюджета.
Расчеты по начислению
налогов и их перечислению
в бюджет являются довольно
трудоемкими. Для этих целей
в бухгалтерском учете используется
счет 68 "Расчеты по налогам
и сборам". Счет 68 «Расчеты по
налогам и сборам» предназначен
для обобщения информации о
расчетах с бюджетами по налогам
и сборам, уплачиваемым организацией,
и налогам с работниками этой
организации. Этот счет кредитуется на
суммы, причитающиеся по налоговым декларациям
(расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции
со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму
налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты
с персоналом по оплате труда» - на сумму
подоходного налога и т.д.). По дебету счета
68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются
суммы, фактически перечисленные в бюджет,
а также суммы налога на добавленную стоимость,
списанные со счета 19 «Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 ведется
по видам налогов.
Основные нормативные
документы, регулирующие учет
расчетов с бюджетом:
1. Федеральный закон от
21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете».
2. Налоговый кодекс Российской
Федерации.
3. Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации. Утверждено приказом Минфина
РФ от 29.07.98 г. № 34н, с последующими изменениями
и дополнениями.
4. План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
организации и Инструкция по
его применению. Утверждены приказом
Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
5. Положение по бухгалтерскому
учету «Учет расчетов по налогу
на прибыль» - ПБУ18/02. Утверждено
приказом Минфина РФ от 19.11.02 г.
№114н.
Общие правила налогообложения
по всем налогам, а также
санкций за их неправильное
применение или неприменение
установлены Налоговым кодексом
Российской Федерации.
Аудит расчетов с
бюджетом по сути - это экспертиза
налоговых обязательств экономического
субъекта. Методически налоговый
аудит схож с проверкой налоговых
органов. Однако цели налогового
аудита и налогового контроля,
осуществляемого налоговыми органами,
различаются. Так, целью проведения
налоговой проверки налоговыми
органами является повышение
налоговой дисциплины и грамотности
налогоплательщиков, выявление и
пресечение налоговых правонарушений,
а цель проведения налогового
аудита - снизить вероятность привлечения
к ответственности организации.
Аудитором могут быть даны
обоснованные рекомендации в
случае выявления нарушения налогового
законодательства и искажений
бухгалтерской и налоговой отчетности
у экономического субъекта, но
он не вправе заставить своего
заказчика принимать те или
иные решения. Решение о том,
следовать ли рекомендациям аудитора,
остается за руководителем проверяемого
хозяйствующего субъекта.
После проведения налогового
аудита хозяйствующий субъект
может воспользоваться, в частности:
- предложениями по улучшению существующей системы налогообложения;
- оптимальными механизмами начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта, рекомендациями о правильном использовании налоговых льгот;
- предложениями по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов, по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;
- возможностью использовать результаты аудита для получения разъяснений налоговых органов по актам проверок, проведенных ими в отношении проверяемого экономического субъекта.
Результатом оказания
сопутствующих услуг по налоговым
вопросам могут быть:
- указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта при обнаружении нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
- разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
- рекомендации по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
- разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;
- расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.
1.2 Цель, задачи и источники
информации аудита расчетов с бюджетом
Целью аудита расчетов
с бюджетом является высказывание
аудитором мнения о соответствии
этих расчетов по всем налогам
и сборам, во всех существенных
аспектах, нормативным документам,
которые регламентируют порядок
их начисления и уплаты соответствующим
уровням бюджета. Однако в
рамках налогового аудита могут
быть поставлены и гораздо
более узкие цели, например подтверждение
аудитором правомерности и правильности
отражения в налоговом и бухгалтерском
учете налоговых вычетов по
НДС, правильности формирования
налоговой базы по конкретному
налогу и т.д. 2
Аудит расчетов с
бюджетом включает аудит учетной
политики в целях налогообложения
и аудит методики постановки
налогового учета. Кроме того,
в рамках налогового аудита
осуществляется проверка:
- правильности определения объекта налогообложения;
- правомерности освобождения от налога отдельных операций, видов имущества; применения льгот по налогу;
- правильности формирования налоговой базы, применения налоговых ставок, определения момента формирования налоговой базы;
- правомерности отражения налоговых вычетов по налогам;
- правильности исчисления налога;
- своевременности уплаты налога;
- правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации.
В качестве источников
информации при проведении аудита
расчетов с бюджетом используются:
приказ по учетной
политике для целей налогообложения
и для целей финансового учета;
данные о характере
и масштабе деятельности аудируемого
лица;
сведения о юридической
и организационной структуре
аудируемого лица;
выдержки или копии
учредительных документов, лицензий,
соглашений и протоколов;
информация об отрасли, экономической
и правовой среде, в которой аудируемое
лицо осуществляет свою деятельность;
результаты анализа
финансово-хозяйственной деятельности
и остатков по счетам бухгалтерского
учета;
значения наиболее
важных экономических показателей
и тенденции их изменения;
первичные учетные
документы, регистры бухгалтерского
и налогового учета, используемые
при расчете налогов и сборов;
налоговые декларации;
данные бухгалтерской
отчетности.
Синтетический учет
по счету 68 ведется в журнале-ордере
№ 8, а аналитический (по видам
налогов и платежей) – в ведомости
№ 7 или на карточках (при
журнально-ордерной форме учета).
Аудитору также следует
проверить отражение расчетов
с бюджетом по налогам в
отчетных формах: балансе (форма
№ 1), отчете о финансовых результатах
(форма № 2). Так, в балансе
(форма № 1) дебиторская задолженность
показывается по стр. 236 (прочие
дебиторы), а кредиторская задолженность
– по стр. 626 (задолженность перед
бюджетом). В отчете о финансовых
результатах (форма № 2) по стр.
150 проверяется, как отражен налог
на прибыль.
Аудитор прежде всего должен
установить, по каким платежам и налогам
предприятие ведет расчеты с бюджетом.
По каждому налогу необходимо определить
правильность:
исчисления налогооблагаемой
базы;
применения ставок
налогов и платежей;
расчетов сумм налогов;
применения льгот при
расчете и уплате налогов;
полноты и своевременности
уплаты платежей в бюджет;
составления бухгалтерских
проводок по начислению и уплате
налогов и платежей;
составления и своевременности
представления в налоговую инспекцию
отчетности по видам налогов
и платежей;
ведения аналитического
и синтетического учета по
счету 68.
1.3 Основные этапы аудита
расчетов с бюджетом. Методы проверки
Аудит расчетов с
бюджетом включает три основных
этапа.3
Этап 1. Предварительная
оценка (экспертиза) существующей системы
налогообложения экономического
субъекта. На данном этапе: